![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слайд 6) Подход к эмоциями от Ч. Дарвина.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Слайд 1) Эмоциональная сфера личности (Слайд 2)
(Слайд 3) Эмоции - отражение человеком актуальной потребности и возможности её удовлетворения (П.В. Симонов) – информационная теория эмоций. Эмоции – это сигналы полезного или вредного воздействия на организм (П.К. Анохин – биологическая теория эмоций). Пример: болевая эмоция (допустим, что имеется какое-то травматическое поражение суставной сумки. Как известно, такое поражение создает крайне тягостное болевое ощущение, болевую эмоцию. Какие средства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создаются исключительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых ставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях ограничивающим фактором является только ощущение боли. Организм человека осуществляет в этих случаях многочисленные попытки движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», помогающего организму воздерживаться от несовместимых с жизнью движений («щажение» в медицинской практике)). Эмоции – королевская дорога к бессознательному. (З. Фрейд – психоаналитический подход к эмоциям). Пример, подбросить монетку для того, чтобы сделать выбор, и по последующей реакции судить о том, что хотелось на самом деле). Слайд 6) Подход к эмоциями от Ч. Дарвина. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания. (слайд 7) Подход к эмоциям в теории У. Джеймса – Н. Ланге. Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например, деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джеймсу «мы печальны потому, что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Т.Е. именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Разумеется, эта концепция вызвала ряд возражений. (слайд 8) ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ (ШАХТЕР-СИНГЕР) Двухфакторная теория эмоций (Two-Factor Theory of Emotion) — идея о том, что эмоциональное переживание — результат двухступенчатого процесса самовосприятия, при котором люди сначала испытывают физиологическое возбуждение, а затем ищут для него соответствующее объяснение. Теория Шахтера называется двухфакторной теорией эмоций (two-factor theory of emotion), потому что эмоция рассматривается как результат взаимодействия двух факторов: 1. Различные стимулы могут привести к общему возбуждению вегетативной нервной системы, но это возбуждение — лишь первичное основание эмоционального переживания. 2. Это состояние недифференцированной активации приобретает форму специфического эмоционального переживания только после когнитивной оценки и осмысления возникшего возбуждения. Так как само по себе физическое состояние объяснить довольно трудно, мы используем информацию о ситуации, которая помогает нам сформировать атрибуцию относительно того, почему мы чувствуем возбуждение.
Эксперимент «Зрение и витамины» (Стэнли Шахтер и Джером Сингер, 1962). (слайд 9) Вообразите себя его участником. Когда вы приходите, экспериментатор сообщает (легенда), что проводится изучение того, как воздействует на человеческое зрение витамин супроксин. Процедура: 1) После того как врач делает вам инъекцию небольшой дозы супроксина, экспериментатор просит подождать, пока лекарство начнет действовать. 2) Он знакомит вас с еще одним участником эксперимента. Второй участник говорит, что ему тоже ввели дозу супроксина. 3) Экспериментатор дает каждому из вас по анкете и говорит, что скоро придет и даст вам тест для проверки зрения. 4) Вы смотрите на анкету и замечаете, что в ней встречаются несколько очень личных и оскорбительных вопросов. Например, «с каким количеством мужчин (помимо вашего отца) у вашей матери были внебрачные связи?» (Schachter & Singer, 1962, p. 385). 5) Второй участник гневно реагирует на эти вопросы, он приходит во все большую ярость, потом рвет анкету, бросает ее на пол и, хлопнув дверью, выходит из комнаты. Вопрос: Что, по-вашему, вы почувствуете? Вы тоже рассердитесь? Цель эксперимента состояла не в том, чтобы проверять зрение. Исследователи создали такую ситуацию, в которой присутствовали или отсутствовали две основные переменные — возбуждение и объяснение этого возбуждения, а затем проверялось, какие эмоции испытывали люди. Участники эксперимента на самом деле не получали никакой инъекции витамина. Вместо этого с переменной возбуждения манипулировали следующим образом: Экспериментальная группа. Некоторые участники эксперимента получили дозу эпинефрина, лекарства, которое вызывает возбуждение (увеличивается температура тела и учащается дыхание). Контрольная группа. Некоторым участникам ввели плацебо, которое не имело никаких физиологических эффектов. Результат эксперимента. Участники, которым давали эпинефрин, реагировали с большей злобой, чем испытуемые, получившие дозу плацебо. Объяснение результатов. Шахтер считал, что испытуемые, получившие эпинефрин, нашли разумное объяснение своего возбуждения в данной ситуации и поэтому пришли в ярость. +++ Для эмоционального переживания необходима физиологическая основа.
|