Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие права (отличие от закона; виды права).






Право основывается на природе человека, а не на воле бога (качество, отличающее людей от животных, - стремление к мирному, организованному общению, согласованному с требованиями разума; оно и ест источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм).

Наряду с естественным правом признается право божественное.

Третий вид права - человеческое (одно из требований естественного права - исполнение своих обещаний; воля людей - источник обязательных правил, установленных соглашением; изменчивое, произвольное человеческое право противопоставляется естественному; нормы, установленные людьми должны соответствовать принципам естественного права; естественное право не может быть изменено даже Богом).

Право:

1) естественное

2) волеустановленное

а) божественное

б) человеческое

Право предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно (эту функцию осуществляет государство).


14. Политико-правовые взгляды Б. Спинозы

Бенедикт Спиноза (17 век) родился в Голландии.

Его главное произведение: " Этика, доказанная геометрическим способом".

Спиноза придерживался метафизического механистического материализма. Он выводит мир из единого начала. Спиноза говорит, что мир не есть продукт творения. Природа не создана Богом, природа и есть Бог. Спиноза приходит к полному пантеизму, растворяя Бога в природе, отвергая сверхъестественное начало. Сущностной чертой философии является детерминизм. природе всё совершается необходимо. А свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен тогда, когда руководствуется одним только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы. Человек такая же часть природы, как и все другие живые существа, поэтому все его действия нужно рассматриват так же, как если бы речь шла о линиях, телах, плоскостях. Геометрический метод вполне приемлим для изучения деятельности человека.

Происхождение государства Спиноза пытается объячнить с точки зрения естественной необходимости. Исходным в учении о государстве и праве становится понятие естественного права (сами законы или правила природы, с которыми всё и совершается). Государству предшествует естественное состояние, в котором существует нестабильное и конфликтное состояние. Человек имеет столько прав, сколько имеет силы. Интересы людей вступают в противоречие, поэтому люди заключают общественный договор, чтобы жить безопасно. Государство наделяется большой властью над гражданами., но его власть не безгранична. Так, государство не может посягать на свободу мысли и религиозную свободу, однако безбожников терпеть не стоит. Спиноза наделяет государство правом контролировать религиозные организации и убеждения граждан. Трудно понять, как это сочитается со свободой мнений, которой Спиноза придавал значение.

Лучшей формой государства Спиноза считает ту, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, устойчивость, а также свобода граждан. В этих положениях сказывается желание Спинозы предотвратить новые перевороты Голландии. Его симпатии находятся на стороне демократии. Цель государства - свобода и такая цель лучше всего достигается в демократическом государстве.

Но не следует забывать, какую демократическую республику имел в виду. Он защащал Нидерландскую республику де Витта, которая сосредоточила власть в своих руках. Это можно рассмотреть и как олигархию. Во-вторых Спиноза не видит реальной возможности для подавляющего большинства народа. Толпа подвержена воздействию кальвинистов.

В условиях постоянных угроз со стороны сторонников Дома Оранских Спиноза не исключал аристократии, при которой власть принадлежит патрициату. Патрициат избирает Совет синдиков(в него могут входить только те, кто старше 60-и), а Сенат для заведения делами управления.

Спиноза способствовал освобождению политической мысли от влияние церкви. Он - один из создателей светской теории государства.

 

 

15. Политико-правовые взгляды Т. Гоббса

Томас Гоббс(16-17вв.) – английский философ.

Основные произведения: " О гражданине", " Левиафан".

Естественное состояние. Изначально все люди неравны, но компенсируют это физическими или умственными способностями, поэтому все имеют одинаковое «право на все». Однако эгоизм, жажда власти и наживы приводят к «войне всех против всех», что равнозначно отсутствию прав вообще.

Естественное право. Естественный закон. Естественные законы, по Гоббсу, не элемент естественного права. Наоборот, они приходят ему на смену. Право состоит в свободе делать или не делать что-либо, а закон обязывает либо к тому, либо к другому. Естественное состояние и действующее в нем естественное право на все – это неограниченная свобода, а диктуемый разумом естественный закон – это предписание, ограничение закона.

Фундаментальный закон: следует искать мира и следовать ему. Остальные (18) естественных законов можно сформулировать: не делай другому того, чего ты не желал бы по отношению к себе.

Общественный договор. Путем взаимной договоренности индивиды доверяют единому лицу – суверену – верховную власть над собой. Государство и есть это лицо использующее средства всех людей так, как оно считает необходимым для их общей защиты.

Государство – единое лицо. «Государство — это есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

Аналогия государства с человеком: государство – «искусственный человек» (Левиафан); суверен – душа государства, судебная и исполнительная власть – суставы, тайные агенты – глаза государства, гражданский мир – здоровье, а гражданские войны – болезнь государства. Составляющие государство люди как бы срослись, стали новым организмом, утратили свою первоначальную обособленность. Гоббс отвергает теорию разделения властей, так это означало бы разделение суверенитета.

Соотношение государства и закона. Естественные законы сами по себе к исполнению не обязательны, ибо это свобода что-либо делать или не делать. Необходим позитивный закон, лимитирующий право каждого на все и решающий, кому что принадлежит, что право, а что не право. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утратили право протеста против решений суверена. Отсутствие суверена оборачивается непрерывной «войной всех против всех». Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов. Государство издает гражданские законы. По своему содержанию гражданские законы – те же естественные законы, но только подкрепленные абсолютным авторитетом и мощью государства.

Формы государства. Выделяет 3 формы государства: демократию, аристократию, монархию. Демократию не одобряет - «черни недоступна большая мудрость»; при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Монархия – лучшая форма – соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти.

Отношения между государствами. Отношения между государствами представлялись Гоббсу сферой, где сохраняется естественное состояние, т.е. идет война всех против всех.


16. Политико-правовые взгляды Дж. Локка

Джон Локк (17-18 вв.) – идейный оппонент Гоббса, идеолог социального компромисса.

Основное произведение: " Два трактата о государственном управлении ".

Естественное состояние. В нем пребывали люди до возникновения государства. В этом общежитии не было «войны всех против всех» (в отличии от Гоббса). По Локку, полная свобода и равенство людей все же не есть «состояние своеволия». Жизнь людей регулируется диктуемыми разумом законами природы, а закон природы требует мира и безопасности для всех. Разум предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других людей. Отсутствие органов для беспристрастного решения споров, наказания виновных все же дестабилизировало жизнь.

Общественный договор. Для обеспечения свободы и равенства, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество («Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа»).Люди, добровольно создавая государство, передают ему не все принадлежащие им естественные права (в отличии от учения Гоббса). Государство получает от людей столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества (политическая власть вытекает из общественного договора и состоит в праве издавать законы и применять для их исполнения силу сообщества). Право на жизнь и владение имуществом, свобода и равенство – окончательные границы власти и действия государства, которые оно преступать не должно (собственность, свобода мнений – неотчуждаемые права).

Государство. Государство – совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона, создавших судебную инстанцию, правомочную решать конфликты между ними. И наказывать преступников. От других форм коллективности (семей, хозяйственных единиц) оно отличается монополией на политическую власть, т.е. правом во имя общественного блага создавать законы (с различными санкциями) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для их исполнения.

Право на восстание. Против деспотической власти люди вправе «воззвать к небесам» и применить силу. По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа в конечном счете выше суверенитета созданного им государства. Восстание правомерно, если большинство народа решает прекратить нарушения общественного договора и вернуть государство на путь свободы и закона.

Разделение властей. Этот принцип не приобрел у Локка классической формы. Он различает три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Публично-властные полномочия государства четко разграничены и поделены между разными его органами («уравновесить власть правительства, вложив отдельные ее части в разные руки»). Законодательная: приниматьзаконы полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Исполнительная: претворять законы в жизнь должны монарх и кабинет министров. Федеративная: внешняя политика, отношения с иностранными государствами (может сочетаться с исполнительной). Судебная: ветвь исполнительной власти. Система сдержек и противовесов реализует принципы связи и взаимодействия властей. Первое место отводится власти законодательной как верховной в стране. Иные власти должны подчиняться ей, но и оказывая на нее влияние (буржуазный конституционализм).

Формы государства.Трехчленная система: демократия, олигархия, монархия. Любую форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности. Абсолютная монархия вообще не признавалась формой гражданского правления. Смена форм правления в соответствии с волей общества – нормальное явление. Не выделяет лучшую форму государства. Эпоха.

Эпоха буржуазных революций.

Джон Локк (1632 – 1704) (из небогатой семьи; окончил Оксфорд, остался в качестве преподавателя; поддерживал режим Реставрации, позднее разошелся с ним по вопросу о веротерпимости; возникновение зачатков двухпартийной системы; включился в политическую жизнь, поддерживал вигов (ограничение королевской власти); после поражения вигов бежал в Голландию; вернулся в Англию после воцарения Вильгельма Оранского).

«Два трактата о государственном управлении» (основное политическое произведение; цель – опровергнуть англиканской теории неограниченности королевской власти и побудить население к сопротивлению короне):

1-й трактат (Локк полемизирует со сторонниками абсолютной монархии);

2-й трактат (излагает свои мысли о происхождении государства, пределах его власти).


17. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье

Шарль Луи Монтескье (17-18 вв.) – умеренный философ, сторонник социального компромисса.

Основные произведения: «О духе законов», «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян».

Происхождение государства. Каждое исторически данное общество — результат взаимодействия физических и моральных причин, определяющих его становление, развитие и падение (на первых этапах развития общества основное влияние оказывают физические причины (климат), в государственно организованном обществе все большее значение приобретают социальные факторы (политический строй, положительные законы государства)).

Характеристика государства (определение государства). Главная цель государства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу, если кто-то не подчинится правопорядку.Отрицал договорные теории, рассматривающие образование государства как гражданскую сделку, в которой две стороны определяют взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.Разумное соглашение между народами и правителями — акт принятия основных законов государства, регулирующих отношения между ними (обосновал идею правления законов, а не людей — идею конституционного правления). Формы государства (идеальное государство). Доказывал, что вполне естественны разные формы правления в зависимости от общего духа народа (выступал против абсолютизма).При характеристике типичных форм государства использовал понятия: 1) природа правления (отношение между правителями и управляемыми, определяемые тем, кому принадлежит власть); 2) принцип правления (человеческие страсти, которые двигают им; вытекает из природы правления).В истории государства выявил 4 типичные формы1) демократия (верховная власть принадлежит народу; принцип — политическая добродетель (любовь к отечеству и равенству); общественное благо предпочитается частному; граждане желают служить отечеству); 2) аристократия (верховная власть находится в руках группы лиц; принцип — умеренность, удерживающая от произвола, побуждает аристократию действовать в соответствии с законами страны, позволяет народу забыть о своем бесправии);

3) монархия (верховная власть вручается одному лицу, соблюдающему основные законы государства; принцип — честь, связывающая и монарха, и подданных); 4) деспотия (антипод республик и монархий; отсутствие политико-правовых отношений между правителями и управляемыми (подменяются отношениями между господином и рабами); принцип — страх; подданные воспитываются в духе рабской покорности).

Стремится к равновесию не властей, а политических сил, короля, аристократии и буржуазии (поиски равновесия — свидетельство копромиссности и умеренности политико-правовой концепции).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал