Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содружество независимых государств⇐ ПредыдущаяСтр 74 из 74
Внешние последствия распада СССР для России. Внутренние перемены в нашей стране происходили на фоне достаточно сложных процессов международной жизни. Несмотря на позитивные последствия прекращения конфронтации со странами Запада, распад СССР привел к неблагоприятным последствиям для нашего государства. В первые годы своего самостоятельного существования Российская Федерация, унаследовав правопреемство великой державы - СССР, будучи охвачена вместе с другими бывшими республиками СССР острым внутриполитическим кризисом, не могла, да и не хотела играть самостоятельную роль в международных делах. Этим поспешили воспользоваться США, которые взяли на себя функции мирового жандарма с помощью полностью подконтрольного им военного блока НАТО. Психология реванша подтолкнула западные страны к началу продвижения этого блока на восток к границам России. США объявляет зоной своих интересов районы мира, исторически традиционно контролируемые Россией. В результате таких действий был утрачен уникальный шанс построения нового демилитаризованного демократического мирового порядка под эгидой ООН. СНГ. После распада СССР отношения России с бывшими партнерами по СССР перешли в разряд внешнеполитических. Во многом они были определены Уставом Содружества Независимых Государств, принятым в г. Минске 22 января 1993 г. Этот Устав подтверждал, что СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, а его члены являются самостоятельными и независимыми субъектами международного права. Органами СНГ являлись Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и советы соответствующих министров, например иностранных дел, и др. Между участниками СНГ складываются взаимоотношения, регулируемые договорами, как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. При этом с одними государствами СНГ у России эти отношения позитивно развиваются и укрепляются на основе взаимного стремления к более тесному единству (например, Республика Беларусь и Киргизия), а с другими - в силу необходимости урегулирования вопросов, взаимно связывающих Россию с этими республиками. Союз Беларуси и России был образован в результате последовательного ряда шагов двух братских государств. На первом этапе развития особых отношений с Беларусью 21 февраля 1995 г. в Минске был подписан договор " О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве" между двумя государствами. Затем 2 апреля 1996 г. заключается договор " Об образовании сообщества России и Беларуси", которое 2 апреля 1997 г. соответствующим договором преобразуется в Союз Беларуси и России. Устав этого Союза, принятый 23 мая 1997 г., в ст. 3 определял своей целью " последовательное продвижение к добровольному объединению государств - участников Союза на основе свободного волеизъявления их народов, исходя из Конституций государств - участников Союза". Статья 2 Устава устанавливала гражданство Союза, а ст. 4 - его международную правосубъектность. Таким образом были созданы первые правовые основы для построения федеративных отношений с участием двух сторон. Одновременно ст. 7 Устава предусматривала открытость Союза для вступления в него других государств, причем любых членов Организации Объединенных Наций. § 5. Становление государственного механизма новой России Ликвидация властно-управленческих структур СССР и закрепление перемен в общественном строе. После роспуска СССР начался процесс ликвидации структур власти и управления СССР, передача их собственности соответствующим ведомствам республик. Так как столица России и СССР совпадали, то и большинство центральных союзных ведомств располагались здесь. Российские учреждения, как правило, получили в свое распоряжение хозяйство союзных ведомств и даже включали в штат костяк их аппарата. Некоторые же учреждения СССР превращались в российские в связи с правопреемством России. 21 апреля 1992 г. изменяется официальное наименование государства, которое учитывает перемены общественного строя, уже произошедшие, и те перемены политического строя, которые должны еще произойти. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика внесением изменения в Конституцию переименовывается в Российскую Федерацию — Россию. Причем оба названия равнозначны. Но пока Российская Федерация продолжала оставаться республикой Советов, с изменениями, осуществленными в предшествующие годы. Эти изменения привели к структуре власти Советов переходного периода. Структуры власти Российской Федерации, выступив единым фронтом в деле ликвидации СССР, вскоре после его упразднения столкнулись в борьбе за верховенство в государстве. Этот вопрос стал решающим при подготовке новой Конституции и вызвал политический кризис, закончившийся государственным переворотом в октябре 1993 г. Победившая сторона продиктовала свой вариант Конституции, предусматривающий почти абсолютную свободу действий президента, который никому неподконтролен и никому неподотчетен. Изменение политического строя - ликвидация власти Советов и принятие новой Конституции.Противостояние президента и советского парламента. В борьбе против СССР президент и российский советский парламент выступали вместе. Их противостояние начинается позже. Противостояние Президента России и советского парламента было вызвано несовместимостью системы (несмотря на создание механизма, учитывающего в значительной степени принцип разделения властей), предусматривающей полновластие Советов и их единство как системы в принципе со структурой единовластия единоличных руководителей - президентов, глав администраций и т.д. - снизу доверху во главе с Президентом России. Новая политическая система власти опиралась на начавшийся вводиться порядок прямого избрания соответствующих руководителей населением, что делало этих руководителей независимыми от представительных органов. Избрание Президента России всенародным голосованием поставило вопрос о перераспределении полномочий президента и Верховного Совета и Съезда в пользу первого. Это и понятно, так как президент теперь тоже представляет всех граждан, справедливо было решить вопрос о его равном положении с парламентом. Но этого не произошло. Несмотря на предоставление президенту достаточно широких полномочий, Съезд в своей повседневной деятельности исходил из своего верховенства. Противостояние между президентом и парламентом обострилось в результате решений VIIСъезда Советов, который отказался продлить чрезвычайные полномочия президента, предоставленные ему ранее на период проведения реформ, и принял норму о немедленном прекращении полномочий президента в случае роспуска им или приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. В ответ президент Б.Н. Ельцин 10 декабря 1992 г. выступил с обращением " К гражданам России и ко всем избирателям". Президент обвинил Съезд и Верховный Совет в торможении реформ и стремлении узурпировать власть. Он предложил провести референдум, в котором граждане России высказались бы: кому они поручают вывод страны из кризиса - президенту или Верховному Совету и Съезду? Конституционный суд выступил в роли примиряющего посредника, и инцидент был исчерпан. Но, как оказалось, не надолго. Конституция. Вопрос онеобходимости разработки и принятия новой Конституции был поднят, когда Российская Федерация была частью СССР, в разгар перемен общественного и государственного строя на рубеже 90-х годов. Мало кто предполагал, и прежде всего из тех, кто голосовал по вопросу о создании Конституционной комиссии, что вопрос Конституции тесно переплетется с вопросом о самом существовании власти Советов. 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов избрал из своего состава Конституционную комиссию в составе 102 депутатов. Председателем был избран Б.Н. Ельцин, а ответственным секретарем О.Г. Румянцев. Положение о Конституционной комиссии от 22 января 1992 г. устанавливало, что Конституционная комиссия занимается разработкой новой Конституции и разработкой поправок к действующей. Осенью 1990 г. был подготовлен первый вариант проекта Конституции, который впоследствии постоянно дорабатывался и совершенствовался. Свои проекты подготовили и ряд партий и общественных движений. Однако ни один из них не стал основой будущей Конституции, прежде всего потому, что не удовлетворял взглядам действующего президента Б.Н. Ельцина на построение системы власти и конституционный статус президента в Российском государстве. Для выхода из конституционного кризиса VII Съезд народных депутатов 12 декабря 1992 г. принял решение о проведении референдума по основным положениям подготавливаемой Конституции. Однако согласовать с президентом основные положения не удалось и вследствие этого начинается новый виток противостояния президента и парламента. Собравшийся в марте 1993 г. очередной VIII Съезд народных депутатов отложил проведение референдума, а подготовку конституционной реформы определил проводить в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В ответ президент в своем обращении к народу заявил о введении особого порядка управления страной и о назначении на 25 апреля голосования о доверии президенту и вице-президенту и одновременно о принятии проектов Конституции и закона о выборах федерального парламента. Верховный Совет обратился в Конституционный суд с запросом о законности действий президента в связи с его обращением к народу. Конституционный суд 23 марта дал заключение, что ряд действий президента не соответствуют Конституции и Федеративному договору. Созванный в срочном порядке IX Съезд народных депутатов в целях преодоления кризиса 29 марта 1993 г. принял постановление о проведении референдума о доверии президенту и поддержке проводимой им социально-экономической политики, а также о досрочном проведении выборов президента и народных депутатов. Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. По его условиям он не принес решительного перевеса ни одной из ветвей власти, хотя за досрочные выборы президента голосовало меньше избирателей (31, 7%), чем за досрочные выборы народных депутатов (43, 1% от общего числа зарегистрированных). От принявших участие в голосовании - 49, 4 и 67, 6% соответственно. Это свидетельствовало о том, что неформально большинство было за президента и против народных депутатов. Незначительное, но большинство поддержало президента (58, 7%) и его социально-экономическую политику (53%). Итоги референдума подтолкнули президента действовать более решительно. 5 мая 1993 г. был опубликован президентский проект Конституции. Одновременно 12 мая 1993 г. Указом президента " О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ" были определены конкретные шаги по принятию Конституции. Этим Указом предусматривалось, во-первых, что за основу берется проект президента, а во-вторых, что дальнейшую работу над ним с учетом поправок должно осуществлять Конституционное совещание, состоящее из представителей, делегированных в количестве 2 человек от каждого субъекта Российской Федерации, представителей президента и фракций Верховного Совета РФ. Для доработки проекта, представляемого Конституционному совещанию, создавалась рабочая комиссия под председательством президента. Указом от 20 мая 1993 г. Конституционное совещание созывалось 5 июня. Этим же Указом уточнялся и его состав. 12 июля 1993 г. проект президента был одобрен Конституционным совещанием. Почти одновременно другой проект - Конституционной комиссии - 16 июля 1993 г. принимается Верховным Советом в первом чтении. Оба проекта были направлены для рассмотрения субъектам Федерации. Спор между проектами был решен силовым методом. 21 сентября 1993 г. президент подписывает Указ № 1400 " О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В нем говорилось о прекращении деятельности Съезда и Верховного Совета и о проведении выборов в новый парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. Конституция РФ продолжала действовать лишь в части, не противоречащей данному Указу. Действия президента мотивировались тем, что Российская Федерация - признанный правопреемник СССР, новое государство, пришедшее на смену РСФСР. Указ утверждал положение о выборах в Государственную Думу, а сами выборы намечались на 11-12 декабря текущего года. Предугадывая правомерные действия Конституционного суда, Указ № 1400 рекомендовал ему не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания. Однако Конституционный суд 21 сентября провел срочное заседание, на котором вынес заключение о том, что Указ № 1400 и " Обращение президента к гражданам России" нарушают Конституцию и служат основанием для отрешения президента от должности. Верховный Совет, а также X Съезд охарактеризовали указ № 1400 как акт государственного переворота и приняли решение об отрешении президента Б.Н. Ельцина от власти и передаче его полномочий вице-президенту Руцкому. Однако реализовать эти решения было некому, так как все рычаги исполнительной власти находились в руках президента, ему подчинялись и силовые структуры. Избранникам народа ничего не оставалось делать, как отказаться покидать свою резиденцию - здание Верховного Совета, которое было блокировано силами МВД. 3 октября блокада Верховного Совета была прорвана демонстрантами, которые заняли стоявшее рядом здание мэрии и попытались овладеть телецентром. Антипрезидентскими силами была организована оборона здания Верховного Совета. В ответ президент ввел в Москве чрезвычайное положение. Город заполнили войска, в действие были пущены спецподразделения, которые и решили спор между президентом и парламентом. 4 октября после устрашающего обстрела из танковых орудий здание Верховного Совета было взято под контроль силами президента, а находившиеся там были арестованы. Итог событий был печальный - многие десятки погибших, еще большее количество раненых. Был нанесен огромный материальный ущерб из-за обстрелов, пожаров, погромов. События сентября - октября 1993 г. являются логическим продолжением того, что происходило с участием Съезда и Верховного Совета РФ в 1990-1991 гг. по отношению к СССР и его структурам государственной власти. Утвердившееся тогда в политической практике игнорирование действующего законодательства и законности теперь повторялось по отношению и к ним самим. Переворот, направленный на установление единовластия президента, начавшийся 21 сентября и завершенный с помощью войск 4 октября, позволил приступить к слому всей системы Советов, а также механизма судебной власти, препятствующего произволу президента, - Конституционного суда. 7 октября 1993 г. принимается Указ Президента РФ " О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения". Был отменен порядок избрания глав администраций соответствующими органами государственной власти. Теперь они назначались президентом по представлению председателя Совета Министров. Указом от 9 октября 1993 г. " О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ" предусматривалось, что в краях, областях и иных субъектах Федерации вместо Советов население избирает собрания, думы и т.д. в составе 15-50 человек, работающие на постоянной основе. Деятельность районных в городах и сельских Советов прекращалась, а их функции переходят местной администрации. Указом от 26 октября 1993 г. " О реформе местного самоуправления в РФ" прекращается деятельность городских и районных Советов. Затем встал вопрос о легализации всего содеянного. Узаконить произошедшие перемены могла только поддержка населения, выраженная на референдуме. Именно поэтому было принято решение проводить выборы в нижнюю палату нового парламента - Федерального Собрания и референдум о принятии Конституции, созданной под эгидой президента, - одновременно 12 декабря 1993 г. Первый состав Государственной Думы избирался на 2 года и мог включать лиц, занятых в ней на непостоянной основе. Требуемое большинство голосов от принявших участие в референдуме было получено. Конституция вступала в действие с момента ее опубликования - 25 декабря 1993 г. § 6. Развитие формы государственного единства Российской Федерации Процессы, протекавшие в России после распада СССР. Приход к власти новых политических сил в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет России, при поддержке соответствующей политической практики в других союзных республиках. Все это не могло не оказать влияния на внутренние процессы в России, которая сама являлась сложным государством. По-разному воспользовались субъекты Российской Федерации предложением, сделанным первым президентом России " взять суверенитета столько, кто сколько сможет". К сожалению дело не только в отдельном высказывании по изучаемой проблеме, но и в последовательной политической линии. Находясь в оппозиции, а затем придя к власти в России, новые политические силы не заявили твердо о территориальной целостности России как о краеугольном камне своей политики. Государственное единство России не могло оставаться стабильным в условиях происходивших событий. Воспользовавшись тем, что федеральные власти России были заняты проблемами власти в центре и дележом наследства Союза ССР, в отдельных республиках России побеждают сепаратистские силы, которые не только заявили о суверенитете республик, но, провозгласив независимость, предприняли конкретные шаги в ее достижении. Драматично сложились отношения с Чеченской республикой, выделившейся из Чечено-Ингушской в эти годы. Здесь был установлен террористический криминальный политический режим. Сложно складывались отношения с республикой Татарстан. Обе эти республики Российской Федерации отказались подписать Федеративный договор и, как многие другие (например, Саха-Якутия) в 1992 г. перестали платить налоги в федеральный бюджет, не отказавшись от бюджетного финансирования. Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством автономных республик России Федеративный договор - договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе, явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем закреплялось, что субъекты Федерации отказывались от сепаратизма и центробежных устремлений, а федеральная власть отказывалась от унитаризма и центризма, стремления к диктату. Автономные республики признавались собственниками своих земель, их недр, вод, лесов и других природных ресурсов. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и республиканскими властями. 6 ноября 1992 г. была принята Конституция Татарстана, ст. 61 которой указывала на конфедеративный характер взаимоотношений в рамках Российской Федерации. В ней, в частности, говорилось: " Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения". На Конституционном совещании в июле 1993 г. делегация Татарстана в ультимативной форме потребовала внести в проект Конституции Российской Федерации положения, регулирующие особые отношения Российской Федерации с Татарстаном и другими республиками, не подписавшими Федеративный договор. После отказа внести требуемые поправки Татарстан отозвал своих представителей, принимавших участие в работе Конституционного совещания. Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра и национально-государственных образований, но не краев и областей. В результате этого произошло ущемление прав краев и областей. Так, республики и автономные округа приобрели право на свои недра и на все то, что воздвигнуто у них, а в краях и областях эти объекты являлись федеральной собственностью, и правами распоряжения в отношении их обладали соответствующие центральные органы. Отсутствие понимания со стороны ряда руководителей национально-государственных образований необходимости уравнивания прав территориальных образований в рамках единого федеративного государства как необходимого условия стабильности вызвало волну суверенизации краев и областей. Для того чтобы иметь равные с национально-государственными образованиями права, Волгоградская, Свердловская, Челябинская и ряд других областей объявили себя республиками. Явочным порядком края и области стали переходить к политической (государственной) форме своего устройства в рамках Федерации, предусматривающей право распоряжения собственностью на своей территории, собственную систему органов власти и местное законодательство в рамках компетенции, создание нормативного акта, определяющего статус как субъекта Федерации. При таком повороте и развитии событий Федеративный договор не мог являться краеугольным камнем, определяющим государственное единство страны. Происходящее требовало поисков другого подхода. В первую очередь необходимо было отказаться от национально-территориального принципа построения Федерации как изжившего себя исторически. Далее необходимо было предоставить одинаковые права всем субъектам Федерации. Эти вопросы и были решены с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. Форма государственного единства, по Конституции Российской Федерации 1993 г. Итог многочисленным дискуссиям на тему, какой быть будущей форме государственного единства новой России, политической практике времен паралича власти, подвела Конституция, которая была принята в декабре 1993 г. Конституция в ст. 4 утвердила единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов России на всей ее территории, единое гражданство. С принятием Конституции приостанавливается процесс суверенизации частей России. В тексте Конституции понятие " суверенитет" употребляется только в связи со статусом Федерации как целого. Исключением является упоминание полного названия Федеративного договора - " Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" в п. 1 раздела второго Конституции Российской Федерации, где устанавливается правило, в соответствии с которым в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации между собой - действуют положения Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 65 Российская Федерация состоит из следующих субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, двух городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, одной автономной области - Еврейской, 10 автономных округов. Все субъекты Федерации равны между собой (ст. 5). Это положение является свидетельством принципиальной новизны формы государственного единства России, установленной Конституцией 1993 г. Никогда еще в истории нашего Отечества (Российской империи, СССР и России) не было такого, чтобы все без изъятия части государства рассматривались как равноправные субъекты. Относительное равенство субъектов Российской Федерации определяется единством их конституционных прав и одинаковым представительством в законодательном органе власти - Федеральном Собрании, причем Совет Федерации, формируемый из представителей от исполнительных и представительных органов власти, по два депутата от каждого субъекта Федерации, по сути дела, играет роль верхней палаты парламента и, кроме того, решает вопросы, принципиальные для субъектов Российской Федерации. Конституция Федерации допускает прием в Российскую Федерацию и образование новых субъектов, но не предусматривает право на выход из ее состава, несмотря на то, что в преамбуле и ст. 3 Конституции говорится об общепризнанных принципах равноправия и самоопределения как о важнейших основаниях федеративного устройства Российской Федерации. Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией России и нормативным актом данного субъекта Федерации, принятым его представительным органом власти, в республиках - Конституциями, а в остальных субъектах Федерации - Уставами. Конституция предполагает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен, но только с его согласия (п. 51 ст. 66). Соотношение прав России и субъектов Федерации по отношению к территории определяет ст. 67, которая говорит, что территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (п. 3 ст. 67). При подготовке новой Конституции России широко использовались варианты решения проблем, проработанные в ходе реформирования СССР. Например, вопрос о разграничении компетенции между федеральными органами власти и субъектами Федерации. Конституция России предусматривает, что часть вопросов находится в исключительном ведении федеральных органов власти, другая - в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а третья — в исключительной компетенции субъектов Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 11 Конституции разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами. К исключительной компетенции федеральных органов власти отнесены важнейшие вопросы жизни всей Федерации в целом: федеральное законодательство и его исполнение, территория, федеративное устройство, регулирование и защита прав человека, федеральные органы власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, общие коммуникации транспорта, связи, информации, энергетики, ядерные и космические программы, внешние отношения России, оборона и оборонное производство, оружие, границы, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, коллизионное право, метрическая система и стандарты, картография, бухгалтерский учет и статистика, награды и почетные звания, федеральная государственная служба. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. К совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены такие вопросы, как: соответствие нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, защита прав человека, разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, охрана семьи, социальная защита и социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с бедствиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат, защита среды обитания и традиционного уклада жизни малочисленных этнических общностей, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Федерации. Таким образом, к совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены все важнейшие вопросы, затрагивающие обе стороны. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов России. Причем федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения с субъектами Федерации, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории. В частности, к компетенции субъектов Федерации в соответствии со ст. 77 Конституции отнесено право самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти, учитывая общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленные федеральные законы. Гарантией невмешательства федеральных властей в осуществление властных полномочий по предмету своего ведения субъектами Федерации служит установленное п. 6 ст. 76 Конституции правило, в соответствии с которым в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии со своими полномочиями (по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов Федерации), действует акт субъекта. Это положение находится в очевидном противоречии с пунктом 2 ст. 4 - одной из основополагающих статей Конституции, устанавливающей верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Разграничение полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов, система разделения властей потребовали создания механизма защиты установленного порядка. В этой связи Конституционному суду вменялось в обязанность рассматривать дела о несоответствии актов субъектов Российской Федерации, а также договоров между Федерацией и субъектами Конституции и федеральным законам России. Конституционный суд решает и споры о компетенции, возникающие как между органами власти субъекта Федерации, так и между органами власти Федерации и органами власти субъектов Федерации. Президент России имеет право в соответствии со ст. 85 Конституции до решения суда о неконституционности акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, приостановить его действие. Президент России может использовать согласительные процедуры в случае противоречия между федеральными властями и властями субъекта Федерации, а также между властями субъекта Федерации. Практика взаимоотношений России с субъектами Федерации. Несмотря на то, что Конституция России 1993 г. решила принципиальные вопросы организации государственного единства, чем способствовала укреплению России как федеративного государства, проблемы во взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации остались. Главная проблема - соответствие Конституций, других важнейших нормативных актов субъектов России Конституции и законам Российской Федерации. Большинство субъектов Российской Федерации после принятия Конституции РФ делают шаги в направлении соответствия своего законодательства федеральному. Особенности взаимоотношений с Федерацией ее субъекты устанавливают, внося соответствующие положения в договоры о разграничении компетенции между федеральными органами власти и органами власти конкретного субъекта. Однако и к концу 1995 г. важнейшие положения Конституций некоторых республик России противоречили Конституции РФ. Так, Конституции Татарии, Тывы и Якутии не признавали верховенства Конституции и федеральных законов Российской Федерации в сферах совместной компетенции центра и субъектов Федерации, а Конституция Тывы предусматривала выход из состава России. Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где к власти пришел криминальный режим Дудаева. Упразднив действовавшие структуры власти и провозгласив независимость, этот режим полностью игнорировал российское законодательство. Создав вооруженные формирования, режим Дудаева воспрепятствовал деятельности федеральных органов власти на территории Чечни. В этих условиях президент и правительство Российской Федерации приняли решение об использовании вооруженных сил для восстановления законности на территории Чеченской республики, что привело к настоящей войне. Эта трагичная война оказалась полностью безрезультатной. Она была приостановлена соглашениями, заключенными в 1996 г., которые откладывали решение вопроса о статусе Чечни на более позднее время. При этом Чечня по-прежнему продолжала находиться вне законодательного поля Российской Федерации.
§7. Развитие права
Политика перестройки не могла обойтись без осуществления правовойреформы. Она начала осуществляться в 1989 г., в основном за счет активизации законодательной деятельности. При этом ее приведение отмечено противоречивым характером, что соответствовало внутренним конфликтам, свойственным политике данного периода. Право в своем развитии отставало от темпов движения общественной жизни. Многие новые хозяйственные и социальные вопросы оказались не урегулированными правом. С другой стороны, ряд устаревших правовых норм не был формально отменен, хотя практически не действовал. Возникшая с 1989 г. «война законов» вызвала явления правового нигилизма. Принцип законности к концу перестройки был поколеблен. Гражданское право. Перестройка не предвещала революционного поворота в развитии имущественных отношений. Ее начало выглядело достаточно традиционным. В 1985 г. в связи с антиалкогольной кампанией был установлен затруднительный порядок приобретения вино-водочных товаров. В 1986 г. проведена неуместная кампания борьбы с нетрудовыми доходами, вызвавшая ограничения правоспособности владельцев приусадебных участков. Обе эти акции объективно способствовали сокращению гражданского оборота. В целях повышения качества товаров в 1987 г. была введена государственная приемка выпущенной продукции. Однако вскоре в политике перестройки был сделан очень сильный акцент на такие ее элементы, как «активизация человеческого фактора», развитие «материального интереса» работника в результатах труда. Данный шаг означал отход государства от прежней административно-командной системы руководства народным хозяйством к его регулированию на основе экономических методов, через интерес производителя. Следствием этого явилось расширение гражданской правоспособности физических и юридических лиц и усиление гражданского оборота. В ноябре 1986 г. был принят закон, разрешивший индивидуальную трудовую деятельность. Создавались благоприятные условия для расширения деятельности кооперативных организаций. Наметившиеся перемены были в 1988 г. закреплены законом о кооперации в СССР. В 1990 г. в этот закон внесены значительные изменения. Кооперативы могли заниматься любыми видами деятельности, если не существовало специальных законодательных запрещений. На 1 января 1990 г. в СССР существовало около 200 тыс. кооперативов в сфере производства и услуг. Только в одной Москве их было 15 тыс. В 1987 г. получил большое развитие договор аренды объектов социалистической собственности на основе семейного, бригадного или коллективного подряда. В 1987 г. принято очень важное положение о социалистическом производственном предприятии (объединении) в СССР, создававшее совершенно новый механизм хозяйствования. Оно было призвано поставить основное звено производства - фабрики и заводы - в такие экономические условия, которые побуждали бы их проявить инициативу и эффективно использовать свои резервы и достижения научно-технической революции. Самостоятельность предприятий кардинально расширялась. Они в течение трех лет переводились на полный хозрасчет и самофинансирование. Бюджетное финансирование, как правило, исключалось. Государство не отвечало за долги предприятия. Последнее само несло полную ответственность за результаты своей деятельности. Однако этот закон оказался преждевременным и оказал отрицательное влияние на развитие экономики. Начался переход от материально-технического снабжения по лимитам и фондам к оптовой торговле средствами производства. Предприятия переходили к планированию своей деятельности в соответствии со своими экономическими интересами. Но они обязывались к выполнению государственных заказов, за пределами которых они были полностью самостоятельны, в том числе и в выборе партнеров. На предприятии вводилось самоуправление трудового коллектива. Последний формировал совет, выбирал на конкурсной основе директора предприятия. Совет предприятия решал наиболее важные вопросы, в том числе и такой на тот момент актуальный вопрос как выбор модели хозрасчета. В целях создания условий для широкого внедрения второй модели хозрасчета («коллективного подряда») в 1989 г. были утверждены общесоюзные основы законодательства об аренде. В конце 1989 г. была выработана политическая установка о переходе к регулируемому рынку, вызвавшая настоящую революцию в имущественных отношениях. Необходимо было создание многих экономико-юридических институтов, без которых функционирование рынка просто невозможно. Прежде всего нужны перемены в отношениях собственности. В этой связи необходимо прежде всего отметить те знаменательные изменения, которые внесены в Конституцию СССР 14 марта 1990 г. Теперь «экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности. Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную их защиту» (ст. 10 Конституции СССР). В собственности гражданина «может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения», кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданам в собственность не допускается (ст. 11). Коллективной собственностью объявлялась «собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций» (ст. 12). Таким образом, частная собственность на орудия и средства производства была легализирована на конституционном уровне. До этого изменения Основного Закона СССР был принят уже 6 марта 1990 г. закон о собственности в СССР, который предвосхитил создание на территории СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. В июне 1990 г. был утвержден закон о предприятиях в СССР, который регламентировал образование предприятий различных форм собственности. При этом одним из оснований учреждения предприятия являлось решение трудового коллектива. Такое предприятие имело право распоряжения закрепленным имуществом, выпуска и реализации ценных бумаг. Рыночное производство невозможно без частного предпринимательства. Последнее получило распространение еще до упомянутых изменений Конституции СССР, практически с допущения индивидуальной трудовой деятельности. Больший размах оно приобрело в 1987 г. с организации первых коммерческих структур при центрах научно-технического творчества молодежи и кооперативов при фабриках и заводах, совместных предприятий с участием иностранного капитала. Фермерские хозяйства также являлись одним из проявлений частного предпринимательства. С признанием частной собственности на орудия и средства производства частное предпринимательство стало превращаться в решающий фактор производства. Определенные итоги ему были подведены в принятом в апреле 1991 г. законе об общих началах предпринимательства граждан в СССР. Имела место реформа банковского дела. Функции Госбанка СССР резко сократились. Получил широкое распространение процесс образования коммерческих банков. Упразднены системы Промстройбанка и Жилсоцбанка. Их крупные отделения преобразованы в коммерческие банки. Происшедшие в банковской сфере перемены нашли отражение в двух принятых в конце 1990 г. законах - о Государственном банке СССР и о банках и банковской деятельности в СССР. На основе различных структур Госснаба СССР в стране были учреждены первые биржи. В дальнейшем они образовывались и на иных основаниях. На базе торгов организовывались коммерческие структуры оптового характера. Основным каналом прироста негосударственного сектора в экономике явилось обращение государственного имущества в собственность коллективных предприятий, акционерных обществ, кооперативов. В этом отношении особое значение приобрели коллективные предприятия и акционерные общества. Закон о собственности в СССР от 6 марта 1990 г. определил, что собственность коллективного предприятия возникала в случае перехода имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива (ст. 12). Трудовой коллектив мог принять решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество путем выпуска акций на всю стоимость имущества. Этим было положено начало приватизации крупных предприятий. В Российской Федерации идея приватизации государственного имущества превратилась в один из основополагающих принципов экономической политики. Верховный Совет РСФСР 3 июля 1991 г. принял закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий, в соответствии с которым преобразование государственной собственности в иные формы приобрело планомерный характер. Верховный Совет утверждал государственную программу приватизации. Для приватизации государственного имущества учреждалось специальное ведомство - Госкомимущество со своими территориальными агентствами. Инициатива проведения приватизации принадлежала широкому кругу субъектов, в том числе различным государственным органам и трудовым коллективам предприятий. Она осуществлялась путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе. Акции членам трудового коллектива продавались со значительной скидкой. Наряду с этой формой приватизации, которая доступна лицам, работающим на предприятии, были положены правовые основания для «народной» приватизации. 3 июля 1991 г. принят закон об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР, определявший, что каждый гражданин РСФСР обладает именным приватизационным счетом (книжкой). Последний свидетельствовал о праве его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной и муниципальной собственности, а также о его праве на использование приватизационного вклада. Сумма ежегодно перечисляется на приватизационную книжку гражданина. Получила законодательное закрепление приватизация жильцами государственных квартир. Сначала этот процесс протекал по общесоюзному праву, затем 4 июля 1991 г. был утвержден закон РСФСР о приватизации жилищного фонда. Приватизация жилья осуществлялась на безвозмездной основе. Быстро росло строительство частных домов в городах и иных населенных пунктах, а также дачное строительство. Помимо названных выше элементов рыночной инфраструктуры вводились и многие другие: коммерческое кредитование, ценные бумаги (например, акции), векселя, ломбарды, разнообразные виды негосударственных хозяйственных организаций (товарищества, акционерные общества, концерны, холдинги и т. д.). Были приняты меры законодательного характера, направленные на развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках. Произошла либерализация внешнеэкономической деятельности. Монополия государства на внешнюю торговлю была практически отменена. Через таможенную границу СССР могли перемещаться любые товары, ввоз и вывоз которых из СССР не был запрещен или ограничен. Данные новеллы нашли закрепление в таможенном кодексе СССР и в законе о таможенном тарифе, принятых 6 ноября 1991 г. Активизации внешнеэкономических связей способствовала также конвертация национальной валюты в иностранные валюты по курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения. Такой порядок был определен в марте 1991 г. законом СССР о валютном регулировании. Была несколько усилена гражданско-правовая защита личности в случае причинения ей ущерба. В апреле 1991 г. изменением ГК РСФСР была установлена возможность материальной компенсации за причинение морального вреда. Колхозное и земельное право. Доминирующей целью, определяющей перемены в агропромышленном секторе экономики, являлось благополучное решение продовольственной проблемы. Однако реализация продовольственной программы СССР, принятой в 1982 г. и рассчитанной на период до 1990 г., отставала от предусмотренных темпов. Необходимо было принятие дополнительных мер. В 1985 г. государство списало задолженности со слабых колхозов и совхозов или значительно ее сократило. Одновременно были повышены закупочные цены. С 1987 г. в сельскохозяйственное производство внедрялся на условиях аренды имущества коллективный подряд в его различных формах, организуются первые индивидуальные крестьянские («фермерские») хозяйства. Однако радикальные перемены начались с реформы в сельском хозяйстве, предпринятой весной 1989 г. Постановлением Совета Министров СССР о коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе от 5 апреля 1989 г. изменялись экономические отношения на селе. На колхозы, совхозы и другие предприятия агропромышленного комплекса были распространены хозрасчет и самофинансирование. Постановление отмечало большое значение арендных отношений и требовало их широкого распространения. Наряду с колхозами и совхозами указанное постановление Правительства СССР в качестве «основного звена агропромышленного производства», назвало также арендные коллективы, крестьянские хозяйства, а также личные подсобные хозяйства граждан, чем значительно возвысило значение этих хозяйственных субъектов. Данный правовой акт установил юридические гарантии равной защиты всех сельхозпроизводителей. Колхозы, совхозы, агрофирмы, перерабатывающие предприятия получили широкую самостоятельность. Правда, они в добровольном порядке принимали на себя исполнение государственного заказа на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды. Различные управленческие организации агропрома теряли эти функции и преобразовывались в хозрасчетные формирования на уровне районов и советы агропромышленных формирований на уровне края, области. Широкое распространение к концу 80-х годов садово-огороднических товариществ и строительства индивидуальных жилых домов, появление крестьянских хозяйств поставили много вопросов в аграрных отношениях, ответы на которые должно было дать развитие земельного права. В феврале 1990 г. были утверждены основы законодательства СССР и союзных республик о земле, которые подтвердили монополию государственной собственности на землю, но в ряде случаев установили пожизненное наследуемое владениеземлей гражданами СССР. Последние имели право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для ведения крестьянского и подсобного хозяйства, строительства жилого дома, садоводства и животноводства, дачного строительства, традиционных народных промыслов. Законодательство Российской Федерации оказалось более радикальным. Произведенными в 1990 г. изменениями Основного Закона РСФСР (ст. 12) допускалось предоставление государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность. Закон о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г. разрешил гражданину республики иметь в собственности земельные участки. Таким образом, был открыт путь для перехода земли в частную собственность. Трудовое и социальное право. На большем протяжении изучаемого периода трудовое право развивалось с учетом такого лозунга перестройки как гуманизация общественной жизни. В этой связи нужно отметить следующие перемены. Во-первых, в связи с введением на фабриках и заводах в 1987 г. самоуправления трудового коллектива несколько возрастала роль трудящихся в управлении делами предприятия. Во-вторых, создавались благоприятные условия для подработок, совместительства и т. п. В-третьих, администрация предприятий и учреждений совместно с советом трудового коллектива и выборным профсоюзным органом в 1988 г. получила право устанавливать за счет собственных средств дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для своих работников. Направление развития трудового права резко изменилось в связи с переходом к рыночным отношениям. Рынок по-новому расставил позиции наемного труда и работодателей, усиливая возможности последних. Было значительно поколеблено, но не отменено, право на труд. Для администрации предприятия значительно облегчены возможности увольнения рабочих и служащих. Возникла безработица и конкуренция за рабочие места. В целях регулирования безработицы в первой половине 1991 г. были приняты союзные основы законодательства о занятости населения и российский закон о занятости населения. Государство обязывалось проводить политику содействия полной занятости. Оно брало на себя заботу подыскания безработным «подходящей работы», бесплатно обеспечивало им переподготовку или получение новой профессии, разрабатывало государственные программы занятости по стране и отдельным регионам и выплачивало пособия по безработице. Рыночные условия усиливали возможности конфронтации во взаимоотношениях администрации и трудового коллектива предприятия или учреждения, которая могла принять и крайние формы. Но действующее законодательство не давало ответа на многие из них, в том числе и на такой, допустимы ли забастовки или нет. Закон о порядке разрешения трудовых споров разрешил проведение забастовок по социально-экономическим основаниям. К числу позитивных перемен в трудовом праве можно отнести сокращение рабочей недели с 41 часа до 40 часов и увеличение длительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 24 дней. Социальное законодательство развивалось противоречиво, в одних случаях улучшая, в других ухудшая положение рядового гражданина. Положительным можно считать принятие в 1990 г. союзного и республиканских законов о пенсиях. Кроме трудовых, впервые предусмотрены социальные пенсии. Размеры пенсий значительно повышались по сравнению с нормативами, установленными союзным законом о пенсиях 1956 г., что более соответствовало современным реалиям. Кроме того, закон предусматривал принцип регулярного пересмотра пенсий по мере изменения стоимости жизни. Весьма интересны законодательные попытки 1990-1991 годов озаботиться улучшением положения инвалидов и молодежи. Разноречивые оценки вызвал принятый летом 1991 г. в России закон, связывающий оказание квалифицированной медицинской помощи с наличием у больного медицинской страховки. В общем к концу перестройки социальная защищенность граждан значительно ослабла. По ней был нанесен еще один очень сильный дополнительный удар, связанный с неконтролируемым ростом цен на товары народного потребления и услуги. Уголовное право и процесс. Уголовное право по- своему точно отразило все изгибы и противоречия в развитии общества. В связи с антиалкогольной кампанией, начавшейся в 1985 г., появились новые составы преступлений и усилилась ответственность за деяния, совершенные в нетрезвом состоянии. Борьба с нетрудовыми доходами потребовала внесения ряда корректив в соответствующие уголовно-правовые нормы. Разрешение индивидуальной трудовой деятельности повлекло за собой установление в 1986 г. уголовной ответственности за уклонение от подачи декларации о доходах. Дальнейшие уголовно-правовые перемены связаны в одних случаях с усилением уголовной ответственности, в других с ее ослаблением, при этом доминирующей явилась тенденция смягчения уголовной ответственности, получившая явный перевес, начиная с 1989 г. Усиление уголовной ответственности связано с появлением новых, кроме вышеизложенного, составов преступлений. В 1985 г. установлена уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступивших с критикой должностного лица, в 1987 г.- за умышленное заражение СПИДом, за захват заложников, в 1988 г. - за незаконное помещение в психиатрическую больницу, за хищение, незаконное приобретение или хранение радиоактивных материалов, нарушение установленного порядка проведения митингов, собраний, шествий, в 1989 г. - за публичные призывы к измене Родине, совершение террористических актов или диверсий, за вмешательство в разрешение судебных дел, за угрозу или оскорбление судьи или народного заседателя, в 1990 г. - за нарушения порядка использования воздушного пространства СССР, за нарушение законодательства о выборах или референдуме, за призывы к насильственному нарушению единства территории СССР, союзных республик и автономных образований, за злоупотребление свободой слова и печати, за покушение на честь и достоинство Президента СССР и др. Смягчение уголовной ответственности нашло отражение в отмене некоторых преступлений, сужении содержания ряда составов преступлений, в снижении санкций, в бездействии немалого числа формально не отмененных статей уголовного кодекса. Так, в 1989 г. отменена уголовная ответственность за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй, в 1991 г. - за бродяжничество, попрошайничество, спекуляцию, нарушение правил торговли и др. Содержание ряда составов преступлений значительно сужалось. Особенно актуально это отметить в отношении состава спекуляции до ее прямой декриминализации. Прежнее понимание спекуляции как скупки и перепродажи товаров или иных предметов с целью наживы (ст. 154 УК РСФСР) стояло на пути частного предпринимательства. Поэтому данная статья не часто применялась в деятельности правоохранительных органов. В 1990 г. был принят союзный закон, который под спекуляцией понимал лишь скупку и перепродажу с целью наживы товаров, на которые государством была установлена розничная цена. Понижение санкций выразилось в том, что по ряду преступлений не применялась смертная казнь (взятки, хищения в особо крупных размерах) в силу подписанных СССР международных договоров. Наконец, ряд статей УК не действовал по причине резкого изменения общественно-политической обстановки в стране. Несмотря на частые изменения уголовного кодекса, многие животрепещущие вопросы не получили уголовно-правового разрешения. Этот недостаток законотворчества в определенной мере способствовал огромному росту преступности, которая начала быстро расти, начиная с 1990 г. В уголовном процессе наблюдалось много мелких изменений. Крупных новелл мало. Среди них следует отметить введение в действие в начале изучаемого периода третьей формы досудебной подготовки материалов (помимо предварительного следствия и дознания) - протокольной формы, потеснившей несколько дознание. С 1990 г. допущение защитника в процессе начиналось с момента задержания подозреваемого или предъявления обвинения. Состязательность на стадии расследования уголовного преступления значительно увеличивалась. Усилились гласность процесса, соблюдение презумпции невиновности, исчез обвинительный уклон в деятельности правоохранительных органов. После принятия Конституции РФ 1993 г. продолжился процесс формирования современной правовой системы, который имеет две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, идет создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим и появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было, например антимонопольного, забастовочного и т.д., и новый подход в правовом регулировании известных отношений, например налоговых, банковских и т.д. С другой стороны, начинается третья за период после Октябрьской революции кодификация российского законодательства, основанная на происходящих изменениях.
[2] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1952, С. 146. [3] А.П. Новосильцев в современном издании пишет: «По-видимому, в Восточной Европе IX в. возникло несколько княжеств, во главе которых стояли «призванные» русские князья. Арабские источники называют Киев, Славию т.е. землю славян ильменских, и некую Арсу, которую до сих пор идентифицировать не удается. Но их тех же источников видно, что важнейшими из этих политических объединений были Киевское и Северное, в районе несколько позже возникшего Новгорода». (История России. С древнейших времен до конца XVII века. - М., Аст, 2001, С. 62). [4] В современном издании говорится: «Давно уже доказано, что ни варяги, ни хазары славянам государственности не принесли, поскольку эта последняя как таковая возникает в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения. (История России с древнейших времен до конца XVII век. – М., Аст, 2001, С.58).
[6] В XII в. боярин Мирослав, меняя князей, исколесил буквально всю Русь. Классическим примером отказа бояр, причем коллективного, является случай с отказом бояр князя Владимира Мстиславича. Этот князь задумал напасть на киевского князя Мстислава, вопреки совету своих бояр. «И рекоша к нему дружина его: о собе еси, княже, зам…, а не едем по тебе». Из летописного рассказа с очевидного явствует, что Владимир Мстиславич в этом отказе не усмотрел нарушения основных принципов тогдашнего служебного права. Но во время своей службы вассал должен был быть верным своему сюзерену.
