![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы и направления неклассической философии. Сциентизм и антисциентизм. Основные этапы развития позитивизма.
Неклассической философией принято называть современную западную философию. Она включает несколько десятков различных течений и направлений. Основные периоды современной западной философии: 1. «Антропоцентрический» - 1830 — 1865 гг.; 2. К огнитивный – 1865-1920 гг.; 3. Лингвистический – 1920-1970 гг.; 4. Посмодерн – 1970-наст. вр. В рамках этих периодов происходит развитие и расцвет таких направлений, как позитивизм и неопозитивизм, философия жизни, неокантианство, прагматизм, феноменология, герменевтика, неотомизм, экзистенциализм, структурализм, постмодернизм и др. Характерные особенности современной философии К числу наиболее существенных признаков современной философии можно отнести следующие: • «практицизм» — направленность на реальную жизнь; • «эволюционизм» — широкое распространение идеи эволюции природы, общества и человеческого познания; • «релятивизм» — идея относительности всякого имеющегося человеческого знания; • «рационализм» и «иррационализм» — обострившаяся борьба этих направлений; • «сциентизм» — тесная взаимосвязь с другими науками и прежде всего с естествознанием, а из гуманитарных наук — с психологией, логикой и лингвистикой. Последняя особенность будет иметь и свою противоположность – «антисциентизм». В целом же все указанные философские направления можно причислить либо к сциентизму, либо к антисциентизму, то есть ориентирующихся на науку или не ориентирующихся, а соответственно признающих философию как отдельную отрасль знания, или не признающих. Термин «позитивизм» образован от фр. «positivism», возникшего на базе лат. «positivus» — «положительный». В широком смысле слова термин «позитивизм» — это общекультурная установка западноевропейского сознания, сформировавшаяся в Новое время. Особенностью этой установки является направленность сознания на окружающую нас «позитивную» действительность, земной реальный мир, в котором мы живем. Природа, т.е. действительный физический мир, перестает восприниматься как творение и потому как проявление Бога, и познание природы становится средством увеличения могущества человека, а не средством познания Бога. На место понятия «души приходит понятие «сознание» как свойство высокоорганизованной материи. Успехи и достижения в области естественных наук привели к тому, что именно позитивное или фактическое знание об окружающем нас мире стало особенно высоко цениться. Позитивизм как философское направление прошел в своем развитии четыре стадии: 1. Классический позитивизм - 1830 г.— конец XIX в. - О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер; 2. Второй позитивизм (эмпириокритицизм) - конец XIX— начало XX в. - Э. Мах, Р. Авенариус; 3. Третий — неопозитивизм, или логический позитивизм - 1920 —1950/60 гг. - М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, У. ван О. Куайн; 4. Постпозитивизм - 1960/70 гг. — настоящее время К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер, П. Фейерабенд.
2. Позитивизм О. Конта. Программа преобразования науки в философию. Закон «трех стадий» О. Конта. Позитивизм Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Эволюционизм и социология Г. Спенсера. Основоположником позитивизма является французскй ученый и философ О. Конт (1798—1857), который и ввел данный термин. Конт провозгласил цель науки - накопление и систематизацию позитивного знания — «научных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов, относящихся к реальному миру, в котором мы живем. Только на базе этих фактов возможна реконструкция законов природы. Конт стал основоположником социологии. Как считал Конт, предшествующая философия (метафизика) занималась в основном анализом различных нереальных умопостигаемых сущностей, поэтому это «негативное» знание. «Позитивная» же философия должна стать «теорией науки», заниматься логикой научной исследования и его методологией. Уже к 1822 г. Конт сформулировал свой основной закон развития — «закон трех стадий», который он относил к развитию отдельного человека, всего человеческого общества в целом и к развитию каждой науки: все они проходят в своем развитии три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Классификация наук. Особенность развития науки состоит в том, что каждая научная дисциплина проходит эти три стадии самостоятельно, и существует определенный порядок развития этих наук, поскольку одна наука представляет собой фундамент для другой. Дж. С. Милль (1806—1873) вслед за Контом считал, что подлинная наука должна строиться на базе наблюдаемых фактоввыводимых отсюда законов природы. Особое внимание он уделял раз работке научной методологии и, в частности, индуктивного метод1. Философия должна стать «философией опыта», и любое утверждение может быть признано научным только тогда, когда подтверждено данными опыта. В отличие от Конта Милль включал в сферу опыта и «факты сознания», т.е. данные самонаблюдений. Изучением таких фактов занимается психология, и Милль считал ее базовой наукой. Он сформулировал так называемый «принцип сознания», согласно которому реально существующим может считаться только то, что осознано. Спенсер Герберт (1820—1903) широкую известность получил благодаря разработанному им в «Системе синтетической философии» (1862—1896) учению о всеобщей эволюции, опиравшемуся особенно на эволюционные идеи Ч. Лайеля и Ч. Дарвина. Философия, по мнению Спенсера, — это однородное, целостное, основанное на частных науках знание, достигшее универсальной общности, т.е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм), которое идет путем накопления вещества при одновременном рассеивании движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной односторонности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности), т.е. от абстрактного к конкретному и при столкновении противоположных сторон (сил). Идею эволюции через противоречия (созидание — разрушение и др.) Спенсер перенес с живых существ на все предметы и явления и разработка данной идеи — несомненная его заслуга. Однако, данную диалектическую идею (хотя и с элементами стихийного материализма) он понимал в целом механистически как перераспределение в мире вещества и движения, и этим самым стирал грань между различными областями материального мира. 3. «Второй» позитивизм (эмпириокритицизм). Особенности эмпириокритицизма. Программа «очищения опыта» Р. Авенариуса. Теория «нейтральных элементов опыта» Э. Маха. Позитивизм на втором этапе своего развития получил название «эмпириокритицизм» («критическое исследование опыта»), или «махизм», — по имени его основоположника и виднейшего представителя австрийского физика и философа Э. Маха (1838—1916). Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты Р. Авенариусом (1843—1896). Особое влияние на становление махизма оказал «кризис в физике» на рубеже XIX—XX вв. Махизм преодолевал кризис в физике за счет того, что объяснительная часть науки была вообще объявлена «ненаучной». Задачу науки он видел в описании и классификации фактов, т.е. в регистрации взаимосвязи их признаков. Но в эмпириокритицизме фактами (и отсюда, предметом науки) считалось только то, что непосредственно воспринимается человеком, его чувственный опыт, который дан нам как «поток ощущений». Ощущения трактовались при этом не только как источник всякого знания о; мире, но и как «нейтральный элемент», предшествующий делению опыта на «внешний» (физический) и «внутренний» (психологический). По Маху, то, что обычно считается вещью внешнего мира, есть всего лишь «комплекс ощущений», а то, что стоит за этими комплексами и их вызывает, нам не доступно, и потому любые рассуждения об этом ненаучны. Судьба учения. Махизм оказал прямое влияние на возникновение следующей стадии позитивизма — логического позитивизма, также он сыграл свою роль в общем «феноменологическом повороте» всей западной философии.
|