Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации. Рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Введение Рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы». Первая контрольная работа включает в себя четыре вида заданий: «Примечания», «Примеры», «Сравнение», «Проблемы». Они распределены по вариантам, которые выбираются студентами по согласованию с преподавателем (см. табл.). В данной рабочей тетради задания по историко-философскому курсу посвящены двум этапам развития философии: немецкой классической философии и западной философии XIX – XX вв. Следует учесть, что предложенная ниже таблица распределяет задания по обеим темам и студентам необходимо выполнить упражнения, касающиеся двух заключительных на данный момент периодов в развитии философской мысли. При ответах на задания во второй контрольной работе следует использовать тот же алгоритм. В данном случае студенты должны разобрать проблемные вопросы в указанных темах. В заключение приведены списки общей, справочной и дополнительной литературы, которые следует использовать при выполнении контрольной работы. Контрольная работа 1 История философии Методические рекомендации по выполнению контрольной работы При выполнении данной контрольной работы студенты овладевают спецификой терминологии данных историко-философских периодов. Особенность этих периодов в том, что они противоположны: первый (немецкая классическая философия) завершает рационалистическую философию. Современная западная философия иррационалистична. Это различие очевидно во всех четырех заданиях.
Примечания. Суть этого вида работы заключается в составлении примечаний к предложенному тексту. Вам следует раскрыть выделенные понятия (имена философов, названия философских течений, школ и направлений, философские категории): дать им определение, краткую характеристику. Не забывайте, что примечания по содержанию должны соответствовать духу рассматриваемой Вами эпохи. Проблемы. В этом задании необходимо рассмотреть особенности решения каких-либо философских проблем на двух-трех конкретных примерах. При этом обязательно укажите, идеи каких философов вы рассматриваете.
Сравнение. Сравнение следует проводить по трем-четырем позициям. Там, где это необходимо, ссылайтесь на конкретные примеры.
Таблица. В этом задании следует распределить указанные имена, идеи, названия произведений по соответствующим столбцам. В таблице достаточно указать номера выбранных позиций. Таблица
Тема. 1.Немецкая классическая философия
1. Задание «Примечания»
1. Основные понятия философии Канта1, его теории познания2, этики3 выразили трансцендентальный4 характер всех человеческих свойств и отношений. Априорные5 категории чувств, рассудка, идеи6, разума приобретаются индивидом не столько из личного, сколько из социального, общечеловеческого опыта.
2. Фихте1 подверг критике агностицизм2 Канта3, создав философию «первой системы свободы», которая является системой субъективного идеализма4. Активное, деятельное отношение сознания к миру Фихте выразил в диалектике «Я»5 и «не-Я»6.
3. Шеллинг1 подверг критике идеализм2 Фихте с позиций объективного идеализма3. К традиционной натурфилософии4 Шеллинг подошел как диалектик5, однако его диалектика иррационалистична6.
4. Гегель1 своей главнейшей задачей считал создание диалектики2. Его философская система «абсолютного» идеализма3 делится на три части: логика4, философия природы5, философия духа6.
5. Фейербах1 в своем произведении «Сущность христианства»2 решительно отказался от дуализма Канта3, опроверг идеализм Гегеля4 и создал «новую философию»5, которую он назвал антропологией6.
6. Философским открытием марксизма1 стала идея материалистического понимания истории2, которое не оставляло без внимания и роль идейного фактора общественного развития3. В целом, развитие общества, по Марксу, процесс естественноисторический4, в основе которого общественное производство5 – как производство материальное, так и производство духовное6.
7. Кант1 осуществляет переворот в философии2. Он впервые рассматривает не характер и структуру познаваемой субстанции3, а специфику познающего субъекта4. Гносеология5 возводится Кантом в ранг первого элемента теоретической философии6.
8. Немецкий идеализм1 предложил рассматривать трансцендентальный субъект2 исторически. В качестве субъекта знания, например у Гегеля3, выступает человеческая история, взятая как целое, как некоторый «объективный дух»4, или иначе – субъект знания5. На этой основе строится онтология субъекта6, онтология культурно-исторической деятельности человечества, предстающего как абсолютный, а потому божественный субъект.
9. Для понимания субъективного идеализма1 Фихте2 следует иметь в виду, что он исходит из кантовского трансцендентализма3, т.е. обсуждает проблему знания, а не бытия. Главный вопрос кантовской «Критики чистого разума»4: «Как возможны синтетические5 априорные6 суждения?» – остается центральным и у Фихте.
10. Гегель1 открыл и обосновал с позиций объективного идеализма2 основные законы3 и категории диалектики4. Он противник кантовского агностицизма5 и априоризма6. Вариант № 1 Задание № 1 Ответ: 1. Иммануи́ л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». 2. В своей теории познания И. Кант разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. Осознав стиль научного мышления, в «Критике чистого разума» Кант сформулировал свой знаменитый вопрос «Что я могу знать?» и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания. 3 Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Он писал: " Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше. Практический разум - это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю и она становится свободной волей. 4. Трансцендента́ льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела. Это понятие имеет долгую историю и не сразу приобрело то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении. Русское слово является практической транскрипцией лат. transcendens (возможно, через посредничество нем. transzendental). Это латинское прилагательное образовано в средневековой латыни от причастия transcendens (родительный падеж transcendentis) — «перешагивающий», «выходящий за пределы», в философии «трансцендентный», образованный от глагола transcendo — «переступаю», «перешагиваю». 5. По Канту, знание делится на опытное (posteriori) и доопытное (a priori). Способ образования этих знаний различен: первое выводится индуктивным путем, т.е. на Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое знание является априорным, т.е. доопытным и внеопытным по своему принципу. В свою очередь априорные суждения Кант делит на два типа: аналитические (когда предикат только поясняет субъект) и синтетические (когда предикат прибавляет новое знание о субъекте). Одним словом, синтетические суждения всегда дают новое знание. Кант ставит вопрос: как возможны синтетические априорные суждения (знания)? Этот вопрос, считает он, поможет ему ответить на такие вопросы: 1. Как возможна математика? 2. Как возможно естествознание? 3. Как возможна метафизика (философия)? 6. ИДЕИ РАЗУМА (трансцендентальные идеи) — у Канта — понятия разума, отвечающие его потребности доведения синтеза, начатого рассудком, до безусловной законченности; особого рода целостности или всеобщности, не имеющие предметного характера, так как мыслимое в них безусловное единство не может быть найдено в границах опыта. Зачтено__________________________ (подпись преподавателя) Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя) Рекомендации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Задание «Проблемы»
1. Приведите примеры решения онтологических проблем в немецкой классической философии.
2. Покажите, в чем заключается новаторство немецких философов XIX века при решении гносеологических проблем.
3. Докажите, что философия немецких философов XIX в. рационалистична.
4. Проанализируйте диалектику в онтологии немецких философов.
5. Покажите, каким образом немецкому идеализму удалось вскрыть практически-деятельную основу познания.
6. Проанализируйте, как Шеллинг решает вопрос о возникновении многообразия из первоначального единства – тождества субъективного и объективного.
7. Покажите, как Гегель разрешает проблему тождества субъекта и объекта.
8. Актуален ли, по вашему мнению, категорический императив Канта?
9. Проанализируйте онтологический аспект антропологического материализма Фейербаха.
10. Покажите особенность антропологического принципа Фейербаха в теории познания.
Вариант № 1 Задание № 2 Ответ: Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872). Все они - очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания. 1. Сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры. 2. Вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр. 3. Общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм. 4. Концентрация внимания на гуманистических ценностях - свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д. Так, что, несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло. В характеристике последнего важны две вещи - преемственность с идеями эпохи просвещения и философское новаторство. Первое достаточно очевидно: немецкие классики наследуют главное достижение философов - просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности. Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениях: · Идея познавательной активности субъекта (Кант); · Обоснование моральной и правовой автономии личности (Кант); · Идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг); · Принцип единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг, Гегель); · Систематика принципов и категорий диалектики (Гегель); · Идея исторической закономерности (Гердер, Гегель); · Принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель); · Трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Фейербах). Зачтено__________________________ (подпись преподавателя) Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя)
|