Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы.






- большая роль отводится установленному законом порядку;

- гражданам разрешается жить семьями;

- иметь дом и участок;

- нет сословий, но есть классы и разрешён переход по имущественному признаку.

Жизнь по-прежнему контролируется. Есть граждане и неграждане.

Идеал государства - смешение принципов монархии и демократии.

 

2. Сунь Ятсен (19-20 вв.) родился в Китае.

Его политическая концепция представляет триаду:

1) принцип нации (до свержения династии Цинь имел внутреннюю направленность, после падения династии отпал, но гражданские войны наделили его новым содержанием: борьба китайцев с узурпаторами).

2) принцип народовластия (установление республиканской формы правления и демократического режима).

3) принцип народного благоденствия


4. Учение Аристотеля о государстве и праве

Аристотель (4 век до н. э.) родился в Стагирите.

Ученик Платона, увлекался его критикой. Платон обращён к идеалу, поглащён религиозно-метафизическими проблемами, Аристотель не отрицает высших сил, но они его не слишком занимают. Он земной, а людская жизнь для него реальна. Решающее средство познания он видит в опыте.

Работы: " Политика", " Афинская полития" и " Этика".

Под этикой тогда понимали весь свод традиций. Политику Аристотель понмал шире, чем сейчас, он включал в неё и этику, и экономику. Политика - высшее благо человека и государства. Государство же - творение природы, в его основе потребности людей. Человека Аристотель определял как " политическое животное" и выделял три ступени объединения людей:

- семья;

- деревня;

- полис - органическое целое, стоит выше семьи и индивида; высшая форма объединения (черты: территория и объединение людей).

Рабство неизбежно и естественно, т.к. одни по своей природе рабы, а другие - свободны.

Аристотель критикует коммунистический проект Платона. Частная собственность представляет результат себялюбия, т.е человек трудиться для себя а что выгодно гражданину, то выгодно и полису, она естественна. Общая собственность противоестественна, т.к. общий интерес ничейный.

Аристотель осуждал чрезмерное богатство и выделял две формы накопления: 1) своим трудом, что выгодно полису и 2) посредством спекуляции.

Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а её плоды использовались для общего блага. Упразднение семьи (платоновское) также уничтожает стимул к труду.

Право - нормы, которые регулируют общественную жизнь, придают её определённую форму и стабильность:

- естественное право (всеми признано и не нуждается в законодательном оформлении);

- условное (нормы в форме соглашений и законов).

Сраведливость, аспекты: общее благо - служит общей пользе, равенство - справедливо для равных. Виды:

1) уравнивающая

2) распределяющая

Важный показатель справедливости - отстутствие крайностей между бедными и богатыми.

Этический принцип- ничего чрезмерного.

Совершенная форма правления - полития.

Форма правления и их смена. Классификация форм государства в «Политике» проводится по двум критериям: по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства) и по достигаемой цели. В правильных государствах верховная власть преследует цели общего блага граждан, в неправильных правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает 6 видов государственного устройства: правильные – монархия, аристократия, полития; неправильные – тирания, олигархия и демократия.

Монархия – реальное сосредоточение в руках правителя власти.

Тирания – неправильная монархия – худшая из всех форм правления.

Аристократия – власть ограниченного числа лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц – предпочтительнее монархии.

Олигархия – это господство богатых.

Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Необходима полития - смешанная форма, возникающая из сочетания лучших свойств олигархии и демократии. Полития представляет собой строй с преобладанием собственников средних размеров, что гарантирует " самодостаточность" семей и ослабляет противоречие между богатством и бедностью.

Демократия – неустойчивая форма правления.

 


5. Политико-правовые идеи раннего христианства

Эпоха.

I в. н.э. глубокий кризис Римской империи; восстания покоренных народов; иудейская война; в Риме разлад, распущенность и моральная опустошенность верхов; возникновение религиозных сект (одна из них – христианство).

Христианство выделилось из иудаизма (иудаизм – первая монотеистическая религия, в которой сочетались традиции древних племен, жертвоприношения, насилие, жестокость и поиски нового в духовной и нравственной сферах).

Библия (история целенаправленна, суть ее – установления Царства Божьего на земле, вознаграждение за добрые дела, воскрешение праведников).

Новый завет – главный источник политической мысли раннего христианства (4 Евангелия (от Матфея, марка, Луки, Иоанна), книга Деяний апостолов, 21 послание апостолов, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)).

Христианство – результат глубокой неудовлетворенности состоянием общества (Иисус призывает отрешиться от ценностей этого общества (от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасения души).

Программа и суть христианства – не преобразование мира, а спасение души (тело и все зримое, осязаемое – низшая, бренная часть нашего существования; душа нетленна и надо о ней заботиться) (все слова Иисуса и апостолов надо воспринимать в духовном смысле).

Не призывая к сопротивлению, раннее христианство находилось в оппозиции к режиму (воспринималось властями враждебно; повсеместно осуществлялись преследования христиан).

Христианство возникло как негосударственная религия (провозгласило, что есть сферы, неподвластные государству, выходящие за рамки его полномочий).

Христиане объединялись в товарищества, общины, где вели жизнь по обычая, противоположным римским (общность имущества; всеобщая обязанность трудиться; распределение по труду или по потребности – христианский коммунизм (замкнут в религиозных общинах, носит в основном потребительский и распределительный характер); осуждение богатства).

Связь христианских общин (по мере распространения становились как бы государством в государстве; не боролись с империей, но стремились отгородиться от нее, решать дела без ее вмешательства).

Со временем общины обрастали хозяйствами (складывалась иерархизированная и централизованная организация; появились мирские интересы; началось вырождение церкви; главной целью становится расширение влияния церкви; она врастает в государство, налаживает с ним отношения).

Принцип покорности властям (послания апостолов (особенно Павел) – открытие пути для легитимации и последующему превращению христианства в господствующую религию) (гонимая церковь стала господствующей; появились интерес, расчет и корысть). Проблема соотношения духовной и светской власти (тело подчиняется земной власти, душа – церковной; неизбежны конфликты; слабость светской власти толкала церковь к провозглашению своего верховенства).

Происхождение государства.

Христианство доминировало в европейской политической мысли более тысячелетия (способствовало торжеству мистики, иррационального в сознании людей; греко-римская рационалистическая традиция была им вытеснена; религиозная мифология (создание мира из ничего, всякая власть от Бога, государство – результат грехов людских) заменила попытки анализа естественного и исторического процесса).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Создание внегосударственной общины верующих (проблема политической обязанности – подчиняться ли распоряжениям властей, если они несправедливы; большинство склонялись к повиновению, но не беспредельному; в разделении властей заложена основа сопротивления).

Особенности теории.

Христианство выдвинуло ряд новых идей (главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской (личность не принадлежит всецело государству; у человека появилось право на бессмертие)).

Христианство содействовало гуманизации политической мысли (идеи нравственной ответственности; призывы к милосердию и любви; равенство всех народов и социальных групп; уважение к физическому труду; но пренебрежение к проблемам этого мира (на первом плане спасение души)).


6. Политико-правовые идеи Августина Блаженного

Эпоха.

Относительно ранний период христианства (IV – V вв.) (христианство стало господствующей религией в Риме, приспособление доктрины к новому статусу).

Августин (354 – 430 гг.) (отец язычник, мать христианка, преподавал грамматику, риторику, стал епископом).

Происхождение государства.

Христианская мистика и мифология (история человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану; история начинается с грехопадения Адама и Евы и заканчивается Страшным судом; все социальные, правовые и государственные учреждения – результат греховности человека, его извращенной свободной воли).

Разделяет представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но процессы обусловлены божественной волей (природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности; стремление к объединению приводит к общественному договору, с которым связываются представления об общественных обязанностях).

В семье власть принадлежит отцу, политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей (в рациональное объяснения вторгается Божья воля – власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу; в одних случаях Бог сам назначает правителя, в других – его воля проявляется через естественный ход событий).

Характеристика государства (определение государства).

Цель власти – обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями и подданными (действия государств, в которых не соблюдается справедливость – грабеж).

Собственность (все должно быть общее; в естественном состоянии у людей должна быть коллективная собственность; каждый берет из общего запаса все, что ему нужно; все сверх индивидуальных потребностей принадлежит обществу и используется в его интересах) (отрицание абсолютного права частной собственности).

Рабство не отрицал (но осуждал – порабощение человека – грех).

Отношение церкви к государству, духовной власти к светской (теория разделения церковной и государственной властей; они различны, обладают суверенитетом, независимостью; но между ними есть взаимодействие, должны оказывать поддержку друг другу).

Церковная власть – высшая (духовная сфера выше мирской).

Формы государства (идеальное государство).

Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное земное общество (на нем печать предопределения; греховный земной град рушится; надежды связываются с градом Божьим (община праведников, следующих божественным установлениям); церковь – предизображение небесного града).

Безразличие к формам государства (в его эпоху рушились классические институты; традиционное деление на правильные и неправильные формы).

Неправильные формы (несправедливый царь – тиран, несправедливый народ – тоже тиран, несправедливая аристократия – власть эгоистической группировки).

Правильные формы (соблюдается право – нет предпочтений; выбор формы второстепенен; любая форма правления может оказаться хорошей, когда уважают Бога и человека).

Особенности теории.

Теория разделения церковной и государственной властей.


7. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского

Эпоха.

