![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
Бюджетные организации руководствуются в своей хозяйственной деятельности Бюджетным кодексом РФ (БК), Гражданским кодексом РФ (ГК) и Налоговым кодексом РФ (НК). До вступления в силу части второй НК РФ законодательство о налогах и сборах содержало нормы, согласно которым налогообложению подлежала лишь предпринимательская деятельность бюджетных учреждений. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств и целевых поступлений, налогообложению не подвергалась. В связи с этим необходимо было разделять предпринимательскую и основную деятельность бюджетных учреждений. Основные характеристики основной деятельности учреждения: - обязанность оказания услуг возложена на учреждение законом или иным нормативным правовым актом; - цены на услуги устанавливаются или регулируются вышестоящей организацией или органом власти; - оказываемые услуги социально значимы; - доходы от оказания услуг направляются на цели, определенные законом, иным нормативным правовым актом или уставом учреждения; - деятельность по оказанию услуг осуществляется на основании сметы. Согласно действующей в настоящее время редакции НК к не-налоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Бюджетные организации, являются плательщиками НДС, налога на прибыль организаций, единого социального налога (ЕСН) с сумм выплат физическим лицам, налога на имущество организаций со стоимости принадлежащих им основных средств, являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), а также могут являться плательщиками земельного налога. Однако, НК предусматривает значительный перечень льгот, относящихся прежде всего к бюджетным учреждениям. Бюджетная система Российской Федерации - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права. Скоординированные во времени, экономическом и социальном пространстве бюджетные взаимоотношения между объектами бюджетного процесса представляют собой сложную, динамически изменяющуюся систему. ИС бюджетной организации (ИСБО) является системой информационного обслуживания работников, занятых в этой структуре, и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче, обработке информации и формированию управленческих решений. Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и функционирующей в системе управления информации, а также сведений, поступающих по каналам прямой и обратной связи из внешней среды. Таким образом, важнейшие функции любой ИС - получение информации, выполнение процедур по ее обработке с помощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе полученных сведений управленческих решений, определяющих дальнейшее поведение системы. Поскольку информация фиксируется и передается на материальных носителях, необходимы действия человека и работа технических средств по восприятию, сбору информации, ее записи, передаче, преобразованию, обработке, хранению, поиску и выдаче. Эти действия обеспечивают нормальное протекание информационного процесса и входят в технологию управления. Они реализуются технологическими процессами обработки данных с использованием электронной вычислительной техники и других технических средств. Возможности развития информационных систем в бюджетных учреждениях связаны с использованием программных продуктов, ориентированных на организацию функционирования экономических объектов и решение основных финансовых (в том числе и налоговых) задач. К программному обеспечению ИС в бюджетных организациях предъявляются следующие требования: - обработка больших объемов информации в сжатые сроки; - организация взаимодействия пользователей с информационными ресурсами в интерактивном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования и контроля; - наличие в базовых программных средствах сетевых функций; - возможность объединения различных программных платформ, их расширения и наращивания за счет дополнения новыми рабочими местами, серверами и т.д.; - наличие режимов многозадачного и многопользовательского доступа к корпоративным данным, а также одновременного доступа к данным специалистов для совместной обработки информации. Все эти требования ориентированы на использование системного программного обеспечения и соответствующих прикладных программных продуктов для решения функциональных финансовых задач. В ИСБО наибольшее распространение получила сетевая операционная система Windows NT фирмы Microsoft, которая за счет встроенных сетевых средств обеспечивает: - более высокие показатели производительности; - централизованное управление (доменная система) пользователями и сетевыми ресурсами; - поддержку прикладных программ среды DOS, Windows, OS/2 и различных протоколов передачи данных; - высокоорганизованную доменную справочную службу, справочную службу имен, службу электронной почты и т.д.; - высокий уровень надежности хранения данных и защищенность доступа к ним. Таким образом, используемые сетевые операционные системы в бюджетных организациях позволяют решать основные функциональные задачи, обеспечивать их информационную совместимость и коммуникационный обмен данными, поддерживать режимы работы при организации различных топологий вычислительных сетей, платформу «клиент-сервер» и т.д. Все бюджетные организации имеют иерархическую структуру, что определяет принципы взаимодействия информационных и прикладных программных продуктов от низовых звеньев до аппарата управления регионального или федерального уровня. Прикладные программные продукты, внедряемые в этих организациях, сформированы в программные комплексы, имеющие модульную структуру в соответствии с функциональными задачами, решаемыми на уровне автоматизированных рабочих мест в структурных подразделениях. Программный комплекс как инструмент ИСБО обеспечивает совместимость решаемых бюджетных задач, а также информационную поддержку аппарата управления и преемственность информации в налоговой, бюджетной и казначейской системах. В бюджетных организациях, которые функционально связаны с налоговыми органами решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет», используемый на различных уровнях управления регионами. Программный комплекс «Бюджет» обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов, предоставляет автоматизированные рабочие места руководителям других служб, взаимодействующих с финансовыми органами. Функциональная часть программного комплекса «Бюджет» объединена общей информационной базой и единым пользовательским интерфейсом. Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу Каждый модуль ориентирован на решение определенных функциональных бюджетных финансовых задач, которые связаны с операциями учета данных и получения отчетности. Программный комплекс «Бюджет» предусматривает также взаимодействие с центральным автоматизированным хранилищем данных финансового управления, которое содержит всю информацию, накапливаемую в процессе функционирования всех уровней финансовых органов. Программные модули построены таким образом, что возможно их работа непосредственно в режиме оперативного доступа к центральному автоматизированному хранилищу данных либо к своей локальной базе данных, содержащей необходимый фрагмент центрального автоматизированного банка данных. В последнем случае проводится регламентный обмен данными между локальной базой данных и центральным автоматизированным хранилищем информации. Наибольшее значение при функционировании программного комплекса «Бюджет» имеет защита информации, которая реализуется за счёт подсистемы разграничения прав доступа, а подсистемой аудита, которая позволяет отслеживать производимые изменения в данных. Это осуществляется с помощью нескольких программных механизмов на разных ступенях доступа к информации. Вопрос надёжности хранения информации решается за счёт использования платформы «клиент-сервер» и применения системы управления базами данных. ПК «Бюджет» разработан с использованием среды разработки Delphi 7.0 и выполнен по технологии клиент/сервер. В качестве хранилища данных использована СУБД Oracle 9i. Программный комплекс Бюджет (ПК «Бюджет») разработан для обеспечения хранения и обработки информации по первичным документам исполнения федерального бюджета в Счетной палате Российской Федерации, а также для ведения справочной информации в соответствии с федеральным законом. Данные, хранящиеся и обрабатываемые в ПК «Бюджет» являются первоисточником для остальных программных комплексов, использующихся в Счетной палате РФ. ПК «Бюджет» обладает мощным механизмом импорта данных из Министерства Финансов РФ, а также из Федерального Казначейства, с последующим сохранением в базе данных. ПК «Бюджет» так же наделен аналитическим функционалом, направленным на обработку первичных данных для предоставления сводных отчетов по исполнению федерального бюджета.
|