Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пробелы в праве.
Пробел в праве – это полое или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
Надо учитывать 2 обстоятельства: 1) Соответствующие правовые отношения должны входить в сферу правового регулирования. 2) Отсутствует конкретная норма, с помощью которой возможно и должно регулировать данные общественные отношения.
Устранить пробел можно с помощью правотворческого процесса, в результате которого создается новая норма права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса. Выделяют следующие основные способы преодоления пробелов в праве: 1) Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе нормы права, рассчитанное не на данные, а на сходные случаи (общественные отношения). В уголовном и административном праве всякая аналогия исключается. 2) Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
Толкование нормы права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.
Эта деятельность включает в себя две стадии: 1) Уяснение смысла нормы права (толкование для себя). 2) Разъяснение нормы права (толкование во вне).
Способы (приемы) толкования правовых норм – это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания нормы права: 1) Грамматическое толкование. Связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта. 2) Логическое толкование – толкование правового акта по его смыслу с использованием законом логики. 3) Систематическое толкование права заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления её с иными нормами. 4) Историко-политическое толкование – раскрытие политического и социально-экономического содержания правовых предписаний в конкретных исторических условиях. 5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. 6) Телеологическое (целевое) толкование. Направлено на уяснение целевого издания правовых актов. 7) Функциональное толкование. Для уяснения смысла нормы интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.
Виды толкований: I) По субъектам: 1) Официальное (легальное – толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом, аутентическое – толкование выполняет орган, издавший нормативный акт, правоприменительное – толкование ненормативное официальное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения – стадия, на которой выбираются и анализируются нормы права). 2) Неофициальное толкование (обыденное – толкование может осуществить любой субъект права, профессиональное – толкование правовых норм лается специалистами-юристами, доктринальное – производится учеными юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях и др.). 3) Казуальное толкование применяется в связи с рассмотрением конкретно дела (казуса). Осуществляется официально или неофициально. Виды казуального толкования: 1) Судебное. 2) Административное.
II) По объему: 1) Буквальное (адекватное) толкование. Полное соответствие словесного выражения нормы с её действительным смыслом. 2) Распространительное (расширительное) толкование. Смысл нормы шире её буквенного закрепления. 3) Ограничительное толкование – содержание нормы права оказывается уже её текстуального выражения.
Ограничительные толкование нормы права завершается и заканчивается вынесением соответствующего интерпретационного акта.
Интерпретационный акт – это правовой акт компетентных государственных органов, содержащий результат официального толкования права.
Функция права: 1) Познавательная. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний. 2) Конкретизационная. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств. 3) Регламентирующая. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. 4) Правобеспечительная. Некоторые акты издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. 5) Сигнализаторская. Толкование нормативных актов позволяет обнаруживать их недостатки технического и юридического характера.
|