Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития экономической теории.






Если рассматривать экономическую теорию как систему знаний об изучаемом объекте, то эта наука берет свое начало с древнегреческих мыслителей. В сочинениях Аристотеля можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

Происхождение слова “экономия” берет свое начало от “ойкономия” (“ойкос”-дом, хозяйство и ”номос” - правило, закон) и поначалу рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель рассмотрел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель ставит вопрос об определении соотношения в обмене, о происхождении и функциях денег.

Впервые термин “политическая экономия” ввел в научный оборот француз по имени Антуан де Монкретьен. Он опубликовал в 1615 году сочинение “Трактат политической экономий”, которое дало название целой науке. Политическая экономия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточение правил хозяйственной деятельности.

Определяющим направлением экономической мысли XV-XVIIв. стал меркантилизм. Представители этой школы считали, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно купить все. Такие представления соответствовали начальному виду экономической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представителями школы меркантилизма были А. Монкретьен, англичанин Томас Ман и француз Ж. Кольбер.

Между тем критики меркантилизма справедливо отметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Вторая школа экономической теории в XVIII в. представлена физиократами. Термин “физиократы” образован от греческих слов и означает “власть природы”. Их учение нашло отражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго.

Значение школы физиократов состоит в перенесении основного акцента исследования (в отличие от меркантилистов) непосредственно на производство.

Блестящим достижением Ф. Кенэ было создание “Экономической таблицы”. (1758г.). Он дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.

Свое подлинное развитие экономическая теория начинает с классической школы. В основных работах ее представителей – У.Петти “Трактат о налогах и сборах” (1662), Ф. Кенэ “Экономическая таблица” (1758), А.Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776), Д. Рикардо “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817) – дана история cтановления и формирования экономической теории как науки. Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследование производственных отношений в тесной связи с производительными силами – с развитием земледелия, мануфактуры, промышленного переворота.

Они установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Главное достижение классической школы создание теории трудовой стоимости. А.Смит показал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его создание. Заслуга А. Смита состоит в том, что он показал рынок как сложную систему организации общественного хозяйства. Смит образно назвал ее «невидимой рукой», незримо управляющей поведением всех товаропроизводителей.

Проведенный А. Смитом анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия “экономический человек”. А.Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребности друг друга.

Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Только при свободном передвижении капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества могут использоваться оптимально.

К. Маркс и Ф. Энгельс в XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. В рамках этой концепции было сформулировано учение об общественно - экономических формациях, продолжено исследование трудовой теории стоимости, начало которому было положено У. Петти, А.Смит, Д. Дикардо, была разработана теория цены производства, сформулирована позиция по проблемам: противоречия товара, двойственного характера труда, закона стоимости как закона движения товарного производства. К. Маркс дал свой анализ эволюции формы стоимости, понимания им различия между стоимостью и меновой стоимостью, создал концепцию теории прибавочной стоимости.

Ко второй половине XIX в. и началу XX в. из классической школы выделились несколько направлений. Одно из направлений – неоклассическое – представлено работами К. Менгера, Бем-Баверка, Л. Вальраса, Дж.Б.Кларка, А. Маршалла. В нем выделяют историческую школу (В. Зомбарт, М. Веблен), институционализм (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт), маржинализм (Дж.Б. Кларк, К. Менгер, Ф. Хайек), или теорию предельной полезности и предельной производительности. Неоклассики ведут исследование конкретных хозяйственных процессов, поведения предприятий и фирм, механизма свободного рынка, конкуренции. По их мысли, государство должно поддерживать условия развития рынка, конкуренции, но не вмешиваться в хозяйственную деятельность.

Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70-80 годы в монетаризме (М. Фридман, Ф. Хайек и др.), т.е. в теории, где деньги и денежное обращение – главные пружины рыночного регулирования и саморегулирования, способные обеспечивать устойчивость, бескризисное развитие экономики.

Кейнсианство выделилось в экономической теории в 30-е г. XXв. как самостоятельное направление. В работе Дж. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”(1936). обоснованы методы государственного регулирования экономики, которые позволяют избежать безработицы. Инструменты макроанализа экономики–финансы, кредит, денежное обращение, способствовали формированию эффективного спроса.

В первой половине 50-х г. неокейнсианство (Р.Харрод, В. Домар, Э. Хансен и др.) восприняли основные положения Кейнса, разработало теории темпов и факторов роста, модели экономического роста.

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования производства и свободного рыночного стимулирования. Была выдвинута концепция “неоклассического синтеза” (Дж. Р. Хикс, Л.Самуэльсон и др.) как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал