Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация труда






 

Мотивация – воздействие на поведение человека для достижения личных, гражданских и общественных целей.

При выборе форм и методов мотивации, надо учитывать мотивы людей, то есть то, что вызывает их действия.

Мотивация:

- внутренняя – определяется содержанием и значимостью работы. Если работа интересует человека, то это само по себе является мотивом. Существенным внутренним мотивом может быть значимость работы для развития определенных качеств человека, полезность для группы людей.

- внешняя – может выступать в 2-х формах:

а) административной – диктует выполнение работы по команде, приказу, т.е. по принуждению.

б) экономической – осуществляется через экономические стимулы (заработная плата, премии, и так далее).

Мотивация может осуществляться различными методами:

- разъяснение;

- воспитание;

- личный пример;

- системы поощрения и наказания и т.д.

Эффективность мотивации оценивается по результатам деятельности сотрудников и организации отношения друг к другу.

Существуют 2 основные формы мотивации:

1. по результату – применяется там, где можно сравнительно точно определить и выделить результат деятельности 1 сотрудника или группы. При этом вознаграждение связывается с выполнением конкретной работы.

2. по статусу – основана на интегральной оценке деятельности сотрудника, учитывающей его квалификацию, качество труда и другие параметры, определяемые спецификой деятельности в данной организации.

Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека.

В общем, мотивы поведения человека можно разделить на:

- эгоистические направлены на благосостояние индивидуума;

- альтруистические – направлены на благосостояние коллектива, общества.

Поведение человека определяется соотношением целей, которые он ставит перед собой, и средств их достижения. Ориентация индивидуальна и может меняться по периодам жизни человека, а также под влиянием внешних факторов.

В настоящее время принято различать 2 группы теорий мотивации:

1. содержательные – основаны на анализе ситуаций, возникающих в процессе мотивации. Автор известных содержательных теорий – Маслоу, Макклеланд, Герцберг, Альдерфер.

2. процессуальные – теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

В теории справедливости подчеркивается важность соотношений между усилиями членов коллектива и получаемыми вознаграждениями.

Мотивация осуществляется через стили управления.

МакГрегор выделяет 2 основные теории управления:

- теория Х:

1) человек не может работать

2) его следует принуждать, контролировать и т.д.

3) средний человек хочет, чтобы им руководили

- теория У:

1) человек любит работу, самостоятельность и ответственность

2) контроль должен быть мягким и незаметным

3) следует избегать команд и приказаний

Системы мотивации являются важной частью управления по целям. Оно предполагает обоснование стратегических и тактических целей организации, установление на этой основе целей подразделений и каждого сотрудника, выбор средств достижения цели, согласование общих, частных и индивидуальных целей и разработку систем мотивации, направленных на достижение цели.

Таким образом, совершенствование систем мотивации, ориентировано на развитие творческих способностей, партнерские способности человека в коллективе, согласование интересов организации и персонала.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал