Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия Японии
Древней религией Японии был синтоизм (в переводе «синто» означает «путь богов»). В синтоизме существует множество богов, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут свое происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы неба, и их авторитет был непререкаем. Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом этой религии. Но в XVI–XVIII вв. в Японии усиливаются позиции буддизма, что было обусловлено китайским влиянием. В начале XVII в. сегун Токугава объявил буддизм государственной религией, каждая семья была приписана к определенному храму. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Японии. Согласно этому учению вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых – неудовлетворенные земные желания. Буддизм призывал верующих к постоянному самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. В Японии той эпохи была популярна веротерпимость – рядом уживались разные религиозные верования – синтоизм и буддизм. Культурная жизнь Японии характеризовалась в XVI–XVIII вв. развитием поэзии, живописи, музыки и народного театра – кабуки («песни и танца»). При императорском дворе состязались в искусстве поэты и поэтессы. Умение слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, рисовать было обязательным для образованного человека. Печатались и распространялись книги по истории Японии («Код—зики» – «записи о деяниях древности»), «Анналы Японии» – «Нихонги» – полный сборник мифов, преданий, исторических событий. В XVII в. возник народный театр кабуки («песни и танца»), но правительство Японии преследовало этот театр, боясь распространения свободомыслия, при этом оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки, и это определяло состав зрителей. Профессию актера в то время относили к разряду презренных: им запрещали выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца. Хотя существовали указы, запрещавшие крестьянам смотреть представления театра (власти боялись, что, увидев на сцене лучшую, чем у них, жизнь, они захотят уйти из деревни), им удавалось видеть выступления странствующих актеров. Но особенную радость приносило японцам паломничество в один из главных храмов страны. Практически это была единственная в жизни возможность покинуть на время деревню и увидеть своими глазами окружающий мир. В японской живописи того времени преобладало изображение пейзажей священной горы Фудзияма, цветущей сакуры (вишни), моря и др.
52. МУСУЛЬМАНСКИЕ СТРАНЫ В XVI–XVIII ВВ
Мусульманские страны в XVI–XVII вв. были представлены двумя главными государствами – Османской империей и Ираном (или Персией, затем государством Сефевидов). К концу XV в. Османское государство в результате завоевательной политики турецких султанов и военно—феодальной знати превратилось в обширную феодальную империю. В ее состав входили: Малая Азия, Сербия, Болгария, Греция, Босния, Герцеговина и вассальные Молдавия, Валахия и Крымское ханство. В начале XVI в. главными объектами завоевательной политики турецких феодалов были Иран, Армения, Курдистан и все арабские страны. Своего наибольшего могущества Османская империя достигла к середине XVI в. при султане Сулеймане I (1520–1566), названном турками Законодателем (Кануни). Во второй половине XVI в. Османская феодальная империя раскинулась на трех материках. В границах этой империи оказались насильственным образом включенные обширные территории Юго—Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки. К середине XVII в. ясно обозначился кризис и упадок Османской империи, начавшийся в конце XVI в. Османская империя не имела внутреннего единства. Ее отдельные части резко отличались друг от друга по этническому составу, языку и религии населения, причем даже среди мусульман были различные группировки (в частности, ваххабиты, сунниты, шииты). Разгром турецких войск под стенами Вены в 1683 г. ускорил кризис и упадок Османской империи. В XVIII в. Османская империя потерпела несколько поражений в Русско—турецких войнах 1735–1739 гг. и 1787–1791 гг., в результате чего распад этого государства продолжился. Этому процессу способствовали и крестьянские волнения в самой Турции. Упадок Османской империи отразился и на положении арабских стран, входивших в ее состав. В Аравии, например, возникло широкое религиозно—политическое движение – ваххабизм, поставившее своей целью полное вытеснение турок с Аравийского полуострова. В начале XVI в. на территории Ирана и Закавказья возникло обширное государство Сефевидов, ядром которого был Азербайджан. Образование сильного Сефевидского государства было встречено враждебно его соседями – узбекским государством Шейба—ни—хана, сложившимся в конце XV в. в Средней Азии, и Османской империей. В 1510 г. в сражении под Мервом (в государстве Хордеан) армия Сефевидов нанесла поражение войскам Шейбани—хана. В результате этой войны Сефевиды овладели государством Хорасан (оно включало большую часть территории Афганистана). Особенно большое значение имели для Сефевидского государства частые военные столкновения с Османской империей в начале, в середине и конце XVI в. Восстановление могущества Сефевидского государства произошло при шахе Аббасе (1587–1628), прозванном Великим. Во второй половине XVII в. относительный хозяйственный подъем, наблюдавшийся в Иране, государстве Сефевидов при шахе Аббасе I, его преемниках – Сефи (1629–1642) и Аббасе II (1642–1666) сменяется упадком. Устои этого государства расшатывались главным образом восстаниями в собственно иранских областях и освободительными движениями покоренных Сефевидами народов. После убийства Надир—Шаха (1747 г.) в Иране возобновились междоусобицы. Иранское государство распалось на ряд самостоятельных владений, правители которых вели между собой ожесточенную борьбу. Эта борьба продолжалась с некоторыми перерывами до самого конца XVIII в.
53. «ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕЯ» И ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1814 Г
Политическая основа «европейской идеи», выдвинутой странами—победительницами (над Наполеоном) – Англией, Россией, Австрией и Пруссией, состояла: в восстановлении и укреплении старых монархических порядков в прежде покоренных Наполеоном странах; ослаблении Франции и создании гарантий против восстановления наполеоновских империй и попыток новых завоеваний; переделе как колоний, так и европейских стран в интересах держав—победительниц и повсеместной борьбе с революционным движением во всех европейских странах без исключения. Практическим выражением «европейской идеи» стал международный Венский конгресс, который решено было созвать в 1814 г. Решение это было принято во время подписания Россией, Англией, Австрией и Пруссией – главными участниками коалиции 1 марта 1814 г. договора о доведении войны с наполеоновской Францией до победы и об условиях предполагаемого мира. Официальные заседания Венского конгресса начались 1 ноября 1814 г. и закончились 9 июня 1815 г. В Вену съехались 216 представителей европейских государств, среди них были императоры русский и австрийский, короли прусский, датский, вюртем—бергский и баварский, министры, канцлеры, крупные политические деятели. Важнейшая роль на конгрессе принадлежала Александру I и австрийскому канцлеру Меттерниху. Побежденную Францию представлял Талейран. Одной из важных особенностей Венского конгресса было то, что он впервые охватил все европейские державы (кроме Турции) системой международных дипломатических связей. На Венском конгрессе была оглашена политическая программа российского императора Александра I, основные положения которой: 1) возвратить каждой нации полное и свободное пользование ее правами и учреждениями; 2) поставить все нации и нас самих, их государей, под охрану общего Союза; 3) обеспечить нас, государей, и предохранить нации от честолюбия завоевателей. Таким образом, практическое осуществление «европейской идеи» заключалось в создании общеевропейского союза, который стал бы гарантией мира и порядка в Европе. Александр I на Венском конгрессе, как императорпобедитель Наполеона, потребовал: 1) сохранить за Россией Варшавское герцогство, которому он обещал конституцию и национальное войско; 2) уничтожить самостоятельность Саксонии с дальнейшей ее передачей Пруссии. Втайне от российского императора Талейран (министр французского короля Бурбона) и князь Мет—терних (австрийский канцлер) в кулуарах Венского конгресса составили против него коалицию, форменный наступательный союз из Австрии, Франции и Англии, к которым присоединились три второстепенные державы (Швеция, Испания, Голландия). При этом были определены контингенты почти полумиллионной союзной армии, князь Шварценберг начертил план военных действий, и назначен строк открытия кампании (против России). Но эти планы не были осуществлены из—за побега Наполеона с острова Эльбы в конце февраля 1815 г. с дальнейшим победным походом на Париж, в который он вступил, не встречая особого сопротивления. Триумфальное возвращение Наполеона в Париж и угроза новой войны заставили возобновить и укрепить прежнюю коалицию из четырех держав – России, Англии, Пруссии и Австрии. В мае 1815 г. Александр I выехал из Вены в Гейльбронн, чтобы там дождаться продвигавшейся к Рейну русской армии. В июне 1815 г. в битве на картофельных полях близ селения Ватерлоо в Бельгии Наполеон потерпел сокрушительное поражение от соединенных сил коалиции.
54. «СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ» И ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ
В 1815 г., когда Венский конгресс закончился, русский, прусский и австрийский монархи подписали договор о «Священном союзе». Суть этого договора состояла в том, что каждый из участников брал на себя обязательство добиваться неукоснительного исполнения решений Венского конгресса. Впоследствии к «Священному союзу» присоединились и другие европейские монархи. До 1822 г. регулярно созывались конгрессы Священного союза. Англия не вступила в Священный союз, хотя активно его поддерживала. Роль России в «Священном союзе» была главной и особой по своему характеру. «Акт «Священного союза» оказал крайне зловредное и притом двустороннее действие на Западную и на Восточную Европу, на Россию. Шальная правительственная реакция, пробудившаяся на западноевропейском континенте после Венского конгресса, до которой России не было никакого дела, поставлена была под охрану русских штыков. Александр I, прошедший по Европе со знаменем освободителя Европы, спасителя государей и народов от французского гнета, являлся на конгрессах угнетателем той же Европы, караульным часовым чужих престолов против народов. Россия приняла на себя историческую ответственность за личное дело своего государя, долго лежавшую на ней темным пятном. С другой стороны, на внутренней жизни России такие прихотливые извороты внешней политики отразились глубоким разладом правительства с лучшими элементами общества, с народными ожиданиями, даже с чувством правды и долга. Этот разлад и создал одну из мрачных эпох, какой были в нашей истории последние 10 лет царствования. Никогда ни одна страна не заслуживала такой благодарной заботливости со стороны своего правительства, какую заслужила Россия в 1812–1815 гг. Ее жертвы на войны» (Ключевский В.О. Лекция LXXXIV г. Изд—во социально—экономической литературы М., 1958 г.). Посленаполеоновское устройство мира, осуществленное на консервативной основе, оказалось непрочным. Некоторые из восстановленных феодально—аристократических режимов вскоре стали «трещать по швам». «Священный союз» был активен лишь первые 8–10 лет, а затем фактически распался. Тем не менее Венский конгресс и «Священный союз» обеспечили на несколько лет всеобщий мир в Европе, измученной кошмаром непрерывных войн. После смерти Александра I новый император России Николай I объявил себя свободным от обязательств «Священного союза». При этом Россия перестала стоять на страже западноевропейского порядка, созданного Венским конгрессом, предоставив это дело тем, кого оно ближе касалось. На последнем Веронском конгрессе «Священного союза» (с 20 октября по 14 декабря 1822 г.) мнения сошлись лишь по вопросу о греческом восстании. Оно было осуждено всеми участниками конгресса. По остальным вопросам началась острая борьба. Противоречия между державами, особенно между капиталистически развитой Англией, внешнюю политику которой диктовала буржуазия, и менее развитыми в промышленном отношении странами, где сильны были еще полуфеодальные отношения, расшатывали основы «Священного союза». Идеи и решения его были крайне непопулярны во всех прогрессивных слоях европейского общества, с которыми принуждены были считаться их правительства. Растущая либеральная буржуазия в Англии резко и постоянно выступала против «Священного союза». Веронский конгресс и интервенция в Испании, где вспыхнула революция, были последними объединенными актами членов «Священного союза».
|