Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие и воспитание детей первого года жизни.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Теоретическая часть. Возрастная периодизация детей раннего возраста. Психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста. Методы, формы и приемы работы педагога в группах раннего возраста. Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются. В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально. Развитие и воспитание детей первого года жизни. На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором —400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет —10, 5 кг, а рост—74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин в первый месяц жизни до 3, 5 ч к концу года. У успешно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2, 5—3 мес., (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2, 5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., и от 9—10 до 1 года. Каждый период развития ребенка является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. В первые три месяца жизни ведущими и определяющими развитие ребенка являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движения. Основные рефлексы зрительного и слухового анализатора проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при резких звуках. Врожденными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например: при покачивании ребенок затихает, успокаивается. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он совершает импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели развиты недостаточно. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсутствуют другие раздражители. Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек. Формируется и конвергенция-это способность сводить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2-3 месяцам он овладевает умением удерживать голову, рассматривает окружающее, дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например: поворачивают голову на голос. Начинают развиваться хватательные движения. С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месяцев жизни с ним ласково разговаривают, добиваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую игрушку, медленно ее передвигают перед глазами ребенка, чтобы вызвать слежение за движением предмета. Развитие зрительного и слухового сосредоточения способствует возникновению у малыша положительных эмоций. Улыбка появляется в конце первого месяца жизни в ответ на ласковый голос взрослого. К этому возрасту выражение радости у малыша имеет вид комплекса оживления. В состав комплекса оживления входит ряд реакций: эмоциональная — улыбка, голосовые — звуки, двигательные — движения рук и ног. Голосовые реакции ребенка, входящие в комплекс оживления, выражаются в форме гукания — отрывистого произношения согласных звуков гы, кхы. Гукание, возникающее на фоне положительного эмоционального состояния, служит подготовительным этапом развития речи. С первых недель жизни следует приучать ребенка лежать на животе. Это положение полезно для развития дыхательных движений, кровообращения, а также для подготовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног: малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Однако ставить его на ножки еще нельзя. В этот период происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: развиваются способности дифференцировать звуки, цвет и форму предметов. Различение предметов и явлений внешней среды особенно ярко проявляется в избирательном отношении к взрослым. Если активно развивают органы чувств ребенка, то уже трехмесячный малыш начинает узнавать свою мать, а в 6 мес. при виде знакомого человека радуется, при обращении незнакомого — хмурится, отворачивается, иногда плачет. Для развития у детей способности различать раздражители внешней среды нужно подбирать игрушки разных цветов и оттенков, различной формы и по-разному звучащие. Побуждая ребенка рассматривать такие игрушки, прислушиваться к издаваемым ими звукам, взрослые содействуют его сенсорному развитию. Дальнейшее развитие деятельности зрительного и слухового анализаторов происходит в процессе манипуляции ребенка с предметами, эмоционального общения со взрослыми. Однако для того чтобы слух его развивался нормально, в помещении, где бодрствуют дети, необходима благоприятная акустическая обстановка. Громкий разговор, крик других детей, постоянно работаюший радиоприемник — все это не только мешает развитию слуха, но и тормозит становление речи, нарушает деятельность нервной системы. Малыш, не приученный с первых месяцев жизни прислушиваться к тихому голосу взрослого, будет реагировать только на громкие звуки, повышенный тон. Развитие слуха ребенка, положительных эмоций, артикуляционного аппарата (при произнесении гортанных коротких звуков, гукания) способствует возникновению в 4—5 мес. певучего гуления (нараспев произносится гласная а-а-а и сочетание звуков а-гу), а в 6—7 мес.—лепета (так называемые повторные слоги: многократное произнесение одного слога —ба-ба-ба). У детей в возрасте 3—6 мес. постепенно развиваются движения рук. В 3—3, 5 мес. ребенок обычно случайно наталкивается на игрушку, подвешенную низко над ним. В 3, 5—4 мес. захватывает, ощупывает игрушку, висящую на расстоянии вытянутых рук. В 4, 5—5 мес. принимает игрушку из рук взрослого. В 6 мес. ребенок уже сам свободно берет игрушку. Обучение действиям с игрушками влияет на развитие у малыша некоторых общих движений: переворачиваться со спины на бок (в 4 мес.), на живот (в 5 мес.), с живота на спину (в 6 мес.). Так, ребенок, желая достать игрушку, находящуюся сбоку от него, тянется к ней и часто сам, без помощи взрослого или при незначительной помощи переворачивается на бок или на живот. Умение переворачиваться — это первое движение, посредством которого ребенок самостоятельно, без помощи взрослого изменяет свое положение. Это умение, а также умение лежать на животе опираясь на ладони выпрямленных рук (в 5 мес.), является подготовительным движением к ползанию. В конце первого полугодия ребенок уже ровно, устойчиво стоит при поддержке его под мышки, что является предпосылкой самостоятельной ходьбы. В 6, 5—7 мес. при наличии благоприятных условий для развития движений дети начинают ползать: по-пластунски, на четвереньках. Ползание очень полезно для ребенка, так как развивает и укрепляет его костно-мышечную систему, способствует расширению ориентировки малыша в окружающем, делает ребенка более самостоятельным. Научившись ползать, малыш начинает, цепляясь за барьер манежа, вставать, садиться. В 9—10 мес. ребенка надо побуждать вставать на ножки, подвешивая к краям манежа яркие игрушки. Затем ребенок начинает переступать вдоль манежа, держась за его барьер. Целесообразно стимулировать ребенка передвигаться на ножках, показывая ему интересную игрушку и ласково подзывая к себе. Нужно стремиться к тому, чтобы, до того как ребенок начнет садиться, он научился ползать на четвереньках, вставать на ножки, переступать. Эти движения укрепят его костно-мышечную систему. Ребенок, овладевший этими движениями, физически окрепший, в позе “сидя” не будет сутулиться. Обучать ребенка сидеть раньше в—9 мес. вредно, так как это может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, раннее сидение приучает к пассивному бодрствованию; к общей зависимости от взрослых, потому что в этой позе ребенку трудна самому достать откатившуюся игрушку, переменить положение тела и т. п. Психическое развитие ребенка второго полугодия первого года жизни связано с формированием предпосылок целенаправленных действий с предметами. Вначале у ребенка появляется в желание повторять действия взрослого: похлопывать рукой по предметам, перекладывать игрушку из одной руки в другую. Интерес к таким движениям связан с усилением ориентировочной деятельности малыша, научившегося к 5—6 мес. рассматривать предметы, воспринимать их цвет, форму, звуки, издаваемые, и другие качества. К началу второго полугодия наряду с копированием движений (типа постукивания, размахивания) у ребенка появляется стремление многократно произносить некоторые звуки. В основе этого явления лежит развитие интереса к звукам собственного голоса. К 5—6 мес. малыш, находящийся в эмоционально-положительном состоянии, научается произносить повторные слоги, например та-та-та. Многократность произнесения звуков лежит в | основе развития самоподражания, а в дальнейшем — подражания звукам голоса взрослого. В возрасте 6—7 мес. дети на вопрос “где? ” (ляля, часы, петушок) поворачивают голову в сторону называемого предмета. Если место расположения предмета меняется, ребенок не может его найти, потому что слово связано для него не только с предметом, но и определенным местом его нахождения. В 9—10 мес. дети находят предметы при назывании независимо от их местоположения. Поэтому сначала предметы всегда должны стоять на определенных местах. Словесно обозначая предметы, взрослые позаботятся о том, чтобы ребенок не только смотрел на них, но и трогал, прислушивался к их звучанию. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее ребенок запоминает ее название. Для развития понимания ребенком слов, обозначающих предметы, следует многократно повторять одно и то же слово, относящееся к определенной игрушке, подносить ребенка к ней или подносить игрушку к ребенку, дать малышу возможность рассмотреть ее, ощупать, прислушаться к ее звучанию. Умение лепетать, а также соотносить слова с предметами и действиями является той основой, на которой в дальнейшем строится весь процесс речевого развития. Предпосылками ходьбы служит укрепление костно-мышечной системы в процессе ползания, развитие умений вставать у барьера, устойчиво стоять, переступать, держась за перила манежа. В 9—10 мес., научившись подниматься у барьера, дети начинают переступать вдоль него, входят на горку, держась за перила; в 11 мес. многие малыши самостоятельно стоят, ходят, придерживаемые воспитателем за одну руку, а к году — самостоятельно. Самостоятельная ходьба освобождает руки ребенка, что создает благоприятные условия для расширения деятельности с предметами, увеличивает возможности ознакомления с окружающим. Своевременное обучение малыша ходьбе необходимо для его нормального физического и умственного развития. В период от 9—10 мес. до 1 года происходят качественные изменения в деятельности детей с предметами. В связи с усложнением координации рук и глаз у детей появляется способность соотносить предметы между собой: нанизывать колечки на палочки, вставлять различные вкладыши в соответствующие отверстия, подносить чашку ко рту куклы и т. п. Значение развития подобных умений ребенка огромно. Во-первых, потому, что в процессе овладения соотносимыми действиями развивается мелкая мускулатура кисти руки. Во-вторых, устанавливается четкая координация движения глаз и рук. В-третьих, специально организуемая взрослыми деятельность ребенка с предметами приводит к развитию наглядно-действенного мышления. Малыш может нанизывать на палочки вначале кольца от погремушек, позже — кольца пирамидки, “кормить” не только куклу, но и зайку, и мишку. В-четвертых, направленность действий на получение определенного результата способствует развитию их произвольности. И наконец, значительное число разученных действий с предметами служит фундаментом, на котором строится игровая деятельность на втором году жизни. Для игры детям этого возраста можно давать разнообразные вкладыши: чашечки, формочки для песка, вкладные кубы, втулки, грибочки для втыкания в отверстия, шаробросы, пластмассовые кубики, кирпичики для накладывания друг на друга, а также куклы и другие образные игрушки, лоскуты ткани для завертывания их. Пирамидки, вкладыши, кубики и другие игровые пособия следует предлагать для самостоятельной игры только после того, как дети научатся правильно обращаться с этими предметами в процессе занятий с воспитателем, иначе малыши привыкнут использовать их не по назначению. В обучении детей действиям различают несколько этапов. Сначала используется метод пассивных движений. Воспитатель берет руки малыша в свои и проделывает с ним разучиваемые действия, например открыть и закрыть матрешку. Затем взрослый побуждает ребенка выполнить действие п о слову, сочетающемуся с показом действия. И наконец, ребенок начинает выполнять действие только по словесному указанию: открой матрешку, закрой матрешку. Таким же методом дети учатся выполнять ладушки, до свидания, показывать части тела на себе и на кукле и т. д. Систематическое индивидуальное общение воспитателя с детьми расширяет запас понимаемых ими слов. На первом году жизни понимаемый ребенком словарь шире, чем используемый в активной речи. В пассивном словаре годовалого ребенка насчитывается 20—30 слов. Это слова, обозначающие части тела (глаза, нос, рука), действия (дай, иди, сядь), игрушки (петушок, ляля, собачка) и т. д. Для развития понимания названий предметов можно провести занятия типа показа игрушек из мешочка, с использованием приема внезапного появления и исчезновения. Игрушка, название которой разучивается, появляется неожиданно для детей из “чудесного мешочка”, яркого платочка. Проделав с игрушкой одно-два действия (собачка бежит, лает и т. п.), ее прячут, побуждая детей позвать: иди-иди. У малышей ярко выражается ориентировочная реакция на заинтересовавшую их игрушку. Одновременно смотреть и называть ее дети не могут, поэтому побуждать их к называнию следует в момент отсутствия игрушки. Такие занятия можно провести с небольшой подгруппой (3—4 ребенка). С целью разучивания имен детей, а также и названий игрушек можно провести игру в прятки. Красивый прозрачный (чтобы из-под него было видно ребенка) платочек набрасывается на голову малыша. “Где Алеша? ” — спрашивает воспитатель. Дети стягивают платок и радостными возгласами сопровождают появление ребенка. Таким же образом обыгрываются игрушки и разучиваются их названия. Для формирования понимания речи нужно использовать не только занятия, но и повседневную жизнь: зажглась лампочка — спросить, где огонек, уронил игрушку — сказать: “Бах, упала! ”, уходит тетя — “Помаши ручкой” и т. д. В конце первого года следует подводить детей к первичным обобщениям игрушек по существенным признакам. С этой целью следует подбирать однородные игрушки, различающиеся по внешнему виду. В 10—11 мес. дети уже знают, что ляля—не только та кукла, что сидит на полочке, но и, например, маленькая резиновая, и большая, которую показывает воспитатель на занятиях. Обобщению действий способствуют такие поручения воспитателя, как “покорми лялю, собачку, уточку” и т. д. Выполнение ребенком одного и того же действия по отношению к разным игрушкам развивает понимание слова, обозначающего действие со многими предметами. В запасе понимаемых детьми слов в конце первого года есть и такие, как “можно”, “нельзя”. Они начинают понимать эти слова, если взрослый приостанавливает нежелательное действие, произнося слово “нельзя” с соответствующей строгой интонацией, и, наоборот, произносит “можно” с разрешающей, доброжелательной. Таким образом, уже в этот период становится возможным с помощью речи воздействовать на поведение детей. В последней четверти года у ребенка интенсивно развиваются голосовые реакции, дети много и разнообразно лепечут, к году произносят первые, легкие для произношения, состоящие из повторяющихся слогов слова: ма-ма, ба-ба, ав-ав, бах, дай и др. В активном словаре ребенка насчитываются в это время до 12 слов. Первые произносимые слова возникают на основе имеющегося запаса понимаемых, способности артикулировать звуки и подражания. В этот период важно научить детей легко подражать звукам, произносимым взрослыми. В конце года возрастает потребность детей в общении с окружающими. Вместе с тем усиливается избирательное отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Настороженность или даже отрицательное отношение к незнакомым взрослым является одной из причин того, что малыши, поступившие в конце первого года жизни в детское учреждение, значительно труднее привыкают к новым условиям, чем более младшие дети. Ребенок 9—12 мес. интересуется тем, что делают другие дети. Иногда он начинает перекликаться с ними, улыбается, и случайно может возникнуть совместная игра (ребенок при виде уползающего малыша быстро ползет за ним, догоняет — радуется). Но нередко в этом возрасте наблюдаются и отрицательные взаимоотношения, обычно они возникают при желании взять игрушку, находящуюся у другого ребенка.
У детей конца первого года жизни надо воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать элементы общительности. С этой целью следует объединять несколько детей как на занятиях, так и в ходе самостоятельной их деятельности, вызывать общий интерес, общую радость при показах занимательных игрушек. Важнейшим условием, обеспечивающим рациональную организацию жизни детей этого первого года возраста, является режим дня. Режим предусматривает соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям детей распределение в течение суток процессов бодрствования, кормления, сна и их чередование, а также смену видов деятельности во время бодрствования. При правильном режиме обеспечивается не только, укрепление здоровья детей, но и их нормальное физическое и нервно-психическое развитие. С возрастом увеличивается работоспособность нервной системы ребенка, т. е. способность активно бодрствовать определенный отрезок времени. Именно это обстоятельство лежит в основе изменения режимов в раннем детстве. На первом году жизни ребенок нуждается в индивидуальном обслуживании и обучении, поэтому группу следует комплектовать детьми разных возрастных периодов, чтобы в ней было не менее двух возрастных подгрупп, каждая из которых бодрствует во время сна другой. Это дает возможность уделить большее внимание каждому ребенку. Помещение группы детей первого года жизни должно состоять из комнаты для бодрствования и веранды для сна. Эти малыши не гуляют, поэтому их сон должен быть организован на воздухе. Веранда необходима и для соблюдения режима дня, чтобы бодрствующие дети не нарушали покой тех, кому в это время надо спать. При систематическом выполнении режима ребенок к 2—3 мес. привыкает к нему, т. е. засыпает и пробуждается в определенное время, с аппетитом ест, спокойно бодрствует, глубоко спит. Кормление детей следует проводить по мере их пробуждения. Важно сформировать у детей положительное отношение к кормлению. Для этого ребенка приучают к посильной активности: с 3, 5—4 мес. кладут его руки на бутылочку, приучая ее удерживать, с 7—8 мес. есть корочку хлеба, с 10 мес.— придерживать чашку, к году самостоятельно пить из нее. Положительное отношение к еде поддерживается и разговором взрослого. Он называет пищу, просит ребенка откусить хлеб, открыть рот и т. п. До 7—8 мес. ребенка кормят на руках у взрослого. Детей, научившихся сидеть, кормят по двое за высоким комбинированным столом с выдвижными креслицами. При укладывании детей и подъеме после сна важно соблюдать индивидуальный подход. В первую очередь укладывают легко утомляющихся детей, затем медленно засыпающих: уложив первых, можно больше внимания уделить вторым. Чтобы дети не просыпались одновременно, надо проводить укладывание на дневной сон неторопливо, не менее чем в течение 20— 30 мин. Поднимать детей после сна надо постепенно, по мере пробуждения. Нельзя допускать одновременный подъем всех. В этом случае детям придется ждать кормления. Каждого проснувшегося ребенка после необходимого туалета тут же кормят. Переодевание после сна и в течение дня используют для общения с ребенком, развития у него движений, понимания и формирования активной речи. Одежда для бодрствования состоит из распашонки, кофточки, ползунков; после 8 мес. ползунки заменяются комбинезоном, на ноги ребенку надевают теплые носочки или ботиночки. Приучение к опрятности следует начинать с того времени, когда ребенок научится самостоятельно сидеть, т. е. с 8—9 мес.
|