Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма государственного единства






В рассматриваемый период форма государственного единства разви­валась неоднозначно, противоречиво. С одной стороны, процесс расшире­ния прав союзных республик находил новые формы проявления. С другой, происходил обратный процесс усиления централизма. Начавшаяся в сере­дине 60-х годов экономическая реформа предусматривала довольно широкий круг полномочий союзных республик в экономической сфере. Так, по­становление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. " О передаче на решение Советов Министров союзных республик вопросов хозяйственного и культурного строительства" предоставило союзным рес­публикам право рассматривать разработанные министерствами и ведомст­вами Союза ССР проекты планов по подведомственным им предприятиям, находящимся на территории республики (кроме предприятий оборонной промышленности), схемы развития и размещения промышленности соот­ветствующей отрасли и задания на проектирование новых, реконструкцию и расширение действующих предприятий, находящихся на территории республики, и предоставлять по ним предложения в Совет Министров СССР, Госплан СССР, в соответствующие министерства и ведомства СССР.

Однако вышеназванная тенденция не получила достаточного разви­тия. Основной стала тенденция на сужение прав союзных республик, рас­ширение прав Союза ССР.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народ­ном образовании устанавливали общие принципы управления народным образованием в СССР, общие принципы учебно-методического руково­дства всеми учебно-воспитательными учреждениями. Основы преду­сматривали право органов Союза ССР утверждать учебные планы, опре­делять порядок утверждения учебных программ, осуществлять государ­ственный контроль в области народного образования. Основы устанав­ливали право граждан получать образование на родном или любом другом языке народов СССР. В Основах закреплялась также всеобщность средне­го образования.

Форма государственного единства получила закрепление в Консти­туции СССР 1977 г. В ст. 70 Основного Закона Союз ССР определялся как единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного само­определения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик.

В Конституции подчеркивалось государственное единство Союза ССР. Статья 23, определявшая компетенцию Союза ССР, содержала такой круг полномочий, который обеспечивал единство Советского Союза. В то же время компетенция Союза ССР предусматривала достаточно высокую степень Централизма в построении федеративного государства.

При этом положения, составлявшие содержание ст. 73, были сфор­мулированы в общей форме, что позволяло распространять их действие на весьма широкий круг общественных отношений. На практике это нередко приводило к тому, что централизм выходил за рамки, объективно необхо­димые для нормального развития общества, приводил к ограничению са­мостоятельности союзных республик, накоплению в определенных слоях населения недовольства, чувства ущемленного национального достоинст­ва.

Вместе с тем Конституция более полно, чем это было прежде, регла­ментировала правовой статус союзной республики. Впервые в Основном Законе давалось определение союзной республики как суверенного го­сударства, объединившегося с другими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в ст. 73 Кон­ституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляла го­сударственную власть на своей территории. Союзная республика имела свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывав­шую особенности республики. Конституция СССР 1977. г. определяла право участия союзной республики в решении вопросов, отнесенных к ве­дению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.

Союзная республика обеспечивала комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствовала осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводила в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. По вопро­сам, относившимся к ее ведению, союзная республика координировала и контролировала деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал