Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беречь результаты своего и чужого труда.






«Человек дорожит лишь тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца» (В.А. Сухомлинский).

Подумайте, что из этих наставлений вам подходит уже сегодня, что может стать правилом вашей жизни через год, а что – возможно в далеком будущем. Аргументируйте свой ответ.

4. Познакомьтесь с кратким пересказом пролога пьесы «Чудак» турецкого писателя Назыма Хикмета.

Ночь. По берегу моря тянется тропинка. Посреди дороги, почти закрывая ее, лежит камень...

На дороге показывается человек. Несмотря на мрак ночи, он заметил камень. Обойдя его, он остановился, поставил ногу на камень — так удобнее — и, зашнуровав развязавшиеся на ботинках шнурки, пошел дальше. Вслед за ним по дороге идет еще один запоздалый путник. К несчастью, он не увидел камня, споткнулся, упал, ушибся. Ему больно; кряхтя и ругая тех, кто случайно или нарочно оставил камень на тропинке, поднимается он с земли и продолжает свой путь. Третий, проходя по дороге, вовремя остановился. Он перенес камень на обочину, чтобы сделать дорожку безопасной для любимой, которая вот-вот должна пройти здесь. Через некоторое время по этой дорожке прошел четвертый путник. Его взгляд остановился на огромном камне, лежащем у обочины. В голову закралась порочная мысль: «А что, если поставить камень посреди тропинки? Авось кто не заметит и натолкнется на камень, упадет...» И ему не лень — со злорадством поднимает он тяжелую глыбу, ставит ее на дорогу. Еще один человек идет вслед за ним по дороге. Он вовремя увидел камень, обошел его. Но, пройдя несколько шагов, он остановился в раздумье: «Там, на тропинке, остался камень, а впереди еще целая ночь. Может случиться, что какой-либо человек, проходя по дороге, не заметит камень в темноте...» И, обеспокоенный грозящей другим опасностью, он возвращается назад и оттаскивает камень с дороги...

И ночь, и дорога, и камень — это символы. «Ночь» означает неизвестность, «дорога» — нашу жизненную дорогу, а «камень» олицетворяет всё, что мешает людям быть счастливыми: нужду, болезни, черствость, преступления...

Что же мы можем сказать о людях, представленных нам Назымом Хикметом в прологе «Чудака»? Как мы определим меру нравственной ценности каждого из них?

5. Подготовьте устное сообщение по одной из следующих тем:

А) Роль морали в жизни человека и общества.

Б) Противоречия (парадоксы) добра и зла.

В) Счастье в жизни человека.

Г) Золотое правило нравственности.

6. Изложите письменно свои взгляды на один из следующих вопросов:

А) Нравственное поведение современного школьника: казаться или быть?

Б) Совесть как регулятор моего поведения.

В) Зачем нравственность нужна мне?

 

8. Упражнение «Самое хорошее и самое плохое»:

А) Выпишите в столбик в своей тетради 5 самых приятных событий в вашей жизни. После этого в каждом пункте отметьте, благодаря кому (чему) произошло это событие.

Б) Выпишите в столбик 5 неприятных событий из вашей жизни. После каждого пункта отметьте, из-за кого (чего) произошло это событие.

В) Произведите подсчет:

- общее число событий – А;

- события, которые произошли благодаря мне – х.

Найдите отношение х ÷ А × 100 %.

Полученное число – это степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих.

Г) Какие события вспоминать легче? Почему? - Из-за чего (кого) произошло большее число событий (приятных и неприятных)?

Согласны ли вы с тем, что чем больше свободы у человека, тем больше ответственности? Почему?

9. Познакомьтесь с высказываниями о патриотизме.

«Патриот – тот, кто в самые трудные минуты для родины берется за самые трудные ее дела» П. Павленко.

«Идея, согревающая патриотизм, – это идея общего блага…» М.Е. Салтыков-Щедрин.

«Если я не устремлюсь на врага, когда дело идет о спасении моей родины, я не гражданин, а обыватель» Д. Дидро.

«Настоящим гражданином, стойким бойцом за высокие идеалы становится только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством человечности, – научился быть преданным сыном, преданной дочерью своих родителей» В. Сухомлинский.

«Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином» Я. Чечот.

«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины» Л. Леонов.

С чего начинается патриотизм? И в чем он выражается? Какое из приведенных высказываний созвучно вашим мыслям?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал