Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пробелы в праве.






Пробел в праве – это полое или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

 

Надо учитывать 2 обстоятельства:

1) Соответствующие правовые отношения должны входить в сферу правового регулирования.

2) Отсутствует конкретная норма, с помощью которой возможно и должно регулировать данные общественные отношения.

 

Устранить пробел можно с помощью правотворческого процесса, в результате которого создается новая норма права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса.

Выделяют следующие основные способы преодоления пробелов в праве:

1) Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе нормы права, рассчитанное не на данные, а на сходные случаи (общественные отношения). В уголовном и административном праве всякая аналогия исключается.

2) Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

 

Толкование нормы права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

 

Эта деятельность включает в себя две стадии:

1) Уяснение смысла нормы права (толкование для себя).

2) Разъяснение нормы права (толкование во вне).

 

Способы (приемы) толкования правовых норм – это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания нормы права:

1) Грамматическое толкование. Связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта.

2) Логическое толкование – толкование правового акта по его смыслу с использованием законом логики.

3) Систематическое толкование права заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления её с иными нормами.

4) Историко-политическое толкование – раскрытие политического и социально-экономического содержания правовых предписаний в конкретных исторических условиях.

5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

6) Телеологическое (целевое) толкование. Направлено на уяснение целевого издания правовых актов.

7) Функциональное толкование. Для уяснения смысла нормы интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.

 

Виды толкований:

I) По субъектам: 1) Официальное (легальное – толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом, аутентическое – толкование выполняет орган, издавший нормативный акт, правоприменительное – толкование ненормативное официальное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения – стадия, на которой выбираются и анализируются нормы права). 2) Неофициальное толкование (обыденное – толкование может осуществить любой субъект права, профессиональное – толкование правовых норм лается специалистами-юристами, доктринальное – производится учеными юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях и др.). 3) Казуальное толкование применяется в связи с рассмотрением конкретно дела (казуса). Осуществляется официально или неофициально.

Виды казуального толкования: 1) Судебное. 2) Административное.

 

II) По объему: 1) Буквальное (адекватное) толкование. Полное соответствие словесного выражения нормы с её действительным смыслом. 2) Распространительное (расширительное) толкование. Смысл нормы шире её буквенного закрепления. 3) Ограничительное толкование – содержание нормы права оказывается уже её текстуального выражения.

 

Ограничительные толкование нормы права завершается и заканчивается вынесением соответствующего интерпретационного акта.

 

Интерпретационный акт – это правовой акт компетентных государственных органов, содержащий результат официального толкования права.

 

Функция права:

1) Познавательная. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2) Конкретизационная. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.

3) Регламентирующая. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений.

4) Правобеспечительная. Некоторые акты издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики.

5) Сигнализаторская. Толкование нормативных актов позволяет обнаруживать их недостатки технического и юридического характера.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал