Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие права
Кодификационные работы, начатые в предыдущий период, были продолжены. Они охватывали собой как общесоюзное законодательство, так и основанное на нем законодательство союзных республик. Следует отметить, что в рассматриваемый период кодификация законодательства носила более масштабный характер и нашла выражение в разработке и принятии разнообразных законодательных актов: 1) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик и принятые в соответствии с ними республиканские кодексы; 2) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик (о народном образовании, о здравоохранении и др.); 3) общесоюзные кодексы (например, Воздушный кодекс СССР 1983 г.). Весьма важной формой систематизации законодательства, которая была развернута в конце 70-х годов, стало издание Свода законов СССР. Оно было направлено на дальнейшее совершенствование советского законодательства, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. Основой Свода законов являлась Конституция СССР. В Свод включались законодательные акты и важнейшие совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановления правительства СССР общенормативного характера. Свод законов СССР - официальное издание Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, состоявшее из семи разделов: 1) об общественном и государственном устройстве; 2) о социальном развитии и культуре, социально-экономических правах граждан; 3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов; 4) о народном хозяйстве; 5) о международных отношениях и внешних экономических связях; 6) об обороне страны и охране государственных границ; 7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Каждый раздел, в свою очередь, был разбит на главы с более конкретным содержанием (органы власти, отрасли права). Подготовка проектов законодательных актов для включения их в Свод законов СССР была возложена на Министерство юстиции СССР. Для общего руководства подготовкой и изданием Свода законов СССР была создана специальная комиссия, возглавлявшаяся министром юстиции СССР. В последующие годы было издано 11 томов Свода законов СССР. Административное законодательство. 23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР ввел в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. С их изданием впервые было кодифицировано советское административное законодательство. Под административным правонарушением (проступком) в Основах понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К административным правонарушениям Основы относили нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, пьянство, мелкие хищения, мелкую спекуляцию. Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Основы закрепляли и уточняли сложившуюся систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.). Важное значение имело содержавшееся в Основах положение о том, что никто не мог быть подвергнут принудительному воздействию в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой кодекс был принят в 1984 г. Гражданское и хозяйственное право. На развитие гражданского права в рассматриваемый период существенное воздействие оказала Конституция СССР 1977 г., которая не только закрепила господство социалистической собственности, но и расширила ее формы. В частности, Конституция, кроме существовавших ранее государственной и колхозно-кооперативной форм собственности, закрепляла еще один вид социалистической собственности - имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Статья 13 Основного Закона устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством. В пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставлявшиеся в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане были обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Конституция СССР устанавливала, что имущество, находившееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно было служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества. Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Статья 57 гласила: " Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество". Статья 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Закрепленные в Конституции положения обусловили необходимость внесения изменений в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В Основах были конкретизированы случаи опровержения сведений, порочащих честь или достоинство гражданина или организации. Если такие сведения распространялись в печати, то они должны были быть опровергнуты также в печати. Если они содержались в документе, исходившем от организации, то такой документ подлежал замене. Порядок опровержения в иных случаях устанавливался судом. В рассматриваемый период в качестве одного из конституционных прав было закреплено право граждан на жилище (ст. 44 Конституции СССР 1977 г.). В соответствии с этим Верховный Совет СССР 24 июня 1981 г. принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а несколько позднее - в 1983 г. - союзные республики приняли жилищные кодексы. Таким образом, впервые в истории советского государства было кодифицировано жилищное законодательство. Конституционное право граждан на жилище предусматривало развитие государственного жилищного фонда, содействие кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливое распределение под общественным контролем жилой площади, а также невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги. Законодательство определяло порядок предоставления гражданам жилой площади в домах государственного и общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов. Законодательство предусматривало право граждан иметь жилой дом (часть дома). Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных законом. Жилищное законодательство устанавливало обязанность граждан бережно относиться к жилому помещению, использовать его по назначению, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию. Запрещалось использовать жилые помещения в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества. Жилищное законодательство предусматривало основания для улучшения жилищных условий граждан. Оно устанавливало категории граждан, имевших право на льготы в обеспечении жильем, — участники и инвалиды Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, семьи погибших или пропавших воинов (партизан). Жилищное законодательство повышало норму жилплощади на одного человека (в РСФСР устанавливалась норма 12 кв. м). Важное значение имело положение закона о том, что выселение граждан могло производиться только в судебном порядке. В некоторых случаях (самоуправство занявших жилое помещение или проживание в домах, грозящих обвалом) допускалось выселение в административном порядке с санкции прокурора. Семейное право. Впервые в истории советского государства положения семейного права получили закрепление в Основном Законе. В ст. 53 Конституции СССР 1977 г. говорилось: " Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях". Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организаций и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье. Вместе с тем в рассматриваемый период впервые были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (27 июня 1968 г.). Затем в соответствии с Основами в 1969-1970 гг. - брачно-семейные кодексы в союзных республиках. Основы законодательства о браке и семье признавали юридически действительным только брак, зарегистрированный в органах загса. Законодательство устанавливало, что для вступления в брак необходимы: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства. Вступление в брак советских граждан происходило на общих основаниях, т.е. по законам той союзной республики, на территории которой находился загс. Брак советских граждан с иностранцами в СССР не влек за собой изменения гражданства. Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст - 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года. Изменился порядок расторжения брака. Ранее действовавший порядок, по которому решения о расторжении брака выносили не народные, а вышестоящие суды, был отменен. Теперь вопрос о расторжении брака решал народный суд. Вместе с тем допускался и более упрощенный порядок развода - в органах загса, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод. Предусматривались и некоторые другие случаи упрощенного порядка развода. Основы и республиканские кодексы содержали важные нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка. Так, в случаях установления внебрачных детей по суду принимались во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание отцовства ответчика. Законодательство решало также вопросы установления отца внебрачного ребенка и записи об отце в свидетельстве о рождении. На конституционном уровне в рассматриваемый период решался вопрос об обязанностях родителей в отношении детей. Статья 66 Конституции СССР 1977 г. гласила: " Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании 'детей, готовить их к общественно полезному труду..." В то же время Конституция обязывала детей заботиться о родителях, оказывать им помощь. В октябре 1979 г. в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье были внесены некоторые изменения и дополнения. Они имели важное значение. В частности, не допускалось какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав в брачных и семейных отношениях в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Ряд новых положений касался иностранцев и лиц без гражданства. Эти лица пользовались правами и несли обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с советскими гражданами. Трудовое право. В правовом регулировании трудовых отношений в рассматриваемый период произошли серьезные изменения. Ряд важных положений получил отражение в Конституции СССР 1977 г. Закрепляя право на труд, Основной Закон государства расширил его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции СССР 1977 г. содержалось положение об обязанности каждого способного к труду гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области общественно полезной деятельности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция СССР закрепляла также право гражданина СССР на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца. Следует отметить, что провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но и материальными гарантиями. В текущем законодательстве в рассматриваемый период были приняты нормы, направленные на улучшение условий труда рабочих и служащих, повышение его оплаты. В 1966-1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы. В 1968 г. он составлял 70 руб. Однако наибольшее значение имело дальнейшее развитие трудового законодательства: в 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, а затем в союзных республиках приняты новые Кодексы законов о труде. В РСФСР такой кодекс был принят в 1971 г. В Основах закреплялся принцип единства основных условий труда рабочих и служащих. Действие Основ распространялось как на рабочих и служащих, занятых в государственном секторе, так и на лиц, работавших в колхозе по трудовому договору, работников общественных организаций, потребительской кооперации, а также на рабочих и служащих, занятых на сезонных и временных работах, и служащих. Основы устанавливали, что труд членов колхозов (продолжительность рабочего времени и времени отдыха) регулируется уставами колхозов, принимаемыми в соответствии с Примерным уставом колхоза, а также законодательством, относящимся к колхозам. Большое место в законодательстве отводилось защите трудовых прав молодежи и женщин. Был определен круг занятий, на которые запрещалось привлекать женщин и лиц моложе 18 лет. Защищались права беременных женщин и матерей, кормящих грудью. В сентябре 1981 г. женщинам, по их желанию, был установлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения содержания заработной платы до достижения ребенком полутора лет. Существенным моментом в развитии трудового права стало принятие в июле 1983 г. Закона о трудовых коллективах. В нем получили юридическую регламентацию взаимоотношения трудовых коллективов с администрацией предприятий и учреждений. Появилась роль трудовых коллективов при заключении коллективных договоров в деле укрепления трудовой дисциплины, нормирования и оплаты труда, его охраны, повышения квалификации, расстановки кадров и других вопросах. Ряд изменений был внесен в пенсионное законодательство. В частности, были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников (например, занятым в черной металлургии, за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении, организации). Произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте. Природоресурсное право. В ст. 18 Конституции СССР 1977 г. говорилось: " В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды". Статья 67 устанавливала обязанность граждан СССР беречь природу, охранять ее богатства. Статья 12 Конституции СССР обязывает колхозы и других землепользователей эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие. Нормы Основного Закона получили развитие в природоресурсном законодательстве, как общесоюзном, так и республиканском. В 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые закрепляли государственную собственность на землю, определяли правовое положение земель различного назначения (сельскохозяйственных, земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, государственного лесного фонда и др.). Основы регулировали порядок предоставления земель в пользование, определяли права и обязанности землепользователей. Основы и принятые вслед за ними республиканские земельные кодексы (1970 г.) требовали рационального использования земель, повышения плодородия почвы и культуры земледелия, предусматривали нормы по охране земель от ухудшения и неправильного использования. Не допускалось также (кроме случаев особой необходимости) уменьшение площадей орошаемых и осушаемых земель, пашни, ценных плодовых насаждений, устанавливалась обязанность проводить все необходимые меры по охране земель от ветровой и водной эрозии, недопущению их загрязнения. В декабре 1970 г. были приняты впервые в истории Советского Союза Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик. В Основах получили правовую регламентацию вопросы использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охраны вод от загрязнения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, укрепления законности в области водопользования. Основы разграничивали компетенцию Союза и союзных республик в области регулирования водных отношений, а также определяли порядок водопользования, устанавливали уголовную ответственность за нарушение водного законодательства. В 1975 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. В 1977 г. - Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик. В них предусматривались правовые меры по охране недр и лесов, обеспечению рационального использования полезных ископаемых и лесных ресурсов, устанавливалась юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах и лесах. В рассматриваемый период были усилены правовые меры по охране животного мира и атмосферного воздуха. В один день - 25 июня 1980 г. Верховный Совет СССР принял Закон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира, что способствовало укреплению правового режима в этой сфере. Сельскохозяйственное право. Конституция СССР 1977 г. в ст. 12 закрепила сложившуюся в рассматриваемый период тенденцию к сближению колхозно-кооперативной и государственной собственности. Конкретным выражением этого процесса являлось создание межколхозных и государственно-колхозных предприятий и организаций. Новые условия функционирования колхозов, развитие межколхозных и колхозно-государственных отношений требовали совершенствования организации и деятельности колхозов. В ноябре 1969 г. третий Всесоюзный съезд колхозников принял Примерный устав колхоза, который внес изменения в ранее действовавший Примерный устав сельскохозяйственной артели. Новый Примерный устав расширял права колхозов. Они могли устанавливать план хозяйственной деятельности, в котором определялись размеры посевных площадей, поголовья скота, сроки сельскохозяйственных работ и т. д. Общие собрания колхозников решали вопрос о размерах ежегодных отчислений в основной и оборотный фонды колхоза и т.д. Колхозы получали право создавать подсобные предприятия и промыслы на основе использования своих трудовых ресурсов и местного сырья, но не в ущерб сельскохозяйственному производству. В новом Примерном уставе было предусмотрено изменение системы оплаты труда колхозников. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников в денежной форме не реже одного раза в месяц. При этом особо поощрялся высокопроизводительный труд. Новый Примерный устав определял порядок пенсионного обеспечения колхозников. Это ставило последних в один ряд с рабочими и служащими в области социального обеспечения. В июле 1978 г. по Закону, принятому Верховным Советом СССР, были повышены минимальные размеры пенсионного обеспечения колхозников по старости и инвалидности, а семьям колхозников - по случаю потери кормильца. Уголовное право. Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции. Первая - усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение. Статья 160 Конституции СССР 1977 г. гласила: " Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом". Вторая тенденция состояла в том, что продолжалась ранее начатая линия на смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представлявшие большой общественной опасности. В этих случаях законодательством предусматривалась замена уголовного наказания административно-правовыми и дисциплинарными мерами либо мерами общественного воздействия. В частности, в 1971 г. суды получили право при назначении наказания совершеннолетнему трудоспособному лицу, впервые осужденному к лишению свободы на срок до 3 лет, учитывая возможность перевоспитания его без изоляции от общества и другие моменты, постановить об условном его осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением на срок назначенного наказания к труду. К таким лицам в случае их исправления могло применяться условно-досрочное освобождение. Тенденция на смягчение наказаний по преступлениям, не представлявшим большой общественной опасности, нашла свое проявление в мерах, осуществленных в 1977 и 1982 гг. В Указах Президиума Верховного Совета СССР, изданных в эти годы, расширялась возможность применения лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В целях повышения мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы, и обеспечения более дифференцированного подхода к правонарушениям в зависимости от личности и обстоятельств дела была расширена возможность отсрочки исполнения приговора в отношении лиц, впервые осуждаемых к лишению свободы на срок до 3 лет. Суд мог также отсрочить исполнение приговора на срок от 1 до 2 лет, возложив на осужденного определенные обязанности, выполнение которых могло способствовать его исправлению и перевоспитанию без изоляции от общества. Вместе с тем в рассматриваемый период был осуществлен ряд мер по усилению ответственности за совершение преступлений, представлявших большую общественную опасность. В июле 1966 г. была повышена ответственность за совершение хулиганства, особенно сурово каралось злостное хулиганство, связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1973 г. были установлены строгие меры наказания вплоть до смертной казни за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений. Особо следует выделить Указ, принятый Президиумом Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. " О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений". По Указу, к лицам, которые в период Великой Отечественной войны находились на службе у гитлеровцев, проводили активную карательную деятельность, принимали личное участие в убийствах и истязаниях советских людей, не применялся срок давности. К ним могла применяться смертная казнь. Исправительно-трудовое право. 11 июля 1969 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Затем в союзных республиках приняты исправительно-трудовые кодексы. В РСФСР такой кодекс был принят 18 декабря 1970 г. и введен в действие с 1 июня 1971 г. В феврале 1977 г. в Основы исправительно-трудового законодательства был включен раздел, предусматривавший порядок и условия исполнения условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Исправительно-трудовое законодательство, устанавливая порядок и условия отбывания наказаний, связанных с исправительным воздействием на осужденного, требует сочетания принуждения и убеждения, обеспечения законности в деятельности ИТУ, строго дифференцированного, индивидуального подхода к каждому осужденному, раздельного содержания различных категорий осужденных. Основы и исправительно-трудовые кодексы исходили из того, что основой воспитательного процесса является привлечение осужденных к общественно полезному труду. Составной частью воспитательного процесса являлось проведение политико-воспитательной работы, обязательное общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, развитие самодеятельных организаций осужденных. Закрепление вышеназванных принципов имело положительное значение. Однако нельзя не отметить, что в силу разных причин (слабая материальная база, недобросовестное, формальное отношение сотрудников ИТУ к выполнению своих обязанностей и т.д.) они на практике не реализовывались в полной мере. Это негативно сказывалось на общей криминогенной обстановке в стране. Процессуальное право. Новая Конституция СССР 1977 г. закрепила демократические принципы правосудия - осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; открытое разбирательство дел во всех судах; обеспечение обвиняемому права на защиту; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности; обеспечение участвующим в деле лицам, Не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и права выступать в суде на родном языке. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Конституция СССР закрепляла также такие принципы, как независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону, возможность участия в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Проявлением демократизма судопроизводства явилось расширение прав обвиняемого на защиту в уголовном процессе. Это нашло выражение в том, что по постановлению прокурора защитник мог быть допущен к участию в деле с момента предъявления обвинения. В некоторых случаях, когда это установлено законом, участие защитника на предварительном следствии было обязательно с момента предъявления обвинения. Законодательную регламентацию на общественном уровне получил порядок проведения предварительного заключения под стражу. 11 июля 1969 г. Верховным Советом СССР было утверждено Положение о предварительном заключении под стражу. В этом документе подчеркивалось, что предварительное заключение имеет целью обеспечение успешного расследования преступлений. Положение устанавливало, что предварительное заключение под стражу допускается как исключительная мера только в тех случаях, когда есть основание предполагать, что обвиняемый скроется от следствия или суда либо будет препятствовать установлению истины при расследовании преступления, продолжать преступную деятельность или может уклониться от приговора.
|