[7] История России с древнейших времен до XVIII в. – М., 2001. С. 102. [8] Территория Древнерусского государства составляла 1 млн. кв. км, население равнялось 4 млн. [9] Более подробное деление Краткой Правды предусматривает четыре части: Правду Ярослава или Древнейшую правду(статьи 1-18, Устав Ярославичей (статьи 19-40), Покон Вирный (ст. ст. 41-42), Урок Мостников (статья 43)). [10] В «Русской правде» не содержится точных и исчерпывающих указаний, каким образом ответчик или обвиняемый призывался в суд. Однако анализ ряда статей правового памятника 114(19), 103(114) Пространной правды, 14 Краткой правды позволяет сделать вывод о том, что судебные органы играли важную роль в возбуждении дела. В частности, дело об убийстве могло начаться по инициативе судебных органов, а не только по жалобе родственников. Кроме того, поскольку доходы от суда были достаточно существенными, государственные органы (суды) и должностные лица, связанные с процессом (вирники, мечники, метельщики), были заинтересованы в розыске лиц, совершивших преступления и осуждении их. [11] Торговая казнь была скрытым видом смертной казни. Известный противник смертной казни адмирал Н.С. Мордвинов говорил: «Кнут есть орудие, которое раздирает человеческое тело, отрывает мясо от костей, мечет по воздуху кровавые брызги и потоками крови обливает человеческое тело, мучение лютейшее всех других известных,.. палач стами ударами может сделать наказание легким, десятью – жестким и увечным, если не смертельным. Есть примеры, что платили ему (палачу) до 10 тысяч рублей, чтобы не изувечить или менее мучительным сделать наказание». [12] Первый подобный опыт относится к концу XV в., когда Иван III пожаловал за службу примерно 200 чел. из конфискованных новгородских земель. Судебник 1497 г. упоминал о «помещиках» (испомещенных за службу). [13] Что значит бессрочный сыск? Уложение распространило крепостную зависимость по прямой нисходящей линии до 4 колена, т.е. должны были возвращаться правнуки беглого, а по боковой - до 3-го колена (дети племянников). При этом устанавливалось, что мужья дочерей, сестер, племянниц оставались у прежних своих хозяев. Таким образом, как видим, закреплялось отношение к крестьянам как к вещи, сельскохозяйственным животным, правовое положение крестьян сближалось со статусом холопов. [14] Псковский наместник князь А. Шуйский, к примеру, организовывал фиктивные судебные процессы и взыскивал непомерные штрафы с населения. Власть была вынуждена признать, что наместники и волостели «многи грады и волости пусты учинили». [15] Проведение реформы строилось на расчете, что само население гораздо больше заинтересовано в поддержании порядка в месте проживания, нежели пришлые (на 2-3 года) кормленщики. [16] По поводу последних двух судебников нет единства во взглядах на авторство и территорию их действия. [17] Площадные подьячие – чиновники, находившиеся в «площадной избе» у колокольни Ивана Великого в Кремле с кувшинами чернил у пояса и гусиными перьями. Они оформляли частные сделки, а также давали юридические консультации. Площадная изба – нотариальная контора. [18] Самосуд запрещался. Закон упоминал о нескольких казусах: в случае самосуда над татем (кто-либо «учнет пытать у себя в дому») виновный должен был компенсировать преступнику бесчестье и увечья, кроме того он освобождался от последующих пыток при проведении следствия государственными органами; помещики за самосуд над крестьянами, замешанными в разбое и татьбе, лишались поместий. [19] «Став перед судьями искати и отвечати вежливо и смирно и не шумно, и перед судьями никаких невежливых слов не говорити и межь себя не бранитися». [20] Обзор различных точек зрения по данной проблеме можно найти в многообразных источниках. См. например, кн.: Советская историко-правовая наука. Очерки становления и развития. — М., 1978, с. 97—98. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9т. Законодательство периода становления абсолютизма. Т.4, с.5-10; Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. В 2т. – Т.1. V – начало ХХ в. М., 2003, с. 378 – 401 и др. [21] Ленин В. И. Об избирательной кампании и избирательной платформе. — Поли. собр. соч. — Т.20, с. 359. [22] История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред. А. А. Радугина. — М., 1997, с. 117. [23] Маркс К. Революционная Испания. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.10, ст.431. [24] Ленин В. И. Речь с лобного места на открытии памятника Степану Разину I мая 1919 г. — Полн. собр. соч., т.38, с.26. [25] Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. — Полн. собр. соч., т. I, с. 153-154. [26] Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. М., 1993, гл.8 «Буржуазия, которой не было», с.252-290. [27] Этот указ обязывал каждого подданного «доносить» словесно и письменно царю по следующим трем пунктам: «1) о каком злом умысле против персоны его царского величества или измены; 2) о возмущении или бунте; 3) о похищении казны». [28] История отечественного государства и права. Ч. 1, с. 292-293; История полиции России / Под ред. В.М. Курицына. – М., 1998, с. 46. [29] Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти т. – М.-Л., 1958. Т. 7. С. 275. [30] Говоров А.А. История книжной торговли в СССР. – М., 1976. С. 146-148; Курмачева М.Д. Крепостная интеллигенция России начала XIX века. – М., 1923. [31] Шильдер Н.К. Император Александр I, его жизнь и царствование. – СПб., 1898. Т. 4. С. 86. [32] См.: Сафонов М.М., Филиппова Э.Н. Журналы Непременного Совета. Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 13. – М., 1970. С. 156. [33] Берендтс. О прошлом и настоящем русской администрации. Записка 1903 г. – М., 2002. С. 141. [34] Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России. В кн.: Абсолютизм в России. – М., 1964. С. 457. [35] Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. – М., 1990. С. 101. [36] ПСЗ. Т. 26. № 20007. [37] Кринг М. Императорская Финляндия. – СПб., 2005. С. 5. [38] Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. – М., 1993. С. 171. [39] См.: Ананьич Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России. В кн.: Российская Империя в сравнительной перспективе. – М., 2004. С. 236-237. [40] Баршев Я. Историческая записка о содействии II отделения СЕИВК развитию юридических наук в России. – СПб., 1876. С. 4. [41] Косачевская Е.М. М.А. Балугьянский и Петербургский университет. – Л., 1971. С. 262. [42] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993. С. 160. [43] Шляхтой называли польское дворянство. [44] Характерно, что руководство повстанцев (особенно из числа крупного дворянства) основную ставку делало на военное вмешательство запа
|