![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Особенности анализа торговой деятельности
предприятий АПК
2.1. Содержание, значение и задачи анализа торговой деятельности
Торговая деятельность – это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. В системе агропромышленного комплекса продукция сельскохозяйственных и промышленных предприятий реализуется в основном оптом. Однако в последние годы многие предприятия создают свои фирменные магазины, через которые продают часть своей продукции. Многие предприятия имеют буфеты, киоски по продаже товаров повседневного спроса. Кроме того, в системе АПК функционируют государственные предприятия, акционерные и частные фирмы по снабжению сельскохозяйственного производства необходимыми материально-техническими ресурсами. Имеются также оптово-розничные объединения по заготовке, переработке и реализации плодовоовощной продукции, а также агрофирмы с законченным циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Другими словами, сфера торговой деятельности в АПК довольно обширная и каждый бухгалтер, экономист-менеджер должен знать ее специфику и методику анализа. Основным содержанием анализа торговой деятельности является изучение товарооборота, издержек обращения, финансовых результатов и финансового состояния торгового предприятия, а также факторов, определяющих их уровень. Цель анализа – поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности и наращивания прибыли от данного вида бизнеса.
2.2. Анализ товарооборота
Основным показателем деятельности торгового предприятия является объем товарооборота. Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия. От выполнения плана по товарообороту зависят все остальные показатели его деятельности: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и другие экономические показатели. Основные задачи анализа: 1) изучение динамики и выполнения плана по объему товарооборота в целом и по отдельным товарным группам; 2) определение влияния факторов на изменение объема товарооборота; 3) выявление резервов увеличения объема товарооборота; 4) разработка конкретных мероприятий по освоению выявленных резервов. Источники данных для анализа: статистическая отчетность ф.№ 1 «Отчет о товарообороте и запасах товаров», ф.№ 3-торг «Отчет о продаже и остатках товаров», данные бухгалтерского и оперативного учета. По видам продаж товарооборот делится на оптовый, мелкооптовый и розничный (населению и юридическим лицам). По организационным формам оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом (с участием и без участия в расчетах). Общая методика анализа товарооборота представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Общая блок-схема анализа товарооборота
Для оценки динамики необходимо из отчетности взять данные за последние 3-5 лет об объеме товарооборота и на основании их рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста, а также среднегодовой темп прироста (табл.2.1). При этом объем товарооборота должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цены базисного года. Например, чтобы определить объем товарооборота i -го периода в ценах базисного года, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен n предыдущих периодов: 1304: 1, 08 = 1207, 4 млн руб. 1570: (1, 1 · 1, 08) = 1321 млн руб. 1670: (1, 15 · 1, 1 · 1, 08) = 1222 млн руб., и т.д.
Таблица 2.1. Динамика товарооборота
Из табл.2.1 видно, что за четыре года объем товарооборота вырос на 41 %. Среднегодовой темп роста составил
а среднегодовой темп прироста – 9 %. Это высокий темп прироста, что положительно характеризует работу данного торгового предприятия. Аналогичным образом изучают динамику товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров. После этого анализируют выполнение плана товарооборота по каждому виду товаров (товарной группе) и в целом по предприятию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворенным, какие товары пользуются повышенным спросом у покупателей. Одновременно необходимо установить основные факторы изменения товарооборота. Его величину можно представить в виде произведения двух факторов: ТО = å qi pi ; где q – физическая масса (количество) проданных товаров; p – уровень цен на товары. Расчет их влияния можно произвести способом абсолютных разниц (табл.2.2). Таблица 2.2. Расчет влияния факторов на объем товарооборота
На основании приведенных данных можно установить, что в целом по предприятию индекс физической массы проданных товаров составляет
Из таблицы также видно, по каким видам товаров перевыполнен план по объему товарооборота, а по каким недовыполнен. Недовыполнение плана товарооборота по одним товарным группам и перевыполнение по другим видам товаров приводит к изменению структуры товарооборота: удельный вес одних товаров увеличивается, других уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу, и сделать соответствующие выводы. Из данных табл.2.3 следует, что за отчетный год произошли существенные изменения в структуре товарооборота: значительно увеличилась доля группы товаров D, а доля товаров групп В и С уменьшилась. Поскольку по группе D самые высокие торговые надбавки и более высокий уровень рентабельности продаж, то эти изменения выгодны для данного торгового предприятия.
Таблица 2.3. Анализ структуры товарооборота
Анализируют также выполнение плана по объему товарооборота и его структуре в разрезе видов продаж. В розничной торговле это будет продажа в розницу и мелкий опт, в том числе населению и юридическим лицам. В оптовой торговле – реализация со склада, на условиях франко-хозяйство и транзитом (с участием и без участия в расчетах).
Таблица 2.4. Анализ товарооборота по видам продаж
Из табл.2.4 следует, что в общем объеме товарооборота увеличился объем продаж со склада торгового предприятия, в связи с тем что доставка товаров потребителям требует больших издержек и не выгодна для данного торгового предприятия. Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, декадам, что помогает установить, насколько ритмично работает торговое предприятие (табл.2.5). В выполнение плана по ритмичности засчитывается фактическая доля товарооборота за i -й период, но не более плановой. В данном примере коэффициент ритмичности равен Критм = 0, 23 + 0, 25 + 0, 24 + 0, 25 = 0, 97. Рассчитывают также коэффициент вариации по методике, описанной в § 13.1.
Таблица 2.5. Анализ ритмичности работы торгового предприятия
Ритмичность работы торгового предприятия зависит как от внутренних факторов, связанных с организацией торговли, рекламы, изучения покупательского спроса, так и от внешних (сезонные колебания спроса и предложения на определенные группы товаров, уровень денежных доходов населения и юридических лиц, их предпочтения, конкуренция на рынке товаров и услуг и т.д.). Факторы изменения физического объема товарооборота можно объединить в три группы: а) уровень товарного обеспечения торгового процесса; б) обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования; в) состояние материально-технической базы торговли и интенсивность ее использования.
|