Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и экономика






Экономические функции государства. Государство во все времена оказывало значительное влияние на социально-экономическое развитие общества. Например, законы феодального права стояли на страже земельной собственности, определяли обязанности крестьян, средневековых цехов и др.

Чем же вызвана необходимость государственного регулирования экономики в современных условиях? Очевидно, что от экономического развития страны зависит не только благосостояние людей, но и судьба самого государства. Уровень экономического развития страны определяет, будет ли она укреплять свои позиции на мировом рынке или же ее экономические позиции будут ухудшаться. Перед обществом всегда стоят социальные проблемы: как помочь малообеспеченным людям и инвалидам, поддержать семьи, имеющие детей и т.д. Регулируя экономику, государство получает финансовые ресурсы, необходимые для решения этих проблем.

Роль государства в экономике проявляется через его функции. Главная функция государства в рыночной экономике заключается в разработке «правил игры», нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность и отношения рыночных субъектов. Кроме того, государство выбирает приоритеты экономического развития, обеспечивает стабилизацию экономики, производит перераспределение доходов, реализует социальную политику, заботится об охране окружающей среды.

Для выполнения этих функций государство использует методы прямого и косвенного регулирования экономики. Прямое воздействие государства на экономику страны достигается путем создания государственных предприятий в ключевых отраслях экономики (энергетика, транспорт, добывающая промышленность и некоторые другие), а также путем финансирования научных исследований, поддержки прогрессивных технических и технологических нововведений. Государство является обычно самым крупным и самым влиятельным потребителем продукции, производимой в стране. Оно размещает различные заказы изготовителям, контролирует экспорт и импорт, финансирует подготовку квалифицированных работников.

Косвенное регулирование экономики государством осуществляется прежде всего через налоговую и кредитно-финансовую системы.

Функционирование национальной экономики оценивают с помощью различных показателей, основными из которых являются: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это стоимость всех произведенных в течение года на территории страны товаров и услуг. ВВП включает конечные товары и услуги. Их стоимость измеряется в рыночных ценах. Конечными товарами и услугами считаются те, которые приобретаются в течение года и не используются в целях промежуточного потребления, то есть в производстве других товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения – важнейший показатель, который используют для оценки уровня экономического развития страны.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за год с помощью факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран. Если граждане какой-то страны владеют производственными мощностями, расположенными в других странах, то произведенные там товары включаются в состав ВНП первой страны.

Налоговая система. Для нормального функционирования любому государству необходимы денежные средства. Оно собирает их из различных источников на основе государственного законодательства. Важнейшими каналами этих поступлений являются налоги. Налоги – это обязательные платежи отдельных граждан и предприятий (юридических лиц), взимаемые государством для выполнения своих функций.

Налоги формируют экономическую базу содержания государственного аппарата, армии, финансирования отраслей нематериальной сферы (образования и наука, учреждений культуры, здравоохранения и др.). Они являются также инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов с учетом избранных страной приоритетов социально – экономического развития.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему, которая функционирует на основе соответствующих законодательных актов. Налоговая система включает в себя также органы сбора налогов и надзора за их внесением (налоговая инспекция, налоговая милиция или полиция).

Налоги разнообразны. Различают прямые и косвенные налоги. Основными прямыми налогами являются подоходный налог и налог на прибыль. Подоходный налог взимается с фактически полученного дохода физического лица. Он обеспечивает значительную часть налоговых поступлений государства. Налог на прибыль уплачивается с чистой прибыли предприятия. Этот налог тоже обеспечивает немалую часть налоговых поступлений.

Прямые налоги некоторые люди уплачивают неохотно, поскольку считают их вычетами из своих доходов. За уклонение от уплаты таких налогов предусмотрены различные наказания. Косвенные налоги изымаются по-другому. Здесь налогом облагаются произведенные товары. Эти налоги включают в цену товара в виде надбавок, уплачиваемых покупателем. Таковы налоги на добавленную стоимость, на многие потребительские товары. Эти налоги как бы скрыты от глаз налогоплательщиков, и взимаются они автоматически, при совершении покупки товара.

Государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой сводный финансовый план государства. Он состоит из двух взаимосвязанных частей – доходной и расходной. В доходной части расписываются источники поступления средств в государственный бюджет, в расходной – направления, по которым эти средства будут использоваться.

Доходы государства в Республике Беларусь формируются в основном за счет налога на прибыль, налога на доходы, акцизов (косвенных налогов), налогов на приобретение автомобильных транспортных средств, сборов (платы) за проезд автомобильных транспортных средств, регистрационных и лицензионных сборов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, взносов на государственное социальное страхование.

В составе общегосударственных расходов – расходы, связанные с финансированием государственных органов управления, международной деятельностью, обслуживанием государственного долга. Государственные расходы направляются также на фундаментальные и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, финансовую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, регулирование экономической деятельности, развитие предпринимательской деятельности. Средства государственного бюджета направляются, кроме того, на финансирование сельского и лесного хозяйства, промышленности, строительства и архитектуры, транспорта и дорожного хозяйства, охраны окружающей среды, физической культуры, спорта, культуры, социальной политики и т.д.

Иногда расходы государства могут превышать его доходы. В такой ситуации говорят о бюджетном дефиците. Бюджетный дефицит – это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.

Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита бюджета, государство формирует государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-финансовая система. Учреждения, создающие, аккумулирующие и предоставляющие денежные средства, образуют кредитно-финансовую систему государства.

Банки (от итал. banco – скамья, лавка менялы) – это специализированные финансовые учреждения, которые накапливают денежные средства и представляют их во временное пользование в форме кредитов. Банки выполняют и другие финансовые функции. Они являются посредниками во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями и частными лицами. Далее, они регулируют денежное обращение, выпуская деньги и ценные бумаги.

Кредитно-финансовая система состоит из центрального банка и коммерческих банков, а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и др

Центральный банк является головным банком, в функции которого входит денежная эмиссия (выпуск денег в обращение) и выработка общей кредитной политики. Например, центральный банк Республики Беларусь – это Национальный банк. Основными целями деятельности Национального банка являются: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, а также развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Коммерческие банки обслуживают предприятия и население, предоставляют кредиты. Кредит – это договор между юридическими или физическими лицами о займе, или ссуде. Один из партнеров (кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги либо имущество на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости с оплатой этой услуги в виде процента.

Кредит используют государства, предприятия, отдельные граждане. Благодаря кредиту в экономике используются временно свободные денежные средства, включая ресурсы банков и сбережения населения.

Кредитование, т.е предоставление кредитов, осуществляется при условии, что его возврат гарантирован. Форма гарантии – это залог имущества, ценных бумаг и др. Залог – это способ обеспечения выполнения финансовых обязательств. Суть залога в том, что получатель кредита передает кредитору право на использование каких-то своих ценностей в счет долга, если кредит не будет своевременно возвращен.

Одна из основных задач государства в кредитно-финансовой системе – это обеспечение стабильности, недопущение острых кризисных явлений. Финансово-кредитный кризис проявляется в нарушении сбалансированности данной системы. Это приводит к массовому изъятию и обесцениванию вкладов юридических и физических лиц, в кредитно-финансовых учреждениях, что может вызвать банкротство данных учреждений и прекращение их деятельности. Если их банкротства становятся массовыми, это губительно сказывается на функционировании экономики в целом.

Не все здесь, однако, зависит от отдельного государства. Современный мир вступил в фазу глобализации, которая превратила мировую экономику в арену протекания сложных, плохо управляемых процессов. Образовался мировой валютно-финансовый рынок, однако функционирует он нестабильно. Компьютеризация системы электронных счетов позволяет практически мгновенно производить сложнейшие финансовые операции независимо от расстояния и государственных границ. Широко распространяются валютно-финансовые спекуляции, т.е. операции, направленные на получение наживы путем купли-продажи ценных бумаг. Эти спекуляции – одна из основных причин валютно-финансовых кризисов. Существует настоятельная необходимость выстраивания новой, более эффективной мировой валютно-финансовой системы.

Вопросы и задания

1. Проанализируете основные экономические функции государства. 2. Каковы методы прямого и косвенного регулирования экономики? 3. Что такое налог? Почему государство нуждается в сборе налогов и пополнении казны? 4. Что такое государственный бюджет, какова его структура? 5. Как формируется государственный бюджет? 6. Каковы экономические функции банков? 7. Какова роль кредита в функционировании экономики?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал