Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации. 1. Объясните смысл понятий «гносеологический оптимизм», «агностицизм», «скептицизм». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 2. Познание
1. Объясните смысл понятий «гносеологический оптимизм», «агностицизм», «скептицизм». 2. Докажите, что познание – это взаимодействие субъекта и объекта (существует теория бессубъектного познания К. Поппера). 3. Оказывают ли знания, навыки, установки и прочее, по Вашему мнению, влияние на познавательный процесс. 4. Какова структура познавательной деятельности, включая возможности сознания и всей психики в целом? 5. Чувственная (сенситивная) ступень познания и ее основные формы. 6. Рациональное познание и его основные формы. 7. Покажите, какие подходы к решению проблемы истины существуют в современной философии наряду с классическим. 8. Проанализируйте процесс достижения истины, дайте ее характеристики. 9. Объясните роль заблуждения в процессе достижения истины. 10. Покажите, какова роль практики в процессе познания.
Вариант №1 Ответ на вопрос № 2 Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.
В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.
Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.
В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания. Зачтено__________________________ (подпись преподавателя) Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя)
|