XIII в. Христианская церковь воплотилась в стабильную, стройную и всепроникающую организацию (поискам, откровениям, прозрениям положен конец; создалось догматическое, формализованное учение, основанное на авторитете официально признанной интерпретации священных писаний; религиозные философы подтверждают догматы веры).

Схоластика – попытка рационального доказательства иррациональных истин.

Фома (1226 – 1274 гг.) (аристократ, преподавал философию и теологию; главное произведение «Сумма теологии», политические взгляды «О правлении государей» и комментарии к труда Аристотеля).

Происхождение государства.

Фома стремится вывести Бога из бытия вещей (в анализе реальностей следует здравому смыслу и пользуется античным наследием (реализмом Аристотеля и достижениями Римского права); признает естественный характер государства).

Рационалистический реализм анализа земных проблем – угроза для богословской настройки (подготовка почвы для идеологии Возрождения, покончившей с монополией католицизма).

Существование государства, объединение людей в политическое общество – естественный закон (человек – животное политическое, стремится к объединению, к общению для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей; общество объединяет людей разных способностей, которые взаимодополняют друг друга).

Создание государства – результат естественной склонности к общественной жизни (но он предопределен волей Бога и опосредован разумом человека; не исключается общественный договор в качестве способа создания государства; цель государства – общее благо (материальное и духовное)).

Характеристика государства (определение государства).

Политическое общество предполагает власть (она существует сама по себе (не установлена другой властью), принцип власти божественен, но ее установление и использование может противоречить божественным предначертаниям).

Соотношение церкви и государства (верховенство церковной власти в умеренных формах; стремление обосновать духовный характер вмешательства папства в дела императоров и королей; юрисдикцию пап Фома оправдывает необходимостью наказания грешников и их отстранения от власти).

Собственность (дар Бога человеку; ею следовало пользоваться с чувством ответственности перед дарителем; оправдание богатств церкви – только праведные могут распределять общее достояние; собственность – ответственность и опека).

Никто не должен иметь больше, чем нужно для удовлетворения его потребностей (всякая собственность должна служить общему благу; для удовлетворения нуждающихся допустимо пользоваться изобилием богатых).

Догматическая идеология (факты брал в рассуждениях древних мыслителей и отцов церкви, приспосабливал их идеи к потребностям церкви).

Формы государства (идеальное государство).

Следует Аристотелю (три правильные формы (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия); делятся по отношению к общему благу; правильные – политическая власть (основана на праве и обычае), неправильные – деспотическая власть (не ограничена правом)).

Симпатии к монархии (лучшая форма; власть царя напоминает власть Бога; так как сложно удержаться от тирании – на практике ей следует предпочесть смешанную форму правления с преобладанием монархического элемента).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

На вершине системы права – вечный закон (божественное провидение) (Бог создал мир с определенной целью; ограниченному человеческому сознанию вечный закон не доступен; чтобы следовать божественному предопределению, человек наделен способностью постигать отдельные максимы вечного закона, распознавать, что ему соответствует (внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения)).

На этой основе вырабатывает рационалистические принципы (естественный закон – порожден разумом человека; общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев).

Человеческий закон – позитивный, признается людьми по их воле (законы создает природа, диктует разум, а человек только признает их, придает им четкую форму).

Божественный закон (часть вечного закона, предаваемая с помощью откровений; содержится в Библии и видениях святых).

Божественный, естественный и человеческий законы должны ввести человека в круг действия вечного закона.

Наиболее несовершенен человеческий закон (должен проверяться с точки зрения соответствия естественному и божественному законам; критерии – религиозное сознание, нравственный (религиозный) долг; закону, не соответствующему естественным установлениям, можно не повиноваться; принудительное осуществление такого закона – признак тирании).

Особенности теории.

Томизм – символ религиозного освящения существующего порядка (объявляет этот порядок покоящимся на естественном праве, на велениях разума и соответствующим вечному закону; частная собственность отождествляется с собственностью вообще; социальные различия объявляются естественными и неизбежными, объясняются разделением труда, разницей в профессиях).

Солидарность различных классов на основе христианской любви к ближнему – идеальное решение социальных проблем.


8. Политико-правовая концепция ислама

Эпоха.

VII в. н.э. (арабские племена переходили от родового строя к государственному; монотеистическая религия отвечала потребности объединения, вытесняя племенные культы).

Мухаммед (Магомет) (родился в 570 г.) (испытал нужду; служил пастухом и приказчиком; в 610 г. выступил с проповедью (предрекал скорый конец мира и страшный суд, призывал отказаться от почитания идолов и поклоняться Аллаху, объявлял себя его пророком; его плохо приняли — бежал (бегство — хиджра (622 г.)); начал успешную вооруженную борьбу с племенной верхушкой курейшитов; в 630 г. Мекка сдалась, население приняло ислам; Мухаммед возглавил общину верующих как религиозный лидер и как правитель).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал