Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные задания к теме 2






1. В современном мире существуют различные модели обучения. Так, например, американский профессор Артур Эллиас, директор школьных программ университета Сиэтл Пасифик (штат Вашингтон, США) разработал модель обучения, основанную на концентрации знаний. Она предполагает глубокое изучение академических дисциплин: естественных, гуманитарных, общественных и математики. Каждый предмет преподается последовательно в течение всего курса обучения в школе.

Иной способ учебы предлагают Джером Брунер и Джозеф Шваб: Каждый ученик сам как бы становится каким-либо «ученым» или «писателем» и таким образом активно вовлекается в учебный процесс.

Какой из названых подходов кажется вам более приемлемым? Обоснуйте свой выбор. Какие другие способы приобретения знаний в процессе своей учебы применяли вы?

2. Дэнис Болз, профессор, директор школы, консультант по учебным программам, г. Венечи (штат Вашингтон, США), считает:

«Если учитель знает нужды учеников, если он использует их сильные стороны либо старается помочь им преодолеть слабые, процесс обучения изменится коренным образом. Во-первых, ученик добивается больших успехов, когда использует сильные качества, во-вторых, ему помогают ликвидировать свои недостатки без чувства стыда и огорчения. Ученики становятся более уверенными и компетентными».

Согласны ли вы с мнением Дэниса Болза? Поясните свое мнение примерами. Какие еще факторы влияют на успешность процесса обучения?

3. Вот как доказывал ненаучность астрологии немецкий философ XX в. К.Поппер: пророчества астрологов неопределенны, их трудно проверить, многие пророчества не сбывались, астрологи используют неудовлетворительный способ объяснения своих неудач (предсказание индивидуального будущего — сложная задача; взаимное расположение звезд и планет постоянно меняется; астрологические таблицы раньше были несовершенны).

Какие критерии различения научного и ненаучного знания можно выделить на этом примере? Какие дополнительные критерии вы могли бы назвать? Проанализируйте с позиций этих критериев следующие суждения, укажите из них те, которые, на ваш взгляд, имеют научный характер:

«У каждого человека есть своя аура».

«Каждый человек обладает определенным набором генов — носителей информации».

«Все люди стремятся к материальному достатку».

4. Сопоставьте два взгляда на функции искусства.

С.Дягилев: «Для меня совершенно непонятно требование общественного служения от искусства на почве установленных на него предписаний... Великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоценно, самополезно и главное – свободно».

В.Ленин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких народных масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их».

Какой из них в большей степени отвечает современному пониманию назначения искусства?

5. Недавно один зарубежный исследователь выдвинул новую гипотезу появления СПИДа. Согласно ей, заражение людей вирусом иммунодефицита, содержащимся в крови шимпанзе, произошло в начале 1950-х гг. в ходе использования живой вакцины против полиомиелита, приготовленной на основе крови этих обезьян. Ученый показал, что массовые прививки этой вакцины были проведены именно в тех районах Африки, которые в дальнейшем стали первыми очагами неизвестной доселе смертельной инфекции.

Следовало ли запретить поиски вакцины против полиомиелита, учитывая возможные негативные последствия этих исследований? Если гипотеза подтвердится, подлежат ли, на ваш взгляд, ответственности люди, которые создавали вакцину?

6. Проанализируйте текст и найдите ошибки.

«В структуре научного знания выделяют два уровня – эмпирический и теоретический.

Эмпирическое знание накапливается только путем наблюдений. Наблюдая какой-либо объект, человек может установить его объективные характеристики, свойства. Так, многолетние наблюдения за Венерой позволили установить наличие на ней плотного слоя атмосферы. Близок к наблюдению эксперимент, но он уже не дает строгого знания, потому что человек здесь вмешивается в естество изучаемого предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в экстремальных условиях и т.д. Таким образом, получаемое в ходе эксперимента знание лишь отчасти можно считать истинным, объективным.

На теоретическом уровне наука еще дальше уходит от действительности. Здесь используются понятия, за которыми нет никаких реальных объектов: «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «материальная точка».

Поэтому факты оспорить трудно, а теории опровергаются легко. Например, в физике только на протяжении XX в. сменилось несколько десятков теорий, объясняющих фундаментальные свойства мира. При этом каждая последующая теория полностью опровергала предыдущую».

Выпишите в одну колонку суждения, с которыми можно согласиться, а в другую – спорные или ошибочные утверждения. Поясните свой выбор.

7. Познакомьтесь с размышлениями В. Пастернака об истоках творчества: «Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается бог весть где, и растет, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый темный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись».

Как вы понимаете это высказывание?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал