![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие характеристики немецкой классической философии.
Важнейшим этапом развития европейской философии стала немецкая классическая философия. Ее основоположником был Иммануил Кант, а развивали ее И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и Л. Фейербах. Немецкая классическая философия охватывает период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И. Канта) и примерно до середины XIX в. Немецкая классическая философия является закономерным результатом развития реальной действительности и мышления Нового времени. При объяснении условий её возникновения необходимо учитывать как особенности Германии конца XVIII – начала XIX в. Германия XVIII в. – одна из самых экономически и политически отсталых стран Европы. Революция в Германии совершается в сфере разума, потому что сама действительность не созрела до революции, находилась в состоянии застоя, тем более что германская буржуазия не была столь радикальна, как французская.
2. Трансцендентализм философии И.Канта. Учение о трансцендентальном и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И.Канта. Иммануил Кант (1724—1804) родился и почти всю жизнь провел в г. Кенигсберге. В творчестве Канта различаются два периода: докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический он в основном занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская доктрина критицизма. Основные труды. Докритический период: «Всеобщая естественная история и теория неба», «О причинах землетрясений». Критический период: «Критика чистого разума» (1781), «Критика способности суждения». Философские воззрения. Критический период — учение о «чистом разуме». В центре его внимания находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании, т.е. о «чистом», или «теоретическом», разуме он назвал трансцендентальной логикой. В онтологических вопросах Кант по своим убеждениям является деистом, а значит, и объективным идеалистом, для него несомненно существование Бога — Творца мира. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в существовании объектов только двух типов: внешнего мира и человеческого сознания. Все, что мы знаем об объектах внешнего мира, — это их образы, отражения, явления в нашем сознании, то теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем сознании. Поэтому Кант вводит следующие понятия. «Вещь сама по себе — это объект внешнего мира (или весь yiup в целом) такой, какой он существует сам по себе. «Вещь для нас» — это образ (явление) объекта внешнего мира {или всего мира в целом), существующий в нашем сознании. Вещь сама по себе есть трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта, поскольку в опыте и в теоретическом познании, осмысляющем опыт, мы всегда имеем дело лишь с явлением (вещью для нас). Хотя внешний мир и объекты в нем («вещь сама по себе») есть источник чувственных данных, он, по Канту, в принципе не познаваем ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка, поэтому Канта можно назвать агностиком. За пределами чувственного опыта и рассудочного познания существуют, по Канту, еще такие вещи сами по себе, как Бог, бессмертие и свобода. Кант считает их умопостигаемыми сущностями и предметом разума, но при этом не постижимыми для ума. Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). А все суждения можно поделить, с одной стороны, на аналитические и синтетические, а с другой — на априорные и апостериорные. Аналитические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте. Синтетические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте. Априорные суждения — это до- и внеопытные суждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и не зависящие от него. Апостериорные суждения — это послеопытные суждения, т.е. высказанные после того, как мы что-то узнали на своем опыте, и описывающие это опытное знание. Кант различает у человека познавательные способности трех типов — чувственность, рассудок, разум. По Канту, пространство и время — это априорные формы соответственно внешнего и внутреннего чувственного созерцания, т.е. это врожденные для человека способности организации и восприятия чувственных впечатлений. Сам синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, из объективно существующего мира, с формой внешнего (пространство) или внутреннего (время) чувственного созерцания, присущего субъекту — человеку, называется у Канта трансцендентальной апперцепцией. В процессе познания происходит соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка. Важнейшей предпосылкой такого синтеза является единство нашего сознания. Оно выражается прежде всего в том, что любые природные объекты рассудок мыслит как подчиняющиеся трем законам, принадлежащим опять-таки самому рассудку, а не объектам внешнего мира. Кант понимает разум как способность к умозаключениям, приводящим к образованию идей. По Канту, идеи — это понятия о безусловном. Разум образует три идеи: о душе, о мире, о Боге. Фактически, по Канту получается, что человек не может познать окружающий мир, он познает только собственные суждения или идеи об этом мире. В «Критике чистого разума» Кант формулирует четыре антиномии (неразрешимые противоречия), к которым мы приходим, пытаясь мыслить мир как безусловное целое. По его мнению, это доказывает невозможность мыслить мир как единое целое.
3. Морально-практическая философия И.Канта. «Категорический императив». Соотношение морали и религии. Социально-философские идеи Канта. К центральным проблемам этики Канта относятся проблемы свободы и необходимости. Человек, с одной стороны, есть всего лишь одно из «явлений» («вещей для нас») в мире природы. Но, с другой стороны, человек принадлежит к числу умопостигаемых «вещей самих по себе», есть субъект нравственного сознания и потому свободен. Отсюда человек выступает как необходимая сущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность («вещь самих по себе») — в другом. Следуя Руссо, Кант утверждает, что каждый человек, каждая личность является самоцелью, поэтому личность не может быть средством при решении любых задач, даже задач по достижению всеобщего блага. Отсюда следует кантовский категорический императив как морально-нравственный закон, которым должен руководствоваться человек, имеющий две формулировки: • «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»1; • «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»2. Категорический императив может проявляется в двух видах: в легальных поступках и моральных. Судьба учения. Под непосредственным влиянием Канта развивалась вся немецкая классическая философия, в конце XIX в. возникло неокантианство, кроме того, Кант оказал влияние на философию жизни, феноменологию, позитивизм и многие другие течения (схема 123).
|