Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика сенсорно - перцептивных процессов.




54. Диагностика мнемических способностей. В этом случае мнемические способностиможно определить как свойства функциональных систем, реализующие функции запомина­ния, сохранения и воспроизведения информации. Они имеют индиви­дуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и каче­ственном своеобразии выполнения деятельности.В мнемических способностях выделяют функциональные и операци­онные механизмы. Генотипически обусловленная совокупность разно­уровневых онтогенетических свойств составляет основу функциональ­ных механизмов. Все приемы организации информации, ее обработки или кодирования выступают операционными механизмами. Актуальность проблемы. В настоящее время психология располагает довольно большим количеством методов изучения памяти. Однако известные методики не позволяют дать развернутую картину самого процесса запоминания, рассмотреть и объяснить явление в характеристиках развития, не могут определить сущность индивидуального своеобразия мнемических способностей.В то же время информация об уровне развития и качественном своеобразии памяти того или иного школьника позволит более обоснованно осуществлять реализацию индивидуального подхода в обучении и воспитании. Исследованность проблемы. В экспериментальных исследованиях памяти достаточно четко выделяются два подхода: изучение памяти как следа (Г. Эбингауз и др.) и рассмотрение памяти как действия. В рамках самого деятельностного подхода память рассматривается либо в ее связи с деятельностью, либо как самостоятельный вид деятельности (Л.С. Выготский).Рассмотрение памяти в контексте деятельности позволило авторам данного исследования В.Д. Шадрикову и Л.В. Черемошкиной говорить о ней как об определенной способности.В этом случае мнемические способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Они имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.В мнемических способностях выделяют функциональные и операционные механизмы. Генотипически обусловленная совокупность разноуровневых онтогенетических свойств составляет основу функциональных механизмов. Все приемы организации информации, ее обработки или кодирования выступают операционными механизмами. Объект исследования. Процесс и результат решения школьниками 10-12 лет мнемических задач. Предмет исследования. Продуктивность мнемических способностей. Задачи исследования. Вычленить при развертывании мнемической деятельности процессы запоминания, реализуемые: • с опорой на функциональные механизмы; • с опорой на функциональные и операционные механизмы. Гипотеза исследования. Последовательность ступеней развертывания мнемической деятельности школьника может быть достигнута благодаря последовательному усложнению мнемической задачи. Этого можно добиться за счет варьирования трех факторов: 1) увеличения объема материала, подлежащего запоминанию; 2) сокращения времени, отводимого на запоминание; 3) усложнения материала для запоминания. Метод исследования. Экспериментальное исследование.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал