Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конкретные цели.
Министерство здравоохранения Украины
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени А.А. Богомольца
Методические указания
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Учебная дисциплина
| Хирургия
| Модуль №
|
| Содержательный модуль №
|
| Тема занятия
| №7 Атибиотикотерапия и антибиотикопрофилактика в хирургической практике
| Курс
|
| Факультет
| Медицинский
|
Актуальность темы.
Анализ данных всего мира показал, что вклад антибактериальной терапии в снижение летальности больных с перитонитом почти за 100 лет - с 1900 по 1980 гг. - Не превышает 20% (DE Wittmann, 1991). Следует отметить, что атрибутивная значимость интенсивной терапии в улучшении результатов лечения абдоминального сепсиса - около 15%, такую же значимость имеет антибактериальная терапия, остальные 70% - функция оптимизации хирургической тактики и диагностики. Несмотря на вышесказанное, неадекватная антибактериальная терапия играет весьма значимую отрицательную роль. Так, неправильный выбор антибиотиков почти в два раза ухудшает результаты лечения абдоминального сепсиса.
В последние десятилетия наблюдается существенное увеличение числа тяжелых множественных и сочетанных травм с высоким уровнем летальности, которая может составлять от 15 до 50%. Значительная часть пострадавших требует проведения оперативного вмешательства на различных анатомических областях. При этом тактика лечения такого контингента должна быть направлена на максимальное уменьшение послеоперационных осложнений, в том числе инфекционных. Одним из важных методов предупреждения развития инфекционных осложнений является антибиотикопрофилактика (АП).
Конкретные цели.
Ознакомиться с основными принципами антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики в хирургической практике
2.1.Знать: Показания к антибиотикопрофилактики, ее виды, способы проведения.Показания к антибиотикотерапии, ее основные принципы
2.2.Уметь: Определить показания к антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики, выбирать антибактериальные препараты и их дозы в зависимости от клинической ситуации.
2.3.Развивать творческие способности на основе изученного клинического и диагностического материала: уметь интерпретировать собранную диагностическую информацию, правильно ее анализировать и на основании интегральной оценки собранных данных устанавливать диагноз, определять лечебную тактику в зависимости от вида заболеваний и наличия с синдромом боли в животе.
2. 4.Воспитательные цели: сформировать деонтологические представления при работе с больными. Овладеть умением устанавливать психологический контакт с данной категорией больных и их родственниками, развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.
3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы.
(Междисциплинарная интеграция)
Дисциплины
| Знать
| Уметь
| Предварительные дисциплины:
Микробиология, фармакология, общая хирургия
| Виды микроорганизмов, наиболее часто встречающихся в хирургической практике, антибиотики, применяемые в хирургической практике
| Определять чувствительность микроорганизмов к антибиотикам, выбирать оптимальный препарат для профилактики и лечения
| Следующие дисциплины:
клиническая фармакология
| Фармакокинетику, фармакодинамику антибактериальных препаратов, их взаимодействие с другими препаратами, которые применяются в хирургии
| Применять полученные базовые знания для дальнейшего изучение проблем выбора оптимальных способов антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
| Внутрипредметная интеграция
| Удельный вес больных, требующих лечения антибиотиками. Результаты и последствия лечения, методы профилактики.
| Оценивать эффективность результатов лечения, использовать методы профилактики.
|
План и организационная структура занятия
№ п / п
| Основные этапы занятия, их функция и содержание
| Учебные цели в уровнях усвоения
| Методы контроля и обучение
| Материалы методического обеспечения
| Время
| I. Подготовительный этап
| 1.
| Организация занятия
|
|
|
| 1-3 мин.
| 2.
| Определение учебных целей и мотиваций
|
|
|
|
| 3.
| Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений:
- Определение антибиотикотерапия и антибиотикопрофилактика
- Их основные этиопатогенетические основы;
- Классификация антибиотиков;
- Фармакокинетика и фармакодинамика;
- Показания к выбору способа антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
|
II
II
II
III
III
|
Индивидуальный устный опрос, решение типовых задач, тестовый контроль II уровня
|
Вопросы, тесты II уровня, задачи III уровня, таблицы, рисунки, слайды
|
20%
| II. Основной этап
| 4.
| Формирование профессиональных умений и навыков:
-Овладеть антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики;
-Провести курацию больного, что требует назначения антибиотиков;
-Определить требуемый объем дополнительных методов обследования;
-Определить лечебную тактику и выбрать способы лечения
|
III
III
III
III
|
Практический тренинг, профессиональная тренинг в решении не типовых ситуационных задач
|
Нетипичные задачи в форме текстовых ситуационных задач, историй болезней.
|
70%
| III. Заключительный этап
| 5.
| Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков, разбор типичных ошибок
| III
| Индивидуальный контроль практических навыков. Решение нетипичных ситуационных задач
|
Ситуационные задачи III уровня
|
| 6.
| Подведение итогов практического занятия
|
|
|
| 2-3
| 7.
| Домашнее задание
|
|
| Ориентировочная карта самостоятельной работы с литературой
|
1-3
| 4.1.Перечень практических навыков по теме и степень их усвоения студентами:
№ п \ п
| Название обязательных навыков по теме
| Степень усвоения
| Ознакомился
| Освоил
| Овладел
| 1.
| Собирать жалобы и анамнез у больных с хирургической инфекцией
|
| +
|
| 2.
| Проводить осмотр больных:
|
|
| +
| 3.
| Назначать антибиотикотерапию и антибиотикопрофилактику
|
| +
|
| 4.
| Оценивать эффективность антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
|
| +
|
|
4.2.Методическое обеспечение занятия
1.Материалы контроля для подготовительного этапа занятия: вопросы, тестовые задания II уровня, задачи III уровня.
2.Материалы методического обеспечения основного этапа занятия: ориентировочные карты для формирования практических умений и навыков, учебные задачи III уровня, тесты III уровня.
3. Материалы контроля для заключительного этапа: задания, тестовые задание III уровня, тесты III уровня.
4. Материалы методического обеспечения самоподготовки студентов: ориентировочные карты для организации самостоятельной работы студентов учебной литературой.
4.3.Ориентировочная карта для самостоятельной работы с литературой
Основные задачи
| Указания
| Ответы
| Выучить:
1.Показания к антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
| Назвать показания к антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
|
| 2.Классификацию
| Составить классификацию антибиотиков
|
| 3. Фармакокинетика, фармакодинамика
| Назвать основные механизмы действия антибиотиков
|
| 4. Антибиотикотерапия
| Назначить антибиотикотерапию и антибиотикопрофилактику
|
| 5. Оценка ефективности
| Провести оценку антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
|
| 6. Лечебную тактику
| Составить схему лечения
|
| 4.4.Инструктивные материалы для овладения указанными профессиональными умениями и навыками.
Задача
| Указание
| Примечание
|
Овладеть методикой назначения антибиотиков
| Выполнить в приведенной последовательности
1.Жалобы
2.Анамнез
3. Осмотр
4.Физикальное обследование органов и систем
|
Показания к антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
| Научиться правильно оценивать и интерпретировать результаты антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
| 1.Бактериологические исследования
2.Чувствительность к антибиотикам
3. Клинические и биохимические лабораторные методы
| Эффктивность антибиотикотерапии и антибиотикопрофилактики
|
|