![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ состояния и использования материально-технической базы торговли
Одним из факторов, определяющих объем товарооборота, является состояние материально-технической базы торговли и интенсивность ее использования. Для оценки состояния основных средств и их влияния на торговые процессы анализируют следующие показатели: - доля активной части основных средств (машин, оборудования, приборов) в общей их стоимости; - доля торговой площади в общей площади помещений торгового предприятия; - коэффициент износа основных средств; - коэффициент обновления основных средств; - уровень капиталовооруженности труда (отношение среднегодовой стоимости основных средств к среднесписочной численности работников); - уровень технической вооруженности труда (отношение активной части основных средств к среднесписочной численности работников торговли); - уровень технической оснащенности торгового предприятия (отношение активной части основных средств к торговой площади); - возрастной состав и средний возраст машин и оборудования Анализ динамики данных показателей позволяет оценить состояние и воспроизводство материально-технической базы торговли. Обеспеченность отдельными видами помещений, машин, оборудования устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью. Изучается также выполнение плана по приобретению торгово-технологического и подъемно-транспортного оборудования, своевременному вводу в действие строящихся объектов. Для оценки уровня интенсивности использования материально-технической базы торговли используются следующие показатели: - капиталоотдача основных средств (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости основных средств торговли, в том числе активной их части); - капиталоемкость (отношение среднегодовой стоимости основных средств торговли к товарообороту); - объем товарооборота на 1 м2 торговой площади; - объем средних запасов товаров на 1 м 3 складских помещений и хранилищ; - количество тонно-дней хранения продукции на 1 м3 холодильных камер и т.д. В процессе анализа следует установить, как изменился объем товарооборота за счет увеличения либо уменьшения среднегодовой суммы основных средств торговли (ОС) и их капиталоотдачи (КО):
Аналогичным образом определяют влияние торговой площади (S) и полноты ее использования (ОS) на объем товарооборота:
В свою очередь, объем товарооборота на 1 м2 площади (OS) зависит от количества рабочих дней в отчетном периоде (Д), средней продолжительности рабочего дня (П) и выработки на 1 м2 площади за час работы (ЧВм2). В результате Л.И.Кравченко (31) предлагает следующую факторную модель товарооборота:
Рассчитать влияние данных факторов можно одним из приемов детерминированного факторного анализа на основании данных табл.2.9. Таблица 2.9. Анализ использования торговой площади предприятия
По сравнению с прошлым годом товарооборот увеличился в целом на 193, 6 млн руб., в том числе за счет изменения: а) торговой площади DТОs = (+20) × 325 × 11, 2 × 1020 = +74, 2 млн руб.; б) количества дней работы торгового предприятия DТОд = 520 × (–5) × 11, 2 × 1020 = –29, 7 млн руб.; в) средней продолжительности рабочего дня (внутрисменных простоев) DТОп = 520 × 320 × (–0, 2) × 1020 = –33, 9 млн руб.; г) среднечасовой выработки на 1 м2 торговой площади DТОчв = 520 × 320 × 11, 0 × (+100)= +183, 0 млн руб. На основании этих данных можно сделать вывод, что для повышения интенсивности использования торговых площадей данному предприятию необходимо сократить целодневные и внутрисменные простои, т.е. увеличить время работы. Для оценки эффективности использования материально-технической базы торговли используют следующие показатели: · прибыль на рубль основных средств торговли; · прибыль на 1 м2 торговой площади. Факторную модель первого показателя можно представить в виде произведения рентабельности оборота и капиталоотдачи основных средств торговли: Второй показатель можно разложить на рентабельность оборота и выхода товарооборота на 1 м2 площади:
Завершается анализ разработкой конкретных рекомендаций по укреплению материально-технической базы торговли, повышению уровня интенсивности и эффективности ее использования.
|