Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие внешних функций Советского государства
Внешнеполитическая деятельность советского государства в рассматриваемый период определялась сложившейся после второй мировой войны международной обстановкой. Основной ее отличительной чертой явилось продолжение начавшейся еще в первые послевоенные годы " холодной войны" между ведущими капиталистическими странами (США, Великобританией и др.) и Советским Союзом и другими социалистическими странами. Отражением этого явилось, в частности, заключение в мае 1955 г. Советским Союзом, Болгарией, Польшей, Чехословакией, Румынией, Венгрией и Германской Демократической Республикой Варшавского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. С этого времени на европейском континенте сложились две противостоящие друг другу военные группировки - страны Североатлантического блока (НАТО) и страны Варшавского Договора. Вместе с тем надо сказать, что в середине 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, советское правительство осуществило ряд мер, направленных на смягчение международной обстановки, ослабление ранее проводившегося жесткого курса. Важное значение имел факт, что в решениях съезда подчеркивалось отсутствие фатальной неизбежности войны и указывалось на необходимость проведения политики мирного сосуществования двух систем. Курс на конструктивную внешнюю политику принес свои положительные результаты. В 1955 г. при активном участии Советского Союза был урегулирован австрийский вопрос. В заключенном государственном договоре предусматривалось установление постоянного Нейтралитета Австрии. Летом 1955 г. по инициативе Советского Союза в Женеве было созвано Совещание глав правительств СССР, США, Англии, Франции, что способствовало смягчению напряженности в международной обстановке. Советский Союз оказывал политическую и экономическую помощь странам Азии, Африки и Латинской Америки, боровшимся за освобождение от колониальной зависимости. В 1954 г. при активном содействии СССР была прекращена война в Индокитае. Франция отозвала свои войска из Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В Женеве были заключены соглашения по Индокитаю. В 1956 г. Советский Союз при поддержке миролюбивых сил мира содействовал прекращению военных действий, которые вели Англия Франция и Израиль против Египта, выводу войск этих стран с египетской территории. В 1960 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о предоставлении независимости всем колониальным странам и народам, внесенная Советским Союзом. Большое место во внешнеполитической деятельности советского государства уделялось проблеме всеобщего разоружения, запрещения атомного и водородного оружия и его испытаний, установления строгого международного контроля за всеми видами вооружения. Советский Союз принял предложение западных держав о том, чтобы СССР, США и Китай сократили свои вооруженные силы до 1-1, 5 млн. человек, а Франция и Англия - до 650 тыс. человек. Однако западные державы отказались от своих собственных предложений. Тем не менее Советский Союз в 1955 г. в одностороннем порядке сократил численность вооруженных сил более чем на 2 млн. человек. Как видим, в основе внешней политики лежало постоянное стремление к сохранению и упрочению мира и безопасности. Однако исходные внешнеполитические позиции советского государства, состоявшие в том, что с капиталистической системой в лучшем случае возможно только мирное сосуществование, ожидание постоянной угрозы войны держали страну в постоянном напряжении, обрекали на соревнование в гонке вооружений и не позволяли добиться реальных позитивных результатов.
§ 2. Развитие формы государственного единства Начавшийся в середине 50-х годов курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства. Он коснулся прежде всего сферы управления экономикой. Утвердившаяся в стране командно-административная система привела к крайнему централизму в сфере управления экономикой. Права союзных республик в этой сфере были существенно ограничены, что становилось тормозом для дальнейшего развития народного хозяйства как самих республик, так и Союза в целом. Сложившееся положение не учитывало тех серьезных изменений, которые произошли за истекшие годы в республиках. Так, были подготовлены собственные кадры специалистов в различных областях экономики и культуры, способные более глубоко учитывать конкретные условия своих регионов и успешно решать самые сложные задачи. Вместе с тем чрезмерная централизация неблагоприятно отражалась 2 на политической ситуации: республики тяготились таким положением и стремились к большей самостоятельности. Учитывая эти обстоятельства, в 50-е годы был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 г. был существенно изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик. Советам Министров союзных республик было предоставлено право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств, промысловой кооперации. В общегосударственном плане развития народного хозяйства объем продукции по этим предприятиям предусматривался в целом по республике. Расширение бюджетных прав союзных республик выразилось в том, что в государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местный. Теперь в общесоюзном бюджете стали указываться лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органы сами стали распределять средства между республиканскими и местными бюджетами. Это повысило возможности союзных республик в плане более полного учета местных условий при распределении бюджетных средств и, как показала практика, имело положительное значение. Дальнейшие шаги в направлении расширения прав союзных республик были сделаны на основе решений XX съезда КПСС. В этих решениях указывалось на необходимость проведения политики устранения Излишней централизации в управлении народным хозяйством. В порядке Реализации решений съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1956 г. приняли постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3, 5 тыс. предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, промышленности строительных материалов и некоторых других отраслей народного хозяйства. Автомобильный транспорт и речной флот были полностью переданы союзным республикам. Как видим, вышеназванные меры носили частичный характер и не затрагивали основ командно-административной системы, а также ведущих отраслей экономики, которые по-прежнему оставались в строго централизованном управлении Союза. Но и в той сфере, которая передавалась в ведение союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль. Она осуществлялась созданной 11 февраля 1957 г. Экономической комиссией Совета Национальностей Верховного Совета СССР. На комиссию были возложены подготовка для Совета Национальностей предложений по вопросам хозяйственного и социально-культурного строительства в союзных республиках, предварительное рассмотрение запросов союзных республик о проведении тех или иных мероприятий в области хозяйственного строительства, а также в области народного просвещения, здравоохранения и т. д. Экономическая комиссия готовила также заключения для Совета Национальностей о соответствии народно-хозяйственных планов, вносимых на утверждение Верховного Совета СССР, задачам экономического развития союзных республик. Экономическая комиссия Совета Национальностей избиралась в составе председателя и 30 членов - по 2 депутата от каждой союзной республики. При рассмотрении вопросов, затрагивавших интересы автономных республик, автономных областей и национальных округов, депутатам Совета Национальностей, избранным от этих национально-государственных единиц, обеспечивалось право участия в работе Экономической комиссии. В рассматриваемый период были расширены права (а по сути дела, восстановлены права, отмененные Конституцией СССР 1936 г.) союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон " Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодеков". В результате этого устранялась введенная Конституцией СССР 1936 года чрезмерная централизация в области правосудия, гражданского, уголовного и процессуального законодательства. Одновременно это позволило обновить законодательство союзных республик в указанных областях, полнее учесть в нем национальные и бытовые особенности. С учетом федеративного устройства государства за Союзом ССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского процессуального законодательства, а также законодательства в облает» правосудия. По Конституции СССР 1936 г. вопросы регулирования областного, краевого административно-территориального деления были отнесены к компетенции Союза ССР. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, по которому решение вопросов областного, краевого, административно-территориального устройства переходило в ведение союзных республик. Из Конституции СССР исключалось перечисление краев и областей, за Союзом сохранилось лишь право на утверждение новых автономных республик и автономных областей. Последнее мотивировалось тем, что вопросы образования новых автономных республик и автономных областей -это сложные государственные вопросы, требующие учета многих обстоятельств, прежде всего интересов самих национальностей, создавших автономные государственные образования. В рассматриваемый период изменился и состав союзных республик. В 1956 г. была ликвидирована искусственно созданная в 1940 г., после советско-финской войны, Карело-Финская ССР (коренные народы составляли здесь лишь 17% населения). На ее месте была восстановлена ранее существовавшая Карельская АССР в составе Российской Федерации. Важное значение имели проведенные в рассматриваемый период меры по восстановлению прав репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов. По закону, принятому в феврале 1957 г., Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958 г. в Калмыцкую АССР. Однако вышеназванные меры не были полными. Оставались еще народы, чьи права также нуждались в восстановлении (крымские татары, немцы Поволжья и другие).
|