Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные языки и среды моделирования архитектуры организации






Введение концепции архитектуры организации предъявило дополнительные требования к языкам моделирования (напомним, что архитектура организации аккумулирует знания о его процессах, поведении, информационных и материальных потоках, ресурсах и организационных единицах, инфраструктуре и архитектуре систем).

При этом главной целью моделирования должно являться не только повышение интегрированности организации, но и поддержка ее анализа в самых различных разрезах (экономических, организационных, качественных, количественных и т.д.) для совершенствования деятельности по принятию решений, контролю, координации и мониторингу различных ее частей. Чтобы иметь полное понимание бизнеса, необходимо иметь ответы на вопросы – кто, что, когда, зачем, где и как осуществляет.

Среда моделирования архитектуры организации должна включать следующие 4 компонента:

  1. Блок элементарных объектов организации, а именно:
    1. описания (представления) элементарных объектов (например, конкретного продукта/услуги, производимого организацией в настоящее время);
    2. средства, используемые для порождения таких представлений (т.е. данных по объектам) согласно определенным правилам (например, ERP, SCM, CRM, СУБД).
  2. Блок моделей архитектуры организации, а именно:
    1. собственно модели различных видов (процессно-функциональные, информационные, ресурсные, организационные и другие), состоящие из элементов, абстрактно отображающих элементарные объекты;
    2. средства моделирования, обеспечивающие анализ, проектирование и использование моделей.
  3. Блок языков и методологий моделирования, включая:
    1. общемодельные конструкции;
    2. процессы моделирования архитектуры организации;
    3. средства, поддерживающие процесс определения и модификации методологий и языков.
  4. Блок языков мета-моделирования и методологий определения методологий моделирования (мета-методологий), соответственно, для описания концепции, синтаксиса и семантики языков моделирования, и методологий их применения, а также для описания процессов построения этих языков и методологий.

Методологии моделирования должны регламентировать последовательность этапов и шагов моделирования, правила перехода от этапа к этапу, набор и правила построения моделей на каждом из них. При этом этапы моделирования архитектуры должны обеспечивать нисходящее проектирование основных архитектурных слоев в соответствии с общей схемой архитектуры организации и должны содержать следующие работы:

  1. определение бизнес-целей и требований, охватывающих направления бизнеса, миссию, цели, критические факторы успеха, критические бизнес-результаты, видение, выявление требований различных типов (функциональных, системных, технологических) и их документирование;
  2. моделирование бизнеса с позиции менеджера, включающее построение концептуальных диаграмм с использованием графических образов (пиктограмм) для представления бизнес-объектов и событий;
  3. моделирование бизнес-процессов;
  4. моделирование бизнес-функций;
  5. моделирование оргструктуры, включая ее нисходящую логическую схему, а также логические схемы принятия решений;
  6. моделирование репсурсов;
  7. преобразование бизнес-моделей в модели приложений и технологической архитектуры.

Существующие среды моделирования архитектуры организаций могут быть классифицированы следующим образом:

  1. универсальные интегрирующие среды (например, Zachman Framework, GERAM),
  2. языки моделирования организаций (например, семейство IDEF, DFD-технология, ARIS, BPML),
  3. программные среды моделирования (например, ARIS 6 Collaborative Suite, Popkin System Architect, METIS, Casewise Corporate Modeler),
  4. мета-модели и языки мета-моделирования (например, UML Profile for Business Process Definition, UEML).

Следует отметить, что моделирование архитектуры организаций является инженерной дисциплиной, требующей комбинированного использования программных сред, языков и методологий моделирования. Однако большинство из перечисленных инструментов фактически являются фрагментарными подходами, покрывающими лишь различные части описанных выше требований к среде моделирования архитектуры организации, в том числе:

  1. поддерживают лишь отдельные компоненты среды моделирования,
  2. поддерживают лишь отдельные фазы и этапы процесса моделирования архитектуры,
  3. не являются универсальными в части применимости к организациям любого вида,
  4. поддерживают лишь отдельные виды моделирования.

Наиболее продвинутыми в части покрытия обозначенных требований естественно являются универсальные интегрирующие среды.

Среда Zachman Framework базируется на методе Захмана, широко известном в мировой практике. Суть этого метода сводится к формализованному представлению модели организации в виде матрицы. В строках этой матрицы показываются различные представления архитектуры организации с использованием различных типов моделей. Для простоты понимания эти представления соотносятся с категориями специалистов, определенным образом связанных с деятельностью любой организации (например, " владелец" организации, проектировщик, разработчик и субподрядчик). По столбцам матрицы разнесены основные аспекты деятельности (объекты - " что", действия - " как", местоположения - " где", люди - " кто", время - " когда" и мотивы - " почему"). Структура этой матрицы приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Матрица Захмана
  Объекты (что?) Действия (как?) Дислокация (где?) Люди (кто?) Время (когда?) Мотивы (зачем?)  
Планировщик             Сфера действия
Владелец             Модель организации
Конструктор             Модель системы
Разработчик             Техническая модель
Субподрядчик             Компоненты
  Данные Функции Сеть Организация Расписание Стратегия  
Элементы архитектуры

Захман предложил простую, но концептуально ясную схему, показывающую различные уровни представления архитектуры организации, различные виды ее " обеспечения", а также их основные взаимосвязи.

Согласно данному подходу, рассматриваемый объект - это люди (заказчики, пользователи, аналитики, конструкторы и " изготовители" системы), организационные структуры, графики работы организации, цели и стимулы организации и отдельных людей, а также программы, данные и коммуникации. И все эти компоненты должны быть понятным и непротиворечивым образом соединены в единую систему.

Zachman Framework является одной из наиболее продвинутых сред в части гармоничного и комплексного учета всех архитектурно-существенных факторов, позволяя при этом концентрироваться на отдельных аспектах архитектуры, не теряя при этом общего взгляда на организацию как на единое целое. Она легка для понимания, логически полна и согласована, нейтральна по отношению к инструментарию, является наиболее распространенной (включая большое количество статей по ее описанию и использованию). С другой стороны, Zachman Framework не поддерживает представление динамики развития организации и ее информационных систем (отсутствие оси времени), является достаточно поверхностной (в смысле степени детализации) референсной моделью, достаточно бедна с технических позиций.

 

 

Конкурирующая среда GERAM (Generalised Enterprise Reference Architecture and Methodology) определяет комплекс концепций, методов и моделей, необходимых для проектирования и сопровождения современной организации (любого типа) в течении всего времени ее существования. GERAM обеспечивает поддержку всех вышепредставленных элементов среды моделирования архитектуры, базируясь при этом на:

  1. концепциях, ориентированных на человека (описание ролей, поддержка осуществляемых ролями процессов),
  2. процессо-ориентированных концепциях для описания бизнес-процессов,
  3. концепциях, ориентированных на технологии, для описания технологический поддержки процессов (моделирования и использования моделей).

Одним из главных преимуществ GERAM является его мощность в решении задач, связанных с изменениями (например, реинжиниринга). Одним из ее главных недостатков является концептуальный характер, она снабжает методологическими руководствами, но не обеспечивает ни языком моделирования, ни соответствующими инструментальными средствами.

Следует отметить, что в настоящее время прослеживается тенденция к обогащению подходов в части покрытия среды моделирования, например, одна из последних разработок университета г.Бордо GRAI Integrated Methodology (GRAI-GIM) обеспечивает референсную модель с концепцией, языком, графическим формализмом и инженерным методом реализации методологии

К наиболее распространенными в настоящее время языкам моделирования организаций относятся, прежде всего, семейство IDEF и ARIS. Однако, они имеют целый ряд недостатков с позиций моделирования архитектуры (в дополнение к недостаткам, перечисленным в соответствующих вышеприведенных разделах их описаний).

Так основными недостатками семейство IDEF являются:

  1. наличие всего трех типов моделей – функциональной, информационной и процессной, остальные аспекты архитектуры если и могут быть отображены, то на примитивном, недостаточном для серьезного анализа уровне,
  2. отсутствие интеграции даже для перечисленных трех типов моделей (при этом отсутствует как концепция интеграции, так и какая-либо реализация даже на уровне инструментов одного и того же производителя).

ARIS в целом преодолевает перечисленные недостатки IDEF, однако его методология по сути является методологией-оболочкой: нет четко описанных регламентов действий, не предлагается уникального подхода к проблеме моделирования архитектуры организации. Сам язык включает более 100 типов моделей, 90% из которых для целей архитектурного моделирования практически никогда не используются, инструментальная поддержка осуществляется продуктом той же компании – разработчика методологии. Этот продукт имеет цену, на порядок превышающую стоимость инструментов аналогичного класса для аналогичных платформ, и огромные трудозатраты на его разработку, что вряд ли позволит создать когда-либо конкурирующий инструментарий, поддерживающий данный язык.

Одной из последних разработок в данной области является создание специального языка, ориентированного на моделирование бизнес-процессов BPML (Business Process Modeling Language). Этот язык обеспечивает построение абстрактной исполняемой модели взаимодействующих процессов на основе концепции конечного автомата (машины конечных состояний). BPML представляет бизнес-процессы посредством объединения описания взаимодействий управляющих потоков, потоков данных и потоков событий с дополнительными ортогональными средствами моделирования бизнес-правил, ролей, контекста взаимодействия. Он поддерживает синхронные и асинхронные распределенные транзакции, поэтому может быть использован как исполняемая модель для встраивания существующих приложений в качестве процессных компонент внутрь е-бизнес-процессов.

Собственно бизнес-процессы описываются с использованием BPMN (Business Process Modeling Notation), обеспечивающего графическую нотацию для описания процессов BPD (Business Process Diagram), а также внутренние связи между элементами нотации и внешние связи с конструкциями других компонентов BPML (в частности, с конструкциями BPEL4WS - Business Process Execution Language for Web Services). Отметим, что BPMN обеспечивает моделирование не только бизнес-процессов, но и веб-сервисов как между организациями, так и между подразделениями организации.

BPD-диаграммы моделирует события бизнес-процессов организации, концентрируя основное внимание на том, где процессы выполняются и где события имеют место. Эти диаграммы включают следующие основные объекты:

  1. события перед запуском процесса;
  2. активности (бизнес-процессы, бизнес-функции, бизнес-операции);
  3. конечные результаты выполнения процесса;
  4. информационные объекты (данные, документы и т.п. - все, что обновляется при выполнении процесса), привязанные к потокам;
  5. специальные узлы (шлюзы) для моделирования ветвлений;
  6. специальные объекты (плавательные дорожки и бассейны), используемые для уточнения модели и демонстрации того, в какой организационной единице происходит событие или процесс, с целью визуального разделения обработки потоков по организациям и организационным единицам (например, организация – бассейн, организационные единицы – дорожки).

BPD-диаграммы в определенном смысле являются аналогами IDEF3-диаграмм. Специфика данной нотации заключается в наличии веб-сервисов, обеспечивающих моделирование сложных сообщений между объектами, событий и бизнес-правил (отметим, что традиционные диаграммы моделируют последовательную обработку потоков от стартового события до конечного результата). Однако сообщениями могут обмениваться только две организации или две организационные единицы одной и той же организации.

Этапы моделирования с использованием BPML определяются методологией BEM (Business Enterprise Modeling) и включают:

  1. Определение бизнес-целей и требований:
    1. определение направлений бизнеса (включая миссию, цели, критические факторы успеха, критические бизнес-результаты, видение, ключевые бизнес-политики), установление целей деятельности организации и преобразование их в цели бизнес-процессов, достижение которых должно обеспечиться в результате их проектирования;
    2. построение набора матриц, покрывающих все аспекты бизнес-моделирования, но предшествующих детальному анализу (например, выражение бизнес-целей через организационные цели, формулирование стимулов достижения требуемого бизнес-поведения, увязка с приложениями, обеспечивающими достижение целей);
    3. выявление требований различных типов (функциональных, системных, технологических) из различных источников (документы, интервью и т.п.) и их документирование.
  2. Моделирование бизнеса с позиции менеджера: построение концептуальных потоковых бизнес-диаграмм с использованием графических образов (пиктограмм) для представления бизнес-объектов и событий.
  3. Моделирование бизнес-процессов с помощью BPMN
  4. Моделирование бизнес-функций с помощью диаграмм функциональной иерархии (дерева функций) с дополнительным использованием перекрестных ссылок по процессам (либо с помощью таблиц, либо напрямую на диаграмме).
  5. Моделирование организационно-штатной структуры (кто что делает, кто перед кем отчитывается, как принимаются и исполняются решения и т.д.) с использованием:
    1. логических схем организационно-штатной структуры (Logical Organizational Chart) сверху-вниз по организационным единицам;
    2. логических схем принятия решений (Logical Decision Chart) на основе двух типов объектов: организационных единиц и потоков движения решений.
  6. Отображение бизнес-моделей в приложения с использованием DFD-технологии.

Вторая важная проблема заключается в том, что многие из перечисленных инструментов поддерживают аналогичные концепции с различными названиями, которые трудно сравнивать из-за различного синтаксиса и семантики языков моделирования (которые к тому же часто точно не определены). Собственный синтаксис и ограниченная (ориентированная на поддерживающий инструментарий) семантика и графическая нотация языков привела к основной языковой проблеме - отсутствию интеграции моделей, разработанных на различных языках моделирования.

Решением данной проблемы занимается рабочая группа, созданная компаниями – производителями языков моделирования, целью деятельности которой является создание унифицированного языка моделирования UEML (Unified Enterprise Modeling Language) с четко определенными синтаксисом, семантикой и правилами взаимоотношений (отображений) между различными языками моделирования архитектуры организаций. Проект UEML включает разработку:

  1. общего, визуального, базированного на шаблонах языка для коммерческих инструментальных средств моделирования организаций и программных систем класса workflow;
  2. стандартизованных, независимых от инструментов механизмов передачи знаний (моделей) между проектами;
  3. репозитория моделей организаций.

В настоящее время рынок инструментальных средств архитектурного моделирования достаточно развит, в таблице 2.2 приведен перечень лидирующих по объемам продаж пакетов (в алфавитном порядке по вендорам - в среднем, каждый из вендоров осуществляет продажи программного обеспечения на сумму от 7 до 15 миллионов долларов в год):

Таблица 2.2.
Вендор Продукт Сайт
Casewise Corporate Modeler https://www.casewise.com
Computas Metis https://www.computas.com
IDS Scheer Aris https://www.ids-scheer.com
Mega Mega Suite https://www.mega.com
Popkin System Architect https://www.popkin.com
Proforma Corp. ProVision https://www.proformacorp.com
Ptech Enterprise Framework https://vwww.ptechinc.com

Среди инструментов построения архитектуры одним из наиболее продвинутых является Casewise Corporate Modeler, признанный в 2004г. лучшим инструментом для управления архитектурой организации по рейтингу META Group.

В основе инструмента лежит методология «Casewise Framework», базирующаяся на модифицированной схеме (матрице) Захмана, столбцы которой характеризуют различные аспекты ЕА (мотивации, процессы, люди, местоположения, данные, время), а строки соответствуют уровням абстракции моделирования (бизнес, организация, системы, технологии, детали). При этом методология позволяет расширять предложенную схему, в частности, может быть увеличено количество уровней абстракции. Дополнительно на начальном этапе могут использоваться модели " Инициация проекта" и " Определение стандартов моделирования", определяющие, соответственно, цели, задачи, факторы успеха, ключевые роли и документы, а также нотации моделирования (типы диаграмм и их синтаксис, типы и категории объектов и т.п.).

Основными графическими нотациями являются организационные диаграммы (организационно-штатная структура и ее связи с бизнес-слоем и ИТ-слоем), диаграммы потоков данных (функциональные модели), диаграммы " сущность-связь" (информационные модели), диаграммы динамики процессов (модели поведения), а также матрицы межобъектных связей. В качестве расширений могут использоваться нотации языков IDEF0 и UML, а также нотация BPMN (Business Process Modeling Notation) – основа современного языка моделирования бизнес-процессов BPML (Business Process Modeling Language), являющего в настоящее время стандартом де-факто в рассматриваемой области.

Важным компонентом методологии является возможность применения (и адаптации под специфику конкретной организации) референсных моделей. В частности, имеется возможность использования модели федеральной архитектуры США FEA (Federal Enterprise Architecture), включающей в себя следующие компоненты:

  1. Perfomance Reference Model;
  2. Business Reference Model;
  3. Service Component Reference Model;
  4. Data& Information Reference Model;
  5. Technical Reference Model.

Также имеется референсная модель процессов ITIL (IT Infrastructure Library), описывающая предоставляемые ИТ-услуги, включая техническую поддержку, управление приложениями, безопасностью, а также планирование и мониторинг внедрения ITIL. Соответствующие диаграммы отражают все компоненты ИТ-инфраструктуры: ресурсы, базы данных, приложения и оборудование.

Еще одной референсной моделью является eTOM (The Enchanced Telecom Operation Map) - модель деятельности телекоммуникационных компаний, воплощающая собой весь опыт мирового сообщества, накопленный в этой отрасли. Модель eTOM применяется в качестве основы организации работ при проектировании и оптимизации архитектур телекоммуникационных компаний, она может быть интегрирована с моделью ITIL.

Одним из достоинств методологии является возможность интеграции не только бизнес-слоя и ИТ-слоя, но и стратегического слоя архитектуры. Для этой цели предлагаются методики и инструменты управления ИТ-инфраструктурой организации (IT Architecture Accelerator) и ее стратегией на основе системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard Accelerator). Так, например, с помощью IT Architecture Accelerator можно управлять проектом реализации ИТ-стратегии: осуществлять оценку проектов, устанавливать их приоритеты по степени срочности, важности и стратегической значимости, планировать сроки и осуществлять контроль за их реализацией.

В качестве репозитария, непосредственно реализующего интеграцию, используется как собственная база данных DP4 Corporate Modeler Suite, так и другие СУБД - Oracle, MS SQL.

В заключении отметим, что решения Casewise обладают возможностью интеграции с инструментом управления требованиями IBM-Rational RequsitePro, объектно-ориентированными инструментами разработки IBM-Rational Rose, инструментами моделирования баз данных Oracle Designer, Sybase PowerDesigner и ERWin.

 

 

Метод планирования архитектуры организации EAP

Данный раздел посвящен описанию одного из наиболее известных методов формирования архитектуры организации EAP (Enterprise Architecture Planning), разработанного Стивеном Спиваком (детальное описание метода изложено в книге: Steven H. Spewak. Enterprise Architecture Planning. N.Y.: John Wiley& Sons Inc., 2003).

В основе метода лежит процесс планирования архитектуры организации, ориентированный на создание архитектуры для поддержки бизнеса организации (на основе того, какие конкретно данные, приложения и технологии наиболее полно отвечают ее потребностям), а также на разработку плана реализации, определяющего процесс воплощения этой архитектуры. При этом предполагается, что созданию ЕА предшествует разработка бизнес-стратегии, включающей миссию, бизнес-цели и способы их достижения.

ЕАР декларирует 10 этапов (таблица 2.3), определяющих состав и структуру слоев и элементов архитектуры, а также план ее проектирования, обеспечивающий реализацию как традиционных требований к архитектуре, так и специфических требований конкретной организации. Эти этапы организованы в виде следующей четырехуровневой схемы EAP (рис. 2.2):

  1. уровень 1 (исходная позиция) - выработка решений, которые необходимо принять для реализации соответствующей архитектуры организации, и определение состава необходимого для реализации инструментария;
  2. уровень 2 (анализ текущего состояния) - определение точки отсчета для преобразования существующей архитектуры в целевую, а также формирование временного графика перехода;
  3. уровень 3 (планируемая перспектива) - определение технических деталей перспективной архитектуры (данные, приложения и технологии);
  4. уровень 4 – формирование плана реализации перспективной архитектуры.


Рис. 2.2. Схема EAP.

Таблица 2.3. Этапы планирования архитектуры
Название этапа Результаты Трудозатраты
  Инициация планирования цели, видение, методологии, инструментарий, команда, презентации, рабочий план -
  Предварительное бизнес-моделирование организационно-штатная структура, предварительная функциональная бизнес-модель 7%
  Формирование снимка организации полная функциональная бизнес-модель 23%
  Описание текущих систем и технологий каталог информационных ресурсов, системные схемы 15%
  Формирование архитектуры данных определения сущностей, ER-модель, матрица сущности-функции, отчет по архитектуре данных 15%
  Формирование архитектуры приложений определения приложений, матрицы приложений, анализ покрытия, отчет по архитектуре приложений 15%
  Формирование технической архитектуры распределение данных/приложений, отчет по технологической архитектуре 10%
  Разработка плана реализации последовательность, план перехода, цены и преимущества, факторы успеха и рекомендации 15%
  Заключительное планирование окончательный отчет, презентация -
  Переход к реализации совершенствование политик, стандартов, процедур, детализация проектных планов -

Этап " Инициация планирования" включает в себя 7 шагов, цели, задачи и основные результаты которых описаны ниже.

  1. Назначение первого шага состоит в формальном определении области и целей планирования архитектуры для понимания участниками проекта того, что будет достигнуто. К его результатам относятся перечень согласованных и утвержденных целей, а также список причастных к проекту подразделений организации. Основными задачами шага являются:
    1. обзор организации и определение ее контекста (системных входов/выходов);
    2. оценка благоприятствующих и неблагоприятствующих проекту характеристик организации (например, существующие информационные системы не отвечают требованиям и дороги в сопровождении, существует необходимость в интеграции и распределении данных, имеются в наличии неуспешные ИТ-проекты по причинам ограничения менеджмента по времени и бюджету и т.п.);
    3. формирование перечня и определений целей и их достижимости;
    4. формирование перечня подразделений, затрагиваемых грядущими изменениями ИТ-стратегии и корпоративной культуры.
  2. Целью шага 2 является исследование организации, системных входов/выходов и вариантов на основании встреч с менеджментом. Результатами являются согласованное и утвержденное видение организации, а также политическая поддержка менеджмента. Основными задачами шага являются:
    1. изучение всех исходных материалов по бизнесу (заказчики, продукты, сотрудники, цели и т.д.);
    2. определение влиятельных персон, для которых необходима архитектура;
    3. анализ организаций, успешно выстроивших свои архитектуры;
    4. формирование видения организации, демонстрирующего ИТ-среду, обеспечивающую достижение целей.
  3. Целью шага 3 является адаптация методологии планирования и создание руководства по методологии. Основными задачами шага являются:
    1. формулирование принципов и требований к методологии;
    2. оценка существующих в организации методов и стандартов;
    3. изучение имеющихся на рынке подходов;
    4. принятие решения об исполнителе (внутренние ресурсы или внешний консультант);
    5. создание методологии, отвечающей нуждам данной организации;
    6. разработка содержания каждого из отчетов, создаваемого на каждом из последующих этапов.
  4. Целью шага 4 является наведение порядка с компьютерными ресурсами и оценка инструментария создания ЕА. Основными задачами шага являются:
    1. определение требований к инструментарию;
    2. определение требований к аппаратуре;
    3. оценка альтернатив для репозитария проекта;
    4. выбор и приобретение подходящего программного инструментария;
    5. разработка регламентов и процедур, обеспечивающих надлежащее использование продуктов;
    6. разработка проектов отчетов, экранных форм и т.п.;
    7. оценка трудозатрат на " канцелярскую" поддержку большого объема документации по ЕА;
    8. доведение решений по инструментарию до всех подразделений – потенциальных пользователей ЕА
  5. Цель данного шага – создание проектной команды. Основными задачами шага являются:
    1. определение квалификационных требований по каждой из фаз создания ЕА;
    2. оценка трудозатрат по каждой фазе создания ЕА;
    3. определение необходимого числа участников;
    4. спецификация ролей и областей ответственности каждого члена команды;
    5. подбор персонала;
    6. обучение персонала (методологии и инструментарий);
    7. выбор внешних консультантов, включая определение направлений их использования.
  6. Целями шагов 6 и 7 являются подготовка рабочего плана и его презентация и утверждение. Основные задачи этих шагов традиционны, их рассмотрение выходит за рамки настоящей книги. В результате должен быть сформирован рабочий план и утвержден бюджет выполнения работ.

 

 

Целью бизнес-моделирования является обеспечение полной и исчерпывающей базой знаний всех участников проекта для ее использования при определении архитектуры и плана ее реализации. Бизнес-моделирование осуществляется в два этапа – построение предварительной бизнес-модели, за которым следует построение полной бизнес-модели.

Предварительная бизнес-модель идентифицирует функции, дает их описания и идентифицирует организационные единицы – исполнителей функций. По оценкам ряда экспертов этап " Предварительное бизнес-моделирование" требует 25-30% всех трудозатрат на моделирование, он осуществляется в 3 шага:

  1. Шаг документирования организационной структуры в качестве результатов имеет обновленные организационные схемы, перечень ролей и мест их выполнения, оценку количества сотрудников по ролям. Основными задачами шага являются:
    1. формирование (редактирование) организационных схем и фиксация их в инструментарии;
    2. идентификация деятельностей в разрезе организационных единиц;
    3. формирование отчетов по полученным результатам.
  2. Шаг определения структуры бизнес-модели (идентификации и определения бизнес-функций) в качестве результатов имеет определенные функции, каждая из которых:
    1. имеет имя;
    2. имеет краткое описание или декомпозирована на подфункции;
    3. является результатом работы по крайней мере одной организационной единицы.

Основными задачами шага являются:

      1. определение основных деятельностей и бизнес-процессов;
      2. функциональная декомпозиция процессов;
      3. развитие функциональной декомпозиции до уровня бизнес-операций;
      4. построение функционального иерархического дерева;
      5. оценка качества декомпозиции и ее улучшение;
      6. сопоставление функций и исполняющих их организационных единиц, построение соответствующей матрицы.
  1. Целью третьего шага является документирование бизнес-модели и ее распространение для верификации. Основными задачами шага являются:
    1. формирование отчетов по бизнес-модели;
    2. распространение отчетов и проведение презентации;
    3. сбор замечаний и предложений.

Полная функциональная бизнес-модель дает ответы на следующие вопросы:

  1. Какая информация используется при выполнении функций?
  2. Когда функция выполняется?
  3. Где и кем функция выполняется?
  4. Как часто функция выполняется?
  5. Какие улучшения возможны?

Этап " Формирование снимка организации" включает в себя следующие 3 шага:

  1. планирование, подготовка и проведение интервью;
  2. построение бизнес-модели;
  3. распространение и анализ бизнес-модели.

При планировании интервью осуществляется формирование списка интервьюируемых (с датами и временем проведения) и его согласование, распределение интервьюирующих по деятельностям и бизнес-процессам (функциональным направлениям), подготовка инструкции для конкретных участников (задачи и цели, кто, когда, где, какие вопросы и т.д.), а также, при необходимости, корректировка плана создания ЕА. Подготовка интервью включает разработку форм для управления процессом интервьюирования и фиксации результатов (прежде всего, для определения функций и информационных источников). Главной целью собственно интервьюирования является выявление необходимых данных по бизнес-модели.

На следующих шагах осуществляется обработка результатов интервью, построение детальной модели, ее анализ, формирование пакета отчетов и проведение презентации.

Целью этапа " Описание текущих систем и технологий" является документирование всех используемых в организации системных и технологических платформ, т.е. создание так называемого каталога информационных ресурсов IRC (Information Resource Catalog), по-другому – системной энциклопедии, являющейся высокоуровневым объектом (а не детальным словарем данных). Его построение включает следующие шаги:

  1. Целью первого шага является определение видов данных для IRC и проектирование форм для сбора данных. Основные задачи шага включают:
    1. определение видов данных по приложениям;
    2. определение видов данных по входам, выходам, файлам и БД приложений;
    3. идентификация технологических платформ и определение их декомпозиции по видам (например, принтеры – матричные, лазерные; языки – кобол, фортран и т.п.);
    4. проектирование форм для сбора данных;
    5. подготовка детальных инструкций по заполнению форм.
  2. Целью второго шага является сбор данных для IRC и их ввод (заполнение форм), а также сопоставление приложений и функций. Основные задачи шага включают:
    1. сбор системной документации;
    2. сопоставление приложений и бизнес-функций и формирование соответствующей матрицы;
    3. сопоставление приложений и технологических платформ и формирование соответствующей матрицы;
    4. ввод информации в инструментарий.
  3. Цель третьего шага состоит в интегрировании и верификации информации по текущим приложениям и технологическим платформам, разработке потоковых диаграмм по каждой системе. Основными его результатами являются верифицированный IRC и пакет отчетов по IRC, а также предложения по его улучшению на основе проведенных обсуждений.
  4. На четвертом шаге осуществляется подготовка к администрированию и сопровождению IRC для его поддержки в актуальном состоянии. Здесь разрабатывается регламент поддержки, политики и процедуры сопровождения IRC, назначается ответственный по его сопровождению.

На этапе " Формирование архитектуры данных" идентифицируются и определяются основные разновидности данных, поддерживающих бизнес-функции. Архитектура данных представляется с помощью ER-модели и состоит из сущностей данных, каждая из которых имеет атрибуты и отношения с другими сущностями. Этап содержит 4 шага:

  1. формирование списка кандидатов в сущности (трудозатраты - 10%);
  2. определение сущностей, атрибутов и отношений (трудозатраты - 60%);
  3. сопоставление сущностей и бизнес-функций (трудозатраты - 20%);
  4. анализ результатов (трудозатраты - 10%).

Целью первого шага является идентификация всех потенциальных сущностей, необходимых для поддержки бизнеса. Здесь осуществляется распределение бизнес-модели по членам команды (в разрезе деятельностей и бизнес-процессов), подготовка каждым из участников списка кандидатов, формирование общего списка кандидатов в сущности.

Целью второго шага является создание стандартного определения и описания каждой сущности, обеспечение графической иллюстрации их взаимодействий. Здесь сущности определяются и документируются, осуществляется построение ER-модели, производится сопоставление файлов и БД из IRC с сущностями.

Целью третьего шага является сопоставление сущностей с бизнес-функциями и приложениями, результатами которого являются матрица сущности-функции и матрица сущности-приложения. При этом для каждой функции нижнего уровня детализации идентифицируется вид каждой из затрагиваемых ей сущностей (создается, изменяется, используется), а приложения сопоставляются с сущностями по входам, выходам, файлам и БД.

Целью четвертого шага является подготовка, распространение и анализ отчета по архитектуре данных.

На этапе " Формирование архитектуры приложений" определяются основные виды приложений, необходимых для управления данными и поддержки бизнес-функций. Архитектура приложений не является ни системным проектом, ни детальными требованиями к системам. Она только определяет, какие приложения будут управлять данными, и снабжает соответствующей информацией исполнителей бизнес-функций. Основными шагами этапа являются:

  1. формирование списка кандидатов в приложения (трудозатраты - 10%);
  2. определение приложений (трудозатраты - 50%);
  3. сопоставление приложений и функций (трудозатраты - 15%);
  4. анализ применимости существующих приложений (трудозатраты - 15%);
  5. анализ результатов (трудозатраты - 10%).

Целью первого шага является идентификация каждого из возможных приложений и формирование их списка, при этом особое внимание уделяется приложениям, которые могут улучшить бизнес или обеспечить конкурентные преимущества.

Цель второго шага – снабдить каждое приложение стандартным описанием (определением) и построить графическую схему архитектуры приложений. Основными задачами шага являются:

  1. распределение приложений между членами команды;
  2. определение каждого приложения (включая имя, номер, цель, общее описание и возможности, бизнес-преимущества);
  3. упрощение сложных приложений и ликвидация избыточности;
  4. выработка предварительных предложений по применимости имеющегося на рынке ПО и технологических платформ;
  5. построение схемы архитектуры приложений;
  6. оценка качества архитектуры приложений (понимаемость, полнота и состоятельность, прочность-устойчивость).

Целью третьего шага является идентификация бизнес-функций, поддерживаемых или выполняемых приложениями. Здесь для каждого приложения формируется матрица приложения-функции, а также перечень функций, не поддерживаемых ни одним приложением (с объяснением причин), а также матрица приложения-организационные единицы.

Целью четвертого шага является определение соответствия архитектуры приложений и существующими в организации приложениями. Здесь осуществляется сопоставление каждого приложения из архитектуры приложений и существующих систем, определенных в IRC, а также контроль полноты сопоставления (каждое существующее приложение из IRC должно быть соотнесено по крайней мере с одним из архитектурных приложений), строится таблица соответствий архитектуры приложений и существующих приложений.

На пятом шаге производится подготовка, распространение и анализ отчета по архитектуре приложений.

Этап " Формирование технической архитектуры" определяет основные виды технологий, необходимых для обеспечения окружения приложений, управляющих данными. Техническая архитектура не является ни проектом сетевого оборудования и ПО, ни детальными требованиями к ним. Она только определяет виды технических платформ, поддерживающих бизнес. Основными шагами этапа являются:

  1. идентификация технических принципов и платформ (трудозатраты - 15%);
  2. определение платформ и их распределение (трудозатраты - 50%);
  3. сопоставление платформ с приложениями и бизнес-функциями (трудозатраты - 20%);
  4. анализ результатов (трудозатраты - 15%).

Целью первого шага является формулирование общих принципов для технических платформ и идентификация потенциальных кандидатов в платформы.

Цель второго шага – на основании вышесформулированных принципов определить стратегию распределения приложений и данных, технические платформы. Его основными результатами является распределение данных и приложений, конфигурация технических платформ, оценка концептуальной архитектуры. Основными задачами шага являются:

  1. определение мест размещения бизнес-функций;
  2. распределение данных и приложений;
  3. определение конфигурации технических платформ (рабочие станции, сеть, архитектура бизнес-систем);
  4. оценка концептуальной технический архитектуры.

Цель третьего шага – обоснование технологических платформ путем их соотнесения с использующими бизнес-функциями, формирование таблицы платформы-приложения, таблицы платформы-бизнес-функции.

На четвертом шаге производится подготовка, распространение и анализ отчета по технической архитектуре.

Этап " Разработка плана реализации" включает следующие основные шаги:

  1. формирование последовательности реализации приложений;
  2. оценка трудозатрат и ресурсов, построение плана;
  3. оценка стоимости и достоинств плана;
  4. определение факторов успеха и рекомендаций по их достижению.

Целью первого шага является установка приоритетов и формирование последовательности реализации приложений (например, приложения, порождающие данные, должны быть реализованы перед реализацией приложений, использующих эти данные). Его основными результатами служат: матрица приложение-сущности данных, список упорядоченных по приоритетам приложений, план модификации и/или замены существующих систем, группировка приложений в проекты, последовательность реализации технологии. Основными задачами этом являются:

  1. сопоставление приложений и сущностей (на основе бизнес-функций);
  2. преобразование матрицы приложения-сущности к виду, позволяющему определить последовательность реализации, управляемую данными с помощью соответствующей оптимизационной процедуры (установление зависимости данных);
  3. формирование критериев (количественных и качественных) к последовательности реализации;
  4. формирование последовательности модификации существующих систем и приобретения технологий.

Остальные шаги этапа традиционны для задачи планирования и здесь не рассматриваются.

На этапе " Заключительное планирование" осуществляется подготовка окончательного отчета по ЕА, подготовка и проведение презентации.

Основными шагами этапа " Переход к реализации" являются:

  1. планирование перехода (спецификация целей перехода, формирование плана перехода, назначение ответственности за переход, определение руководителя-лидера);
  2. адаптация подхода (методологии, инструменты);
  3. наведение порядка с компьютерными ресурсами (приобретение необходимого, обеспечение надежности хранилища);
  4. чистка архитектуры (ревизия, добавление деталей и обновление);
  5. изменение организационно-штатной структуры;
  6. рекрутинг персонала;
  7. проведение обучения;
  8. введение стандартов на программирование;
  9. введение процедурных стандартов;
  10. разработка детальных планов по приложениям;
  11. определение и утверждение даты завершения перехода.

Все эти шаги также являются традиционными и не представляют интереса в рамках настоящего курса.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал