Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Введение в социальную экологиюСтр 1 из 8Следующая ⇒
СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
В 1866 г. немецкий биолог Ернст Геккель ввел в науку срок " Экология", что получил общее признание в конце XX ст. Он назвал этим словом новый раздел биологии, который изучает совокупность всех взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами естественной среды, который за меру накопления новых знаний превратился в самостоятельную фундаментальную науку. Во второй половине XX века срок " Экология" стал модным. Каждый исследователь и специалист, который желает быть современным, занимается экологией. Но экологические проблемы, которые интересуют биолога, отличаются от проблем, которые рассматриваются физиком, инженером, экономистом, юристом или социологом. Каждый из них придает этому слову настолько разное значение, что неспециалисту становится тяжело определить, что же это такое. Слово " Экология" имеет общий корень со словом " экономика", которое буквально означает " искусство ведения домашнего хозяйства". К сожалению, экономика часто вступает в противоречие с экологией. Стремясь к мгновенным экономических выгод, человек разрушает собственный дом. Среди разных материальных " домов", где живет человек, экология имеет дело с наибольшим из них - биосферой. Биосфера - это система живых организмов и среды, что функционирует и развивается как единственное целое. Организмы не только приспосабливаются к среде проживания, но и приспосабливают среду к себе, образовывая вместе сложную систему регуляции условий, которые обеспечивают жизнь на планете. Именно организмы сыграли основную роль в формировании геохимической среды Земли, благоприятного для их существования. Из всех живых организмов человек более других пытается изменить природу, используя и пристосовуючи ее для своих потребностей. С развитием науки и техники люди получают все более мощные орудия влияния на природу. Это позволяет им вторгаться у микро-и макромира, во все процессы, протекают в биосфере. В своей деятельности люди, как правило, не осознают, что нарушают закономерности хода естественных процессов, вызывают нежелательные для себя изменения и не предусматривают их последствий. Но если до определенного времени механизмы саморегуляции биосферы компенсировали возмущающие антропогенное влияние, то особенностью современного этапа развития планеты является то, что система производства и размах человеческой деятельности достигли масштабов, сравнимых с масштабами природных явлений. За словами В. И. Вернадского, " человечество стало геологической силой, сравнимой с силами самой природы ". Действительно, подземные ядерные взрывы по мощности сравнимы со слабыми и средними сейсмическими толчками. Аварии на АЭС в Гаррисберг (США, 1979), Чернобыль (СССР, 1986); истока ядовитых веществ на химических заводах в Севезо (Италия, 1976), Бхопале (Индия, 1984), Череповци (СССР, 1987); потери при транспортировке и хранении вредных веществ и т.п. - все эти техногенные катастрофы, не говоря уже об угрозе ядерной войны, вполне сравнимые с большими естественными катаклизмами. Разрушительная деятельность человека породила конфликт между обществом и природой, создала проблемы, которые получили название экологических. Эволюция естественных процессов и явлений, в том числе и человека, в в конце концов привела мировое сообщество к обеспокоенности судьбой биосферы, что есть в настоящее время нераздельное единство естественных и техногенных и духовных элементов. Поэтому угроза существованию земной дому связана с угрозой разрушения и дома духовного. Экологические проблемы - общечеловеческие проблемы, так как биосфера не признает государственных границ. Общечеловеческие проблемы порождают и общечеловеческие задания, важнейшим из которых является сохранение жизни на Земле. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех отраслях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание экологических законов - законов развития естественных и социальных процессов - позволит поладить с природой и решить социальные конфликты. Природоохранные мероприятия, не обоснованные научно, бесполезны, а часто даже вредные, потому что могут входить в противоречие с законами природы. Значение экологии как науки очень большое в современном мире. В современном понимании экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их жизни. Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и середах исследование. Выделяют экологию человека, животных, растений и микроорганизмов. В свою очередь эти группы можно исследовать на уровне особи или сообщества, а можно в воде, почве атмосфере, в земных условиях или космических. Живые организмы живут в условиях тропической, умеренной и полярной зон, а также в естественных, измененных или антропогенных (созданных человеком) системах, кроме этого можно учитывать загрязненность или незагрязненной среды. Экология как наука основана на разных отраслях биологии (Физиология, генетика, биофизика), связанная с другими науками (физика, химия, математика, география, геология), использует их методы и сроки. В связи с этим появились в последние годы понятия " географическая экология ", " химическая экология ", " математическая экология ", " космическая экология ", и" экология человека ". Взаимоотношениями человека и машины в условиях промышленных предприятий занимается охрана труда. Задание экологии как учебной дисциплины в техническом вузе намного уже. В процессе профессиональной деятельности будущий специалист инженер неминуемо будет влиять на окружающую среду и живут в ней живые организмы. Следовательно, от того, насколько он понимает и владеет законами природы и ее структурой, будет зависеть устранение негативных последствий производства, в котором он работает. Таким образом, задания экологии относительно деятельности инженера промышленного производства или проектно-конструкторского предприятия могут быть следующие: 1) оптимизация технологических, и конструкторских решений, исходя из минимального убытка окружающей среде; 2) прогнозирование и оценка возможных негативных последствий действующих и проектируемых предприятий на окружающую среду; 3) своевременное выявление и корректировка технологических процессов, наносят вред окружающей среде.
|