Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие и воспитание детей первого года жизни.






Теоретическая часть.

Возрастная периодизация детей раннего возраста. Психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста. Методы, формы и приемы работы педагога в группах раннего возраста.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое­временно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей пер­вых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на пер­вом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуют­ся, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличива­ется до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблаго­приятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное забо­левание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в ран­нем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физи­ческого и психического развития. Крепкий, физически полноцен­ный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвиж­ные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их об­щем самочувствии — они становятся раздражительными и вялы­ми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчиво­стью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведе­ния, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобла­дание у них возбуждения над тормозными процессами: малень­кий ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяю­щий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Развитие и воспитание детей первого года жизни.

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рацио­нальном вскармливании и воспитании он интенсивно развивает­ся. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором —400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет —10, 5 кг, а рост—74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значи­тельно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин в первый месяц жизни до 3, 5 ч к кон­цу года. У успешно развивающегося ма­лыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2, 5—3 мес., (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2, 5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., и от 9—10 до 1 года.

Каждый период развития ребенка является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. В первые три месяца жизни ведущими и опреде­ляющими развитие ребенка являются зритель­ные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодр­ствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширя­ют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движения. Основные рефлексы зри­тельного и слухового анализатора проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при резких звуках. Врожден­ными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например: при покачивании ребенок затихает, успокаивается. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он со­вершает импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели раз­виты недостаточно. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсут­ствуют другие раздражители. Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек. Формируется и конвергенция-это способность сво­дить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2-3 месяцам он овла­девает умением удерживать голову, рассмат­ривает окружающее, дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например: поворачивают голову на голос. Начинают развиваться хватательные дви­жения. С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месяцев жизни с ним ласково разговаривают, доби­ваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую игрушку, медленно ее передвигают перед глазами ребенка, чтобы вызвать слежение за движением предмета. Развитие зрительного и слухового сосредоточения способ­ствует возникновению у малыша положительных эмоций. Улыбка появляется в конце первого месяца жизни в ответ на ласковый голос взрослого. К этому возрасту выражение радости у малыша имеет вид комплекса оживления. В состав комплекса оживления входит ряд реакций: эмоциональная — улыбка, голосо­вые — звуки, двигательные — движения рук и ног. Голосовые реакции ребенка, входящие в комплекс оживления, выражаются в форме гукания — отрывистого произношения согласных звуков гы, кхы. Гукание, возникающее на фоне положительного эмоцио­нального состояния, служит подготовительным этапом развития речи. С первых недель жизни следует приучать ребенка лежать на животе. Это положение полезно для раз­вития дыхательных движений, кровообращения, а также для под­готовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног: малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Однако ставить его на нож­ки еще нельзя.

В этот период происходят существенные изменения в психи­ческом развитии ребенка: развиваются способности дифференцировать звуки, цвет и форму предметов. Различение предметов и явлений внешней среды особенно ярко проявляется в избира­тельном отношении к взрослым. Если активно развивают органы чувств ребенка, то уже трехмесячный малыш начинает узнавать свою мать, а в 6 мес. при виде знакомого человека радуется, при обращении незнакомого — хмурится, отворачивается, иногда плачет. Для развития у детей способности различать раздражители внешней среды нужно подбирать игрушки разных цветов и от­тенков, различной формы и по-разному звучащие. Побуждая ребенка рассматривать такие игрушки, прислушиваться к издавае­мым ими звукам, взрослые содействуют его сенсорному раз­витию. Дальнейшее развитие деятельности зрительного и слухового анализаторов происходит в процессе манипуляции ребенка с предметами, эмоционального общения со взрослыми. Однако для того чтобы слух его развивался нормально, в помещении, где бодрствуют дети, необходима благоприятная акустическая обста­новка. Громкий разговор, крик других детей, постоянно работаюший радиоприемник — все это не только мешает развитию слуха, но и тормозит становление речи, нарушает деятельность нервной системы. Малыш, не приученный с первых месяцев жиз­ни прислушиваться к тихому голосу взрослого, будет реагировать только на громкие звуки, повышенный тон.

Развитие слуха ребенка, положительных эмоций, артикуля­ционного аппарата (при произнесении гортанных коротких зву­ков, гукания) способствует возникновению в 4—5 мес. певучего гуления (нараспев произносится гласная а-а-а и сочетание звуков а-гу), а в 6—7 мес.—лепета (так называемые повтор­ные слоги: многократное произнесение одного слога —ба-ба-ба).

У детей в возрасте 3—6 мес. постепенно развиваются дви­жения рук. В 3—3, 5 мес. ребенок обычно случайно наталкивает­ся на игрушку, подвешенную низко над ним. В 3, 5—4 мес. захватывает, ощупывает игрушку, висящую на расстоянии вытя­нутых рук. В 4, 5—5 мес. принимает игрушку из рук взрослого. В 6 мес. ребенок уже сам свободно берет игрушку.

Обучение действиям с игрушками влияет на развитие у малы­ша некоторых общих движений: переворачиваться со спины на бок (в 4 мес.), на живот (в 5 мес.), с живота на спину (в 6 мес.). Так, ребенок, желая достать игрушку, находящуюся сбоку от него, тянется к ней и часто сам, без помощи взрослого или при незначительной помощи переворачивается на бок или на живот. Умение переворачиваться — это первое движение, по­средством которого ребенок самостоятельно, без помощи взрос­лого изменяет свое положение. Это умение, а также умение лежать на животе опираясь на ладони выпрямленных рук (в 5 мес.), является подготовительным движением к ползанию. В конце первого полугодия ребенок уже ровно, устойчиво стоит при поддержке его под мышки, что является предпосылкой само­стоятельной ходьбы.

В 6, 5—7 мес. при наличии благоприятных условий для раз­вития движений дети начинают ползать: по-пластунски, на чет­вереньках. Ползание очень полезно для ребенка, так как раз­вивает и укрепляет его костно-мышечную систему, способствует расширению ориентировки малыша в окружающем, делает ре­бенка более самостоятельным.

Научившись ползать, малыш начинает, цепляясь за барьер манежа, вставать, садиться. В 9—10 мес. ребенка надо побуждать вставать на ножки, подвешивая к краям манежа яркие игрушки. Затем ребенок начинает переступать вдоль манежа, держась за его барьер. Целесообразно стимулировать ребенка передвигать­ся на ножках, показывая ему интересную игрушку и ласково подзывая к себе.

Нужно стремиться к тому, чтобы, до того как ребенок нач­нет садиться, он научился ползать на четвереньках, вставать на ножки, переступать. Эти движения укрепят его костно-мышечную систему. Ребенок, овладевший этими движениями, физи­чески окрепший, в позе “сидя” не будет сутулиться.

Обучать ребенка сидеть раньше в—9 мес. вредно, так как это может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ран­нее сидение приучает к пассивному бодрствованию; к общей зависимости от взрослых, потому что в этой позе ребенку трудна самому достать откатившуюся игрушку, переменить положение тела и т. п.

Психическое развитие ребенка второго полугодия первого года жизни связано с формированием предпосылок целенаправленных действий с предметами. Вначале у ребенка появляется в желание повторять действия взрослого: похлопывать рукой по предметам, перекладывать игрушку из одной руки в другую. Интерес к таким движениям связан с усилением ориентировочной деятельности малыша, научившегося к 5—6 мес. рассматривать предметы, воспринимать их цвет, форму, звуки, издаваемые, и другие качества.

К началу второго полугодия наряду с копированием движе­ний (типа постукивания, размахивания) у ребенка появляется стремление многократно произносить некоторые звуки. В основе этого явления лежит развитие интереса к звукам собственного голоса. К 5—6 мес. малыш, находящийся в эмоционально-поло­жительном состоянии, научается произносить повторные слоги, например та-та-та. Многократность произнесения звуков лежит в | основе развития самоподражания, а в дальнейшем — подражания звукам голоса взрослого.

В возрасте 6—7 мес. дети на вопрос “где? ” (ляля, часы, петушок) поворачивают голову в сторону называемого предмета. Если место расположения предмета меняется, ребенок не может его найти, потому что слово связано для него не только с предметом, но и определенным местом его нахождения. В 9—10 мес. дети находят предметы при назывании независимо от их местоположения. Поэтому сначала предметы всегда должны стоять на определенных местах. Словесно обозначая предметы, взрослые позаботятся о том, чтобы ребенок не только смотрел на них, но и трогал, прислушивался к их звучанию. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее ребенок запоминает ее название.

Для развития понимания ребенком слов, обозначающих пред­меты, следует многократно повторять одно и то же слово, от­носящееся к определенной игрушке, подносить ребенка к ней или подносить игрушку к ребенку, дать малышу возможность рассмот­реть ее, ощупать, прислушаться к ее звучанию.

Умение лепетать, а также соотносить слова с предметами и действиями является той основой, на которой в дальнейшем строится весь процесс речевого развития.

Предпосылками ходьбы служит укрепление костно-мышечной системы в процессе ползания, развитие умений вставать у барьера, устойчиво стоять, переступать, держась за перила ма­нежа. В 9—10 мес., научившись подниматься у барьера, дети начинают переступать вдоль него, входят на горку, держась за перила; в 11 мес. многие малыши самостоятельно стоят, хо­дят, придерживаемые воспитателем за одну руку, а к году — самостоятельно. Самостоятельная ходьба освобождает руки ре­бенка, что создает благоприятные условия для расширения дея­тельности с предметами, увеличивает возможности ознакомле­ния с окружающим. Своевременное обучение малыша ходьбе необходимо для его нормального физического и умственного раз­вития.

В период от 9—10 мес. до 1 года происходят качествен­ные изменения в деятельности детей с предметами. В связи с усложнением координации рук и глаз у детей появляется способ­ность соотносить предметы между собой: нанизывать колечки на палочки, вставлять различные вкладыши в соответствующие отверстия, подносить чашку ко рту куклы и т. п. Значение развития подобных умений ребенка огромно. Во-первых, потому, что в процессе овладения соотносимыми действиями развивается мелкая мускулатура кисти руки. Во-вторых, устанавливается чет­кая координация движения глаз и рук. В-третьих, специально орга­низуемая взрослыми деятельность ребенка с предметами приво­дит к развитию наглядно-действенного мышления. Малыш может нанизывать на палочки вначале кольца от погремушек, позже — кольца пирамидки, “кормить” не только куклу, но и зайку, и мишку. В-четвертых, направленность действий на получение оп­ределенного результата способствует развитию их произвольно­сти. И наконец, значительное число разученных действий с пред­метами служит фундаментом, на котором строится игровая дея­тельность на втором году жизни.

Для игры детям этого возраста можно давать разнообразные вкладыши: чашечки, формочки для песка, вкладные кубы, втул­ки, грибочки для втыкания в отверстия, шаробросы, пластмассо­вые кубики, кирпичики для накладывания друг на друга, а также куклы и другие образные игрушки, лоскуты ткани для завертыва­ния их. Пирамидки, вкладыши, кубики и другие игровые посо­бия следует предлагать для самостоятельной игры только после того, как дети научатся правильно обращаться с этими предмета­ми в процессе занятий с воспитателем, иначе малыши привыкнут использовать их не по назначению.

В обучении детей действиям различают несколько этапов. Сначала используется метод пассивных движений. Воспитатель берет руки малыша в свои и проделывает с ним разучиваемые действия, например открыть и закрыть матрешку. Затем взрослый побуждает ребенка выполнить действие п о слову, сочетающемуся с показом действия. И наконец, ребенок начинает выполнять действие только по словесно­му указанию: открой матрешку, закрой матрешку. Таким же методом дети учатся выполнять ладушки, до свидания, пока­зывать части тела на себе и на кукле и т. д.

Систематическое индивидуальное общение воспитателя с деть­ми расширяет запас понимаемых ими слов. На первом году жиз­ни понимаемый ребенком словарь шире, чем используемый в активной речи. В пассивном словаре годовалого ребенка насчи­тывается 20—30 слов. Это слова, обозначающие части тела (гла­за, нос, рука), действия (дай, иди, сядь), игрушки (петушок, ляля, собачка) и т. д. Для развития понимания названий пред­метов можно провести занятия типа показа игрушек из мешочка, с использованием приема внезапного появления и исчезновения. Игрушка, название которой разучивается, появляется неожидан­но для детей из “чудесного мешочка”, яркого платочка. Проде­лав с игрушкой одно-два действия (собачка бежит, лает и т. п.), ее прячут, побуждая детей позвать: иди-иди. У малышей ярко выражается ориентировочная реакция на заинтересовавшую их игрушку. Одновременно смотреть и называть ее дети не могут, поэтому побуждать их к называнию следует в момент отсутствия игрушки. Такие занятия можно провести с небольшой подгруп­пой (3—4 ребенка).

С целью разучивания имен детей, а также и названий игру­шек можно провести игру в прятки. Красивый прозрачный (что­бы из-под него было видно ребенка) платочек набрасывается на голову малыша. “Где Алеша? ” — спрашивает воспитатель. Дети стягивают платок и радостными возгласами сопровождают по­явление ребенка. Таким же образом обыгрываются игрушки и разучиваются их названия.

Для формирования понимания речи нужно использовать не только занятия, но и повседневную жизнь: зажглась лампочка — спросить, где огонек, уронил игрушку — сказать: “Бах, упала! ”, уходит тетя — “Помаши ручкой” и т. д. В конце первого года следует подводить детей к первичным обобщениям игрушек по существенным признакам. С этой целью следует подбирать однородные игрушки, различающиеся по внешнему виду. В 10—11 мес. дети уже знают, что ляля—не только та кукла, что сидит на полочке, но и, например, маленькая резиновая, и большая, которую показывает воспитатель на занятиях. Обобщению действий способствуют такие поручения вос­питателя, как “покорми лялю, собачку, уточку” и т. д. Выполне­ние ребенком одного и того же действия по отношению к разным игрушкам развивает понимание слова, обозначающего действие со многими предметами.

В запасе понимаемых детьми слов в конце первого года есть и такие, как “можно”, “нельзя”. Они начинают понимать эти слова, если взрослый приостанавливает нежелательное действие, произнося слово “нельзя” с соответствующей строгой интонаци­ей, и, наоборот, произносит “можно” с разрешающей, доброже­лательной.

Таким образом, уже в этот период становится возможным с помощью речи воздействовать на поведение детей.

В последней четверти года у ребенка интенсивно развивают­ся голосовые реакции, дети много и разнообразно лепечут, к го­ду произносят первые, легкие для произношения, состоящие из повторяющихся слогов слова: ма-ма, ба-ба, ав-ав, бах, дай и др. В активном словаре ребенка насчитываются в это время до 12 слов.

Первые произносимые слова возникают на основе имеющего­ся запаса понимаемых, способности артикулировать звуки и под­ражания. В этот период важно научить детей легко подражать звукам, произносимым взрослыми.

В конце года возрастает потребность детей в общении с ок­ружающими. Вместе с тем усиливается избирательное отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Настороженность или даже отри­цательное отношение к незнакомым взрослым является одной из причин того, что малыши, поступившие в конце первого года жизни в детское учреждение, значительно труднее привы­кают к новым условиям, чем более младшие дети.

Ребенок 9—12 мес. интересуется тем, что делают другие дети. Иногда он начинает перекликаться с ними, улыбается, и случайно может возникнуть совместная игра (ребенок при ви­де уползающего малыша быстро ползет за ним, догоняет радуется). Но нередко в этом возрасте наблюдаются и отрица­тельные взаимоотношения, обычно они возникают при желании взять игрушку, находящуюся у другого ребенка.


С целью предупреждения отрицательных взаимоотношений нужно стремиться к тому, чтобы во время бодрствования каждый ребенок был активен и занят какой-либо игрушкой. При попыт­ках отобрать предмет у другого ребенка малыша нельзя ни ругать, ни наказывать, ему следует предложить другой предмет или отвлечь его внимание.

У детей конца первого года жизни надо воспитывать добро­желательное отношение друг к другу, формировать элементы общительности. С этой целью следует объединять несколько детей как на занятиях, так и в ходе самостоятельной их деятель­ности, вызывать общий интерес, общую радость при показах за­нимательных игрушек.

Важнейшим условием, обеспечивающим рациональную организацию жизни детей этого первого года возраста, является режим дня. Режим преду­сматривает соответствующее возрастным и ин­дивидуальным особенностям детей распределение в течение суток процессов бодрствования, кормления, сна и их чередование, а также смену видов деятельности во время бодрствования. При правильном режиме обеспечивается не только, укрепление здо­ровья детей, но и их нормальное физическое и нервно-психиче­ское развитие. С возрастом увеличивается работоспособность нервной системы ребенка, т. е. способность активно бодрствовать определенный отрезок времени. Именно это обстоятельство ле­жит в основе изменения режимов в раннем детстве.

На первом году жизни ребенок нуждается в индивидуаль­ном обслуживании и обучении, поэтому группу следует комплекто­вать детьми разных возрастных периодов, чтобы в ней было не менее двух возрастных подгрупп, каждая из которых бодрствует во время сна другой. Это дает возможность уделить большее внимание каждому ребенку.

Помещение группы детей первого года жизни должно состо­ять из комнаты для бодрствования и веранды для сна. Эти малыши не гуляют, поэтому их сон должен быть организован на воздухе. Веранда необходима и для соблюдения режима дня, чтобы бодрствующие дети не нарушали покой тех, кому в это время надо спать.

При систематическом выполнении режима ребенок к 2—3 мес. привыкает к нему, т. е. засыпает и пробуждается в опреде­ленное время, с аппетитом ест, спокойно бодрствует, глубоко спит.

Кормление детей следует проводить по мере их пробуждения.

Важно сформировать у детей положительное отношение к кормлению. Для этого ребенка приучают к посильной активности:

с 3, 5—4 мес. кладут его руки на бутылочку, приучая ее удер­живать, с 7—8 мес. есть корочку хлеба, с 10 мес.— придержи­вать чашку, к году самостоятельно пить из нее. Положитель­ное отношение к еде поддерживается и разговором взрослого. Он называет пищу, просит ребенка откусить хлеб, открыть рот и т. п.

До 7—8 мес. ребенка кормят на руках у взрослого. Детей, научившихся сидеть, кормят по двое за высоким комбинирован­ным столом с выдвижными креслицами.

При укладывании детей и подъеме после сна важно соблю­дать индивидуальный подход. В первую очередь укладывают легко утомляющихся детей, затем медленно засыпающих: уло­жив первых, можно больше внимания уделить вторым. Чтобы дети не просыпались одновременно, надо проводить укладыва­ние на дневной сон неторопливо, не менее чем в течение 20— 30 мин. Поднимать детей после сна надо постепенно, по мере пробуждения. Нельзя допускать одновременный подъем всех. В этом случае детям придется ждать кормления. Каждого проснув­шегося ребенка после необходимого туалета тут же кормят.

Переодевание после сна и в течение дня используют для общения с ребенком, развития у него движений, понимания и формирования активной речи.

Одежда для бодрствования состоит из распашонки, кофточ­ки, ползунков; после 8 мес. ползунки заменяются комбинезо­ном, на ноги ребенку надевают теплые носочки или ботиночки.

Приучение к опрятности следует начинать с того времени, когда ребенок научится самостоятельно сидеть, т. е. с 8—9 мес.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал