Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия
Религия как форма мировоззрения. Слово «религия» происходит от латинского religio — святыня, набожность, благочестие. Религия – это особая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и в зависимость от них человеческих действий и самой жизни человека. Такая вера – основной признак и элемент любой религии. Главным стержнем религиозного мировоззрения является представление о сакральном (от лат. sacri – священный) мире и о возможности общения с ним. С этим миром верующие соотносят свои представления о жизни, о целях человеческого бытия. В религии вырабатывается определенная картина мира, а также нормы, ценности, идеалы. Они определяют отношение верующего человека к миру и выступают в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Усваивая религиозное мировоззрение, человек надеется обрести глубинный смысл жизни. Структура и функции религии. Религия включает в себя свод священных преданий, определенные нормы и правила поведения, обряды, культовые действия, а также объединения верующих людей (церковь, религиозная община). Основы религиозных представлений о мире, как правило, записаны в священных текстах. Эти тексты, по убеждению верующих людей, либо продиктованы непосредственно Богом, либо написаны людьми, достигшими, с точки зрения данной религии, высшего уровня духовного развития. В первобытном обществе религиозные действия были вплетены в процесс повседневной жизни, а совершение религиозных обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности; не было и профессионального духовенства. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться люди, специально подготовленные и предназначенные для совершения культовых действий: шаманы, жрецы и др. Появились и религиозные организации, в рамках которых служители культа становятся во главе верующих. Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Важнейшая из них – мировоззренческая. С ней тесно связана регулятивная функция. С помощью определенных ценностей, идей, традиций, обычаев религия влияет на деятельность и сознание людей. Каждая религия вырабатывает свои нормы и образцы поведения, осуществляет контроль за их соблюдением, поощряет и наказывает за их исполнение или неисполнение. Интегративная функция. Религия дает человеку возможность объединиться с людьми, придерживающимися единых обычаев, взглядов, ценностей, верований. Религия укрепляет социальную связь единоверцев, поощряет послушание, поддерживает традиции. Вместе с тем каждая религия противопоставляет свои ценности, идеалы, нормы другим, сформировавшимся на базе иного вероучения, культа и церковной организации. Из истории вы знаете, что это противопоставление порой служило источником конфликтов (между христианами и мусульманами, между католиками и протестантами и т. д.). Культуротворческая функция религии связана с тем, что религия представляет собой особую форму накопления и передачи культурного опыта от одного поколения к другому. Некоторые религии, например, христианство, способствовали развитию письменности, образования, формировали особые жанры искусства. Так, мы не можем представить западноевропейскую культуру без ценностей католицизма и протестантизма; русская культура у нас ассоциируется прежде всего с православием. Виды религий. В современном мире существует множество религий. Ученые подразделяют их на политеистеческие (от греч. poly – много, и theos – бог), которым свойственна вера во множество богов, и монотеистеческие (от греч. monos – единственный и theos – бог), которые признают одного всемогущего Бога. По сфере своего распространения религии делятся на мировые и национальные. Мировыми религиями называют те религии, которые распространились среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Главной их особенностью является космополитизм (от греческого kosmopolites – гражданин мира), ставящий единство веры выше политического или национального единства. Они признают равенство верующих перед Богом независимо от их цвета кожи, национальности, социального положения. Именно это позволило мировым религиям перешагнуть рамки какой-то одной нации. Все мировые религии обещают верующему человеку справедливое к нему отношение, но только в ином, потустороннем мире и в зависимости от его благочестия в земном мире. Буддизм – одна из первых мировых религий. Он возник в VI–V вв. до н.э. в Индии и был первоначально скорее философским, нежели религиозным учением. Впоследствии он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. По легенде основателем буддизма был сын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гаутама, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). По учению буддизма, после смерти человека происходит его перерождение, которое зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является уподобление Будде и погружение в нирвану, т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой. В буддизме есть различные течения, которые объединяет особое внимание к нравственным проблемам жизни человека, а также своеобразная веротерпимость. Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия. Она появилась в I в. н.э. в восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект, подвергавшихся гонениям со стороны властей, к началу IV в. христианство превратилось в мощное течение, завоевав господствующее положение в Риме, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, а затем во всей Европе. В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм. Его разновидности – лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. Христианское вероучение основывается на Священном писании и Священном предании. В качестве Священного писания выступает Библия, которая состоит их двух книг – Ветхого завета и Нового завета. Священное предание – это сочинения наиболее известных богословов, которых принято называть «отцами церкви». Их сочинения были признаны важной частью церковной традиции. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божьем), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть в искупление людей от первородного греха. Христианство принесло с собой новые нравственные принципы – идеи всеобъемлющей любви, сострадания и др. «Золотое правило» нравственности запечатлено в Новом Завете: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7: 12). Христианство оказало влияние на развитие западноевропейской и русской культуры, на становление мировоззрения, нравственных, социальных, семейных ценностей многих народов. Ислам – самая «молодая» из мировых религий. Он возник в Западной Аравии в VII в. и распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и др. Основателем ислама является Мухаммед (570-632), начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекка и Медина. В Мекке находится древнее святилище – Кааба со священным «черным камнем», к которому мусульмане всего мира совершают паломничество. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме, и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди Мухаммеда наизусть, был составлен Коран – священная книга ислама. Позднее был создан сборник преданий – Сунна, в котором говорится о поступках и изречениях пророка. На основе Корана был разработан шариат – свод мусульманского права. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Большинство современных мусульман – сунниты, которые, наряду с Кораном признают Сунну. Шииты считают законными преемниками Мухаммеда и духовными руководителями мусульман только двоюродного брата и зятя самого Мухаммеда – Али и его потомков от дочери Мухаммеда Фатимы – Алидов. Кроме этих течений, в исламе образовалось множество других направлений. Национальные религии – это религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации. К современным национальным религиям относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и некоторые другие. Важным явлением в современной религиозной жизни человечества стало распространение нетрадиционных религий. Иное их название – «неокульты». Это общее обозначение новых религиозных объединений, которые противопоставляют себя господствующим религиям, традиционным для той или иной страны. Их отличительной чертой является попытка синтеза идей, культа, обрядов, заимствованных из разных религий. Возникновение нетрадиционных религиозных культов стало ответом на изменившиеся условия жизни современного общества. Ускорение темпов социально-экономического развития, разрушение привычного уклада жизни, расширение культурных контактов обусловили поиск новых форм духовной общности людей, видоизменение религиозных учений и культовой практики. Особую группу среди нетрадиционных религиозных культов составляют деструктивные культы. Такие организации есть и в Беларуси. Их деятельность, вероучение, культовая практика официально признаны противоречащими законодательству Республики Беларусь. Веротерпимость и свобода совести. Веротерпимость – это свобода каждого человека исповедовать свою веру, а значит уважительное отношение к представителям других вероисповеданий. Веротерпимым является то государство, которое не стесняет верующих в отправлении обрядов. С принципом веротерпимости связан мировоззренческий принцип свободы совести. Свобода совести означает самостоятельность человека в выборе, верить ли ему в Бога или быть атеистом, отвергать религиозную веру. Свобода совести включает в себя свободу вероисповедания, т.е. право быть последователем какой-либо религии, выбирать или менять свою веру. Она тaкжe означает право создавать религиозные объединения и управлять ими в соответствии c положениями своей веры, собираться вмecтe для обучения и богослужения, распространять религиозные взгляды пocpeдcтвoм литературы, публичной проповеди или чepeз средства массовой информации, если эта деятельность не противоречит закону. Принцип свободы совести закреплен в таком важном международном правовом и политическом акте, как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Статья 16 Конституции Республики Беларусь гласит: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей, вредит здоровью и нравственности». Вопросы и задания. 1. Каковы основные черты религиозного мировоззрения? 2. Охарактеризуйте функции религии. Какие из них, на ваш взгляд, является самыми важными в жизни современного общества? Свое мнение аргументируйте. 3. Приведите примеры выполнения религией ее культуротворческой функции. 4. В чем состоит основное отличие национальных религий от мировых? 5. Каковы основные характеристики нетрадиционных религий? Чем можно объяснить их распространение в современном мире? 6. К каким последствиям, на ваш взгляд, приводят отступления от принципа свободы совести? § 10. Философия Отличительны особенности философского мировоззрения. Слово «философия» происходит от греческих слов fileo (любить, иметь склонность к чему - то) и sofia (мудрость, проницательность). Знаменитый словарь Даля говорит нам, что философия – это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины и добра. Из материалов курса «Обществоведение», изученных в 9 классе, вы уже знаете о том, что такое мировоззрение и какую роль оно играет в жизни людей. Напомним, что мировоззрение – это обобщенное понимание человеком самого себя, своего места в мире, своего призвания и долга. Философия вырабатывает системы понятий, с помощью которых можно объяснить, что лежит в основе жизни человека и общества и как мы получаем знания о мире. Обыденное, жизненно-практическое мировоззрение опирается на здравый смысл, присущий каждому человеку. Оно формируется стихийно, как бы само собой под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека. Философское же мировоззрение создается сознательно, все его элементы тщательно продумываются, проходят испытание критикой. Разработка такого мировоззрения требует большой подготовки и творческих усилий. Использование строгих понятий, логичность, последовательность, доказательность философских рассуждений сближают философию с наукой и выражают ее отличие от религии и мифа. Религиозно-мифологическое мировоззрение основано не на доказательствах, а на вере и внушении, не на мышлении с помощью строгих понятий, а на воображении. Как и наука, философия недогматична, все ее положения требуют критического рассмотрения. Однако отличительная особенность философских положений и выводов состоит в том, что они имеют предельно общий характер и не допускают прямой проверки с помощью опыта, как это делается в экспериментальных науках. Философские учения всегда имеют определенного автора. У мифов, как известно, нет автора. Миф – это плод коллективного сознания. В религии, как правило, утверждается, что источником вероучения является сам Бог. Философская же идея всегда кем-то сформулирована и обоснована, т.е. имеет вполне человеческое происхождение. Конечно, каждый автор высказывает идеи, характерные для той эпохи, в которой он живет. Но именно он их формулирует, выражает в виде системы философских категорий. Социально-историческая обусловленность философских учений. Каждая историческая эпоха порождает свои философские идеи, которые вплетены в общую ткань культуры этой эпохи, отражают ее проблемы. Европейская философская традиция зародилась в Древней Греции. Древние греки прежде всего поставили вопрос: «Из чего все произошло?», или «Что является первоначалом всего существующего?» Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, его постановка определялась стремлением лучше понять окружающий нас мир, его основу. Древнегреческая философия была созерцательной, не связанной с повседневной деятельностью. Это, однако, позволило античным философам сформировать теоретические вопросы мировоззрения и выработать некоторые варианты ответа на них. Теоретичность, незаинтересованность в непосредственной практической полезности знаний характеризует тип греческого мудреца-философа. Такой тип философии сложился не случайно. Античная экономика была основана на использовании труда рабов. Тяжелый физический труд был уделом раба, свободные же граждане могли заниматься решением вопросов жизни своего города-государства, а также развитием собственной личности, приобщением к знаниям и размышлениями о мире в целом. В Средние века характер философской мысли кардинально меняется. В условиях безраздельного господства религиозного мировоззрения философия становится «служанкой теологии». Напомним, что теология – это религиозное учение о Боге. Если античные мыслители искали истину, то для средневековых мыслителей истина уже была дана в готовом виде. Она заключалась в Священном писании (Библии). Поэтому задача философа состояла не в самостоятельном поиске истины, а в истолковывании истин, открытых людям Богом. Античные вопросы о первоначале мира, об устройстве космоса, о человеке и обществе заменяются иными – о соотношении веры и разума, о доказательстве бытия Бога. В эпоху Возрождения принципом мировоззрения становится идея гуманизма. Человек теперь не просто познает самого себя и окружающий мир, он как бы творит самого себя, осознает себя творцом и хозяином своей судьбы. В Новое время, в эпоху развития капитализма, наука становится производительной силой, и главной проблемой философии выступает обоснование возможности и путей достижения правильного познаниямира. Возникает знаменитый спор между сторонниками эмпирического (основанного на опыте) и рационального (основанного на мышлении) познания. Строгий эксперимент, точные измерения и теоретические обобщения фактов, использующие математику, становятся той базой, на которой строится новая европейская наука. В этот период возникают целостные философские системы, которые стремятся объяснить всю окружающую действительность и процессы ее познания, исходя из какой-то определенной мировоззренческой позиции. Возникают известные и поныне идеалистические учения Гегеля и Шопенгауэра, материалистическая философия Маркса, теория познания и этическая концепция Канта. Преобладающей в этот период является идея общественного прогресса, который связывают либо с успехами человеческого разума, развитием науки, либо с развитием материального производства, которое тоже опирается на приращение знаний о мире. Вместе с тем в связи с усложнением общественной жизни в середине XIX века и с появлением кризисных явлений в культуре изменяется и характер философии. На смену безграничной вере в разум приходит стремление к переоценке всех ценностей; возникает недоверие к разуму, или иррационализм. В ХХ в., в эпоху мировых войн, социальных катастроф широкое распространение получает философия экзистенциализма (от лат. «exsistere» – существовать), которая концентрирует внимание на переживании человеком своего существования. Мир здесь мыслится чуждым и враждебным человеку. Возникают и другие направления философской мысли, отражающие сложность и противоречивость современной общественной жизни. Их изучение и самостоятельное осмысление помогает людям ответственно отнестись к выбору собственной жизненной позиции. Основные проблемы философии. Философия – это теоретическое мировоззрение, использующее предельно широкие понятия (такие понятия называются категориями) и выстраивающее рассуждения в соответствии с правилами логики. Всякое мировоззрение решает вопрос об отношении человека и мира. Для того чтобы можно было определенным образом решить его, нужно, во-первых, выяснить, что мы понимаем под миром, какова основа мирового бытия, во-вторых, что такое человек по своей сущности и, в-третьих, как осуществляется познание человеком мира. Первый вопрос – это вопрос о сущности бытия. Два противоположных его решения предлагаются материализмом и идеализмом. Философы-материалисты считают, что подлинная реальность – это материя, понимаемая как все то, что существует самостоятельно, независимо от наших мыслей и чувств, но вместе с тем осязаемо, доступно человеческому опыту и вообще познанию. Философы-идеалисты, наоборот, считают, что подлинная, глубинная реальность неосязаема, лишена материальных свойств и по сути духовна или идеальна. Второй вопрос – вопрос о человеке – решается по разному в зависимости от того, как мы понимаем первоначало бытия, поскольку от этого зависит и выбор главных характеристик человека. Так, идеалисты утверждают, что сущность человека духовна, материалисты же стремятся объяснить, как возникает человеческая духовность, сознание людей. Эти объяснения они выстраивают, исходя из утверждения определяющей роли материальной трудовой деятельности в жизни человека. В решении третьего вопроса – о познании мира – выделяется прежде всего позиция агностицизма (от греч. agnostos – непознаваемый), утверждающего, что мир сам по себе непознаваем. Однако большинство философов признают и доказывают познаваемость мира. Тех из них, которые утверждают главную роль чувственного опыта в человеческом познании, называют сторонниками эмпиризма. К рационалистам же относят тех философов, которые утверждают ведущую роль разума, мышления в познании. Роль философии в духовной жизни общества и личности. Занимаясь повседневными делами, люди постоянно сталкиваются с мировоззренческими вопросами. Но далеко не всегда им удается самостоятельно осмыслить всю их глубину и сложность, понять, что решение этих вопросов во многом зависит от занимаемой жизненной позиции и выражает ее. Задача философии состоит в том, чтобы прояснить и представить в системах четких понятий основные типы таких позиций и подходов к решению мировоззренческих проблем. Философ обычно говорит и пишет от своего имени, он излагает и обосновывает свои взгляды. Но если его теория заинтересовала других людей и они увидели в ней ясное и последовательное выражение того, о чем думали и они, то, значит, в ней он выразил не только свою собственную мировоззренческую позицию, но и взгляды, интересы более или менее широкой общности людей. Материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм – это некоторые из основных философских позиций, убеждений. За ними всегда стоят особенности жизненного опыта, характер деятельности определенных людей, сформировавшиеся у этих людей подходы к решению теоретических и практических проблем. Философы четко формулируют то, о чем люди только догадывались, строили смутные предположения. Благодаря четкости формулировки определенной философской позиции ее можно сравнивать с другими позициями, выяснять их сильные и слабые стороны. Можно, конечно, просто отбрасывать те взгляды, с которыми я лично не согласен, но это будет совсем не по-философски. Философия ведь требует доказательств и обоснований. Значит, она учит уважительно и внимательно относиться к взглядам и убеждениям других людей. А если мы научимся лучше понимать других людей, то мы сможем понять и то, что наши собственные убеждения тоже в чем-то односторонни и не учитывают некоторые важные, заслуживающие внимания моменты. Поэтому изучение философии побуждает нас расширять мировоззренческий кругозор, преодолевать собственную ограниченность и стремиться согласовать свою жизненную позицию с установками, убеждениями, интересами других людей. Все это делает нас духовно богаче; мы становимся более самокритичными, более терпимыми и внимательными к конструктивному разнообразию мировоззренческих убеждений. Не случайно философия буквально означает любовь к мудрости, а мудрость предполагает не только обширные знания, но и глубокое понимание жизни, умение выделить самое главное и отсеять все второстепенное, случайное и наносное. Культура философского мышления очень важна и для каждого отдельного человека, и для общества в целом. От нее во многом зависит наша способность достигать не только взаимопонимания, но и действенного согласия по ключевым вопросам общественной жизни. Действенность этого согласия означает, что если мы путем дискуссий, разностороннего обсуждения пришли к определенному решению, то мы уже должны обязательно его выполнять, поскольку это наше собственное решение. Теоретические мировоззренческие дискуссии могут иметь огромное практическое значение, ибо они проясняют базовые ценности нашей жизни и помогают достичь обоснованности и согласованности действий в решении практических проблем. Теоретические философские исследования важны также и для науки, поскольку они углубляют наше миропонимание, совершенствуют понятийный аппарат нашего мышления, помогают рождению новых научных идей. В свою очередь все основополагающие научные открытия имеют выдающееся философско-мировоззренческое значение.
Вопросы и задания 1. В чем состоит отличие философского мировоззрения от обыденного? 2. Какие выделяются основные этапы в развитии европейской философии? Где она зародилась? 3. Чем отличается философское мировоззрение от религиозного и мифологического? 4. Какие основные проблемы решает философия? 5. В чем состоит различие между материализмом и идеализмом? 6. Можно ли надеяться на то, что все философы выработают единую мировоззренческую позицию?
|