Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Термин «контроль» первоначально употреблялся для обозначения определенного сличения, проверки. Контроль за деятельностью персонала имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении наказаний. Профессионально-целевые задачи борьбы с преступностью должны достигаться на основе и во исполнение законов. Иные формы деятельности правоохранительных органов, не основанные на строгом соблюдении законов, дискредитируют государство. Контроль необходим для обеспечения персоналом прав и законных интересов осужденных. Контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное исполнение законов, соответственно он имеет и профилактическое и воспитательное воздействие. Виды и порядок контроля определены в Главе 3 УИК РФ, статьях 19 – 23. Под контролем понимается – система наблюдения и проверок соответствия деятельности персонала требованиям законодательства, иных нормативно-правовых актов с целью предупреждения, выявления и пресечения их нарушения. Классификация контроля по видам: - международный - это контроль в рамках международных правительственных организаций (в форме периодического представления государством докладов о соблюдении прав человека ООН и его рабочие органы, Совет Европы и др.) и в рамках международных неправительственных организаций (Международная амнистия, Penal Reform? Thrust и др.). - государственный – состоит из контроля Президента; контроля законодательной власти (парламентский и депутатский); контроля уполномоченным по правам человека; контроля исполнительной власти (контроля правительства и ведомственного); прокурорский надзор; судебный контроль (конституционного суда и судов общей юрисдикции); - контроль органов местного самоуправления; - общественный – в настоящее время урегулирован специальным законом и его осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ " Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания; - контроль правозащитных организаций; - судебный контроль заключается в контроле по правилам гражданского судопроизводства, при обжаловании действий персонала в суде; по правилам уголовного судопроизводства, при рассмотрении в суде уголовных дел, исполнения судебного приговора, о преступлениях, связанных с грубым нарушением законности в отношении осужденных персоналом, о преступлениях совершаемых осужденными; - прокурорский надзор за исполнением законности при исполнении наказаний осуществляется в порядке общего надзора за соблюдением законов в финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; за нахождением лиц в исправительных и иных учреждениях; за соблюдением прав осужденных; надзор за исполнением наказаний не связанных с лишением свободы; надзор за оперативно-розыскной деятельность персонала ИУ и дознанием; - ведомственный контроль. Два ведомства преимущественно имеют к нему отношение, Минюст и Минобороны. Указанными ведомствами осуществляются комплексные проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, проверяются факты нарушения законности по письмам и жалобам, статотчётность, документация, акты и т.п.
Лекция 6-13. Уголовно-исполнительный процесс и его регулирование.
Вопросы: 1. Понятие и содержание процесса исполнения (отбывания) наказания. 2. Понятие и содержание процесса применения к осужденным средств исправления. 3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления.
1. Понятие и содержание процесса исполнения (отбывания) наказания и его соотношение с исполнением приговора суда.
В статье 358 УПК РФ определено, что обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению. Что же понимается под исполнением приговора? Исполнение приговора – понятие, созвучное с термином «исполнение наказания», но не совпадающее с ним. Приговор может содержать самые разные предписания (решения), в том числе о наказании осужденного, об освобождении от наказания, об освобождении осужденного из-под стражи и другие решения. Исполнению подлежит не только обвинительный приговор, но и оправдательный, а также всякое постановление суда первой и иных инстанций. Под «исполнением приговора» понимается исполнение предписаний, содержащихся в судебном приговоре, в том числе и касающихся характера и вида наказания, но, подчёркиваю, не самого процесса отбывания наказания. Мы не зря обратились к приговору, так как основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу. Сущностью наказания является особая форма государственного принуждения – кара, поэтому под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного. Уголовно-исполнительное законодательство для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных отношений. Термин «исполнение» обращён к учреждениям и органам, а термин «отбывание» наказания обращён к осужденным. Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путём применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания. (ч.2 ст. 10 – «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями... Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом». Правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений. Реализация мер принуждения, ограничения прав свойственна всем видам наказания, однако их объём зависит от конкретного вида наказания. Сущность и содержание наказания, объём применяемых правоограничений и принудительных мер, полномочия администрации реализуются в режиме, который рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания (ст. 9 ч. 2). Режим (ст. 82) - установленный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. Режим в исправительных учреждениях выступает концентрированных способом выражения кары и принуждения, вместе с тем является одним и из средств исправления осужденных. При отбывании наказаний не связанных с изоляцией от общества, объём режимных ограничений сужается, однако, во всех случаях при исполнении наказаний имеет место контроль как элемент режима. Сам термин «режим» законодатель не употребляет в этих случаях, но оперирует определением «порядок и условия отбывания наказания» (ст.31, 33, 39-40). Режим содержит ряд элементов, которые по своему характеру не являются проявлением принудительных мер, ибо направлены на создание элементарных условий общежития и не содержат правоограничений. Их можно рассматривать в качестве правил общежития. В широком смысле режим отбывания наказания охватывает всю совокупность материальных и процедурных норм, регламентирующих деятельность администрации, на которую законом возложено исполнение наказания, обеспечивающих его реализацию, а также совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осужденными. Выделяют функции режима: карательную, воспитательную, обеспечивающую и функцию социального контроля. Карательная реализуется путём установления системы правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания. Воспитательная - осуществляется путём реализации кары. Правила режима вынуждают осужденного соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучают его к дисциплине. Закреплена в ч. 2 ст. 9 УИК РФ. Обеспечивающая функция режима реализуется путём создания правовых средств, использование которых даёт возможность привлекать осужденных к труду, проводить воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессиональное обучение. Посредством режима реализуется функция социального контроля, который осуществляется путём регламентации поведения осужденных, организации надзора за ними и оценки поведения.
Понятие и содержание процесса применения к осужденным средств исправления. При исполнении наказания к осужденным применяются средства исправления (ч. 2 ст. 2 и ч. 2 ст.9 " Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 03.05.2012}. Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний, в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Эти условия не присущи обычному воспитательному процессу проводимому, например, в ВУЗе или воинской части. Объём и характер средств исправления зависит от вида исполняемого наказания (ч.3 ст. 9). В полномобъёме средства исправления осужденных применяютсялишь только в отношении лиц отбывающих определённый срок наказания. Теория и практика, а также УИК проводят разграничение между порядком и условиями отбывания наказания (режимом) и применением средств исправления. Рассмотрим основные средства, образующие содержание исправительного воздействия. В содержание исправительного воздействия принято включать: воспитательную работу, получение общего образования, общественно-полезный труд, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Ст. 9 УИК в число этих средств, включает и режим. Воспитательная работа с осужденными направлена на формирования у них навыков позитивного и правопослушного поведения. Она является одним из основных средств исправления этих лиц, т.е. формирования у них правопослушного поведения, уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Одновременно под воспитательной работой следует понимать и целенаправленное позитивное воздействие на личность и поведение осужденного путем включения его в различные сферы жизнедеятельности, в результате чего происходит осознание осужденным нанесенного вреда, признание свой вины, раскаяние. Выделяют следующие принципы воспитательного процесса: приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах воспитательного процесса; педагогизация и психологизация воспитательного процесса; гуманное отношение к лицам, лишенным свободы, в сочетании с требовательностью; постепенный переход к активному самоуправлению осужденных во внутри отрядной жизни. Обязательность участия осужденных к лишению свободы в воспитательных мероприятиях вытекает из сущности наказания, принудительного характера их пребывания в исправительном учреждении с его строго соблюдаемым распорядком дня. Структурным подразделением ФСИН России, осуществляющим воспитательную работу, получение общего образования, общественное воздействие, является Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными. В исправительных учреждениях (ИУ) эту работу проводят более 10 тыс. сотрудников. Центром организации воспитательного процесса в ИУ является отряд осужденных, где осуществляется их нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание посредством многообразных индивидуальных и коллективных форм и методов воздействия. В настоящее время в УИС в должностях начальников отрядов проходят службу 7 тыс. чел. Отряды осужденных создаются и функционируют согласно нормам утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2005 N 259 (ред. от 23.08.2012) " Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний". Общее образование и профессиональная подготовка регламентируются УИК РФ (ст. 112), в соответствии с законодательством РФ об общем и профессиональном образовании. Приказ Минюста РФ N 61, Минобрнауки РФ N 70 от 27.03.2006 " Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы". Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющим исключительно высокую воспитательную направленность, данная форма воспитательной работы не содержат карательных элементов. В колониях-поселениях у осужденных имеется возможность заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования (ч. 4 ст. 129 УИК РФ). Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения). При исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных школ и 549 учебно-консультационных пунктов, в которых обучаются 93, 3 тыс. осужденных. Более 2 тыс. осужденных дистанционно обучаются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В исправительных учреждениях осуществляются два вида профессионального обучения осужденных: - обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования; - обучение на производстве исправительных учреждений. Училища при учреждениях, исполняющих наказания, организуются, если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется без отрыва от производства в течение 6 - 15 месяцев. Всего в УИС функционирует 333 профессионально-технических училища и 302 обособленных структурных подразделения, где проводится индивидуальная профессиональная подготовка. Ежегодно проходит обучение около 100 тыс. осужденных. Труд осужденных традиционно относился к числу основных средств исправления осужденных. УИК устанавливает обязательность труда осужденных, порядок привлечения к труду, его условия и оплату ст. 103, (ред. от 03.05.2012). Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений. В ходе реформирования большинство предприятий исправительных учреждений реорганизованы в структурные подразделения этих учреждений: центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих подразделений являются организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей адаптации в обществе. Выполнение названных задач позволяет обеспечить исполнение осужденным приговора суда, в части возмещения причиненного морального и материального ущерба пострадавшим от преступления. В настоящее время в исправительных учреждениях содержится 290 тыс. осужденных, имеющих исполнительные листы, из которых погашают иски около 70 тыс. человек. Для решения вопросов трудовой адаптации осужденных в исправительных учреждениях функционирует 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских. Кроме того, осужденные привлекаются к труду на объектах иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду с учетом специфических особенностей возраста. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с ч. 7 ст. 74 УИК, организуется только на территории тюрьмы. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность. Международные акты о правах человека и обращения с осужденными не относят работу, которую выполняют заключённые на основании распоряжения суда, к категории принудительного или обязательного труда. Общественное воздействие как средство исправления осужденных в России применяется давно. В порядке реализации этой работы повсеместно используется потенциал общественных формирований. Ежегодно при их помощи проводятся Дни отрядов, родительские дни, конкурсы прикладного, театрального и поэтического творчества осужденных, что позитивно отражается на морально-нравственном климате среди осужденных. В целях координации взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций, религиозных конфессий с учреждениями и органами ФСИН России в январе 2007 года создан Общественный совет по проблемам деятельности УИС. Приоритетным направлением в деятельности ИУ является социальная работа с осужденными. Для ее осуществления созданы группы социальной защиты осужденных, численность сотрудников составляет свыше 1, 6 тыс. чел. Их деятельность направлена на обеспечение социальной защиты, решение социальных проблем осужденных, содействие им в ресоциализации после освобождения. По инициативе ФСИН России принято Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 800, установившее размер единовременного денежного пособия (850 рублей), которое выдается осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы. Для обеспечения права осужденных на психологическую помощь в УИС создана психологическая служба. В течение последних 3 лет число пенитенциарных психологов увеличилось на 14 % и составляет более 3, 5 тыс. человек. Основными направлениями их деятельности являются проведение психодиагностического обследования осужденных, разработка программ их ресоциализации, проведение с осужденными психокоррекционных исправительных тренингов.
|