Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебная материальная база
8.1 Учебная материальная база органов управления, подразделений, учреждений, предназначенная для обеспечения подготовки газодымозащитников, включает комплекс сооружений, материальных и технических средств.
8.2 К основным элементам учебной материальной базы относятся: учебная база: учебные аудитории (лекционные залы), специализированные классы, кабинеты, лаборатории, спортивные залы, другие учебные и учебно-вспомогательные помещения, оснащенные средствами информационной и вычислительной техники, лабораторным оборудованием, установками и образцами технических средств и приборов ГДЗС, спортивным инвентарем, техническими средствами обучения и контроля, другим оборудованием и наглядными пособиями;
учебно-тренировочный комплекс9): система отдельно стоящих объектов, предназначенных для совершенствования навыков работы личного состава подразделений в сложных условиях и психологической подготовки к действиям по тушению пожаров. В состав учебно-тренировочного комплекса
9) Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (ПОТРО 01-2002). -М., 2003, -С.45
входят: спортивный зал с подсобными помещениями, площадка для 100-метровой полосы с препятствиями, подземный резервуар емкостью 50 м3, пожарный гидрант с площадкой для стоянки пожарных автомобилей, площадка с учебной пожарной башней, баскетбольная и волейбольная площадки;
технические средства ГДЗС: состоящие на вооружении органов управления, подразделений, учреждений и подлежащие изучению (освоению) и используемые в процессе обучения пожарные автомобили газодымозащитной службы, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование, средства индивидуальной защиты органов дыхания, средства связи, специальная защитная одежда пожарных и др.;
тренажерная база: полигоны, учебно-тренировочные комплексы, полосы психологической подготовки, полосы с препятствиями, учебные пожарные башни, контрольные посты ГДЗС, тепло- и дымокамеры (Приложение №13), огневые полигоны (Приложение №14), тренажерные залы, спортивные комплексы, сооружения, площадки;
база и средства информационного обеспечения: информационно-вычислительные классы (аудитории, центры), учебные библиотеки, читальные залы, учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, научная и справочная литература, уставы, наставления, руководства, рекомендации, другие нормативные документы, компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы.
8.3 Состав элементов учебной материальной базы для проведения занятий с газодымозащитниками определяются в каждом конкретном случаем соответствующими учебными планами и программами подготовки газодымозащитников, характером и видом выполняемых работ на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ в зоне с непригодной для дыхания средой.
8.4 Развитие и совершенствование учебной материальной базы должно осуществляться во взаимосвязи с совершенствованием всего процесса подготовки и является постоянной заботой начальников органов управления, подразделений, учреждений.
Приложение №1
(рекомендуемое)
УТВЕРЖДАЮ
_____________________
(должность)
___________________________
(звание, Ф.И.О.)
«__» ____________20 __г.
Методический план
проведения практического занятия по пожарно-строевой подготовке с газодымозащитниками дежурных караулов
_______________________________________
«__» ___________200__г.
Тема: Тренировка в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в теплодымокамере
Задача: Тренировать газодымозащитников:
1) в теплокамере - для выработки тепловой устойчивости при выполнении физической работы;
2) в дымокамере - для формирования психологической устойчивости газодымозащитников к действиям в зоне с непригодной для дыхания средой.
Метод проведения: Практическое занятие.
Место проведения: Теплодымокамера, спортивная площадка, база ГДЗС.
Материальное обеспечение: СИЗОД, фонари (групповые и индивидуальные), средства связи, облегченный лом, трос-сцепка (направляющий трос).
Время: 2 часа.
Учебные пособия:
1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» //СЗ. 1994. №35. Сг. 3649
2. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»// Российская газета. -2001.-14 нояб.
3. Постановление Правительства Российской Федерации " О федеральной противопожарной службе" от 20 июня 2005 г. N 385
4. Концепция совершенствования газодымозащитной службы в системе ГПС МЧС России. Приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. №624. - 11 с.
5. Верзилин М.М. Эффективность работы службы будет повышаться // Пожарное дело, 2008. -№6. -С.5-7
6. Грачев В.А., Поповский Д.В. Газодымозащитная служба. Учебник. -М., 2004. -384 с.
7. Наставление по ГДЗС: Приказ МВД России от30.04.1996 №234. - 162 с.
8. О дополнительных мерах по вопросам организации тушения пожаров и деятельности газодымозащитной службы. Приказ МЧС России от 22.08.2006 г. №478. -3 с.
9. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России. -М.: МЧС России, 2003, -124 с.
10.Правила о порядке аттестации личного состава ГПС МЧС России на право работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Приказ МЧС России от 9.11.1999г.№ 86.-49 с.
11.Теребнев В.В., В.А.Грачев, А.В. Теребнев. Организация службы начальника дежурного караула пожарной части. -М., 2001. -304 с.
Развернутый план занятия
Учебные вопросы
| Время, мин.
| Содержание учебных вопросов, организационно-методические рекомендации
|
|
|
| Подготовительная часть
| Построение звена (звеньев) ГДЗС. Проверка внешнего вида. Постановка задачи. Инструктаж.
| 5 мин.
| Построить личный состав в одну шеренгу. Опросить 1-2 газодымозащитников. Напомнить требования правил охраны труда при отработке учебных вопросов. Перед началом тренировки проверить в теплодымокамере исправность систем электрооборудования, дымоудаления, освещения, связи и сигнализации, приборов контроля температуры. Проверить состав и исправность оснащения звена ГДЗС. Назначить постового поста безопасности и определить ему и резервному звену ГДЗС места дислокации. Установить, что очередное тренирующееся звено ГДЗС является одновременно резервным. Убедиться в готовности к работе медицинского работника и в наличии на посту безопасности медицинской аптечки
| Основная часть
| Разминка - 5 мин.
| Разминочный бег и ходьба различными способами, выполняются без включения в СИЗОД
| 1 мин.
| Бег и ходьба обычным видом, на носках, на пятках. Сочетание ходьбы с прыжками, поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов
| Общеразвивающие упражнения
| 4 мин.
| Упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, туловища, ног и спины
| Тренировка в тепло камере - 20-25 мин.
| Упражнение на тренажере:
1. Беговая дорожка
(Задачи упражнения: воспитание волевых качеств, подготовка газодымозащитника к работе в условии повышенной температуры среды.)
2. Вертикальный эргометр
(Цель: обучить работе на вертикальном эргометре в СИЗОД, подготовка газодымозащитника к работе в условиях повышенной температуры среды).
3. Велоэргометр
(Цель: совершенствовать волевые качества, обучить работе на велоэргометре в СИЗОД).
4. «Темп»
(Цель: совершенствовать психологические и волевые качества)
|
| Общие положения.
Упражнения на снарядах и тренажерах выполняются по методу круговой тренировки. Переход от одного тренажера к другому разрешается после отдыха в течение 3-5 мин и восстановлении ЧСС до исходного значения, но не более 100уд./мин. Отдыхают газодымозащитники в предкамере, выключившись из СИЗОД до установления ЧСС, равной 100 уд./мин. Если во время отдыха ЧСС до указанной частоты не восстановилась, то газодымозащитник к дальнейшей тренировке не допускается. Предельная ЧСС принята 170 ударов в минуту. Газодымозащитник, у которого 2 или 3 тренировки подряд ЧСС более 170 ударов в минуту, а индекс степ-теста с оценкой «плохо», направляется на внеочередное медицинское освидетельствование. Рекомендуемые пределы ЧСС для газодымозащитника в возрасте: до 30 лет - 160-170 уд./мин., от 30 до 40 лет - 150-160 уд./мин., старше 40 -140-150 уд./мин., Тренировку в теплокамере необходимо прекратить, если имеются жалобы от газодымозащитника на плохое самочувствие (срыв дыхания, судороги, головокружение), после выполнения нескольких
|
|
| упражнений ЧСС становится 160 уд./мин. и не становится ниже этого предела в течение 3-5 минут отдыха.
Дополнительные положения
1. На беговой дорожке упражнение выполняется в темпе 60-80 шагов в мин. Если газодымозащитнику не более 30 лет, то он выполняет упражнение в течение 210-300 с, 30 до 40 - 180-270 с, старше 40 лет - 100-270 с. 2. На вертикальном эргометре масса груза должна быть 20 кг, высота подъема 1, 2 м, темп выполнения упражнения -15 подъемов/мин. 3. При возрасте газодымозащитника до 30 лет он выполняет упражнение в течение 200-300 с, при возрасте от 30 до 40 - 180-240 с, старше 40 - 160-220 с. 4. На велоэргометре должна быть нагрузка 20 кг, скорость выполнения упражнения 30 км/ч. При возрасте до 30 лет время выполнения упражнения 150-240 с, от 30 до 40 лет -120-210 с, старше 40 лет -160-220 с. 5. На тренажере «Темп» должна быть нагрузка 30 кг, темп - 30 повторений/мин. При возрасте до 30 лет газодымозащитник работает 160-180 с, в возрасте от 30 до 40 лет - 120-160 с, старше 40 лет -60-120 сек.
| Отдых 10 мин.
| Тренировка в дымокамере - 15-20 мин.
| Задача№ 1 Разведка с отысканием «пострадавшего» и выносом его на свежий воздух (Цель: формировать морально-психологические качества, умения работать слаженно)
Задача № 2 Разведка с обнаружением «очага пожара» и ликвидацией «горения» огнетушителем (Цель: обучить действиям с ручным огнетушителем и внутренним пожарным краном в условиях воздействия опасных факторов пожара)
Задача № 3Разведка с обнаружением «очага пожара» и ликвидацией «горения» стволом Б. (Цель: воспитать у личного состава дисциплинированность при ведении действий в экстремальных условиях, обучить работе со стволом Б и рукавной линией в условиях задымления)
Задача №4 Разгрузка помещения от имущества: вынос ящиков массой 30-40, 60-80 кг. (Цель: совершенствовать физические и волевые качества, воспитание товарищеской взаимопомощи)
Задача № 5 Разведка с обнаружением и отключением электрорубильника (Цель: формировать умения и навыки
|
| В дымокамере необходимо создать обстановку, соответствующую замыслу задачи. Для тренирующихся обстановка должна быть неизвестной, с элементами опасности, риска, максимальных физических и эмоциональных нагрузок. Продолжительность выполнения задач составляет 15-20 мин. Задачи допускается объединять или усложнять: сменять звенья, оказывать помощь звену, работать одновременно двум звеньям, заменять или наращивать рукавные лини и др.
Пояснения к задачам При выполнении учебной задачи № 3 звено ГДЗС передвигается в дымокамере с рукавной линией под напором. При выполнении учебной задачи № 4 ящики не только выносят, но также и вносят обратно в целях повышения интенсивности тренировки и объемов нагрузки. Работают все одновременно. Ящики массой 60-80 кг. выносят вдвоем, а массой 30-40 кг - один чел. При выполнении учебной задачи № 6 звено ГДЗС устанавливает перемычку на заранее указанный проем. При выполнении учебной задачи № 7 необходимо дымосос включить.
|
работы в СИЗОД в условиях воздействия опасных факторов пожара, выработка слаженности в действиях) Задача № бУстановка брезентовых перемычек (Цель: выработать слаженность действий, обучить умению работать с брезентовой перемычкой в сложных условиях пожара)
Задача №7 Установка дымососа (Цель: воспитать чувство товарищеской взаимопомощи, добиться слаженности в действиях)
|
|
| Отдых 10 мин.
| Заключительная часть
| Разбор занятия
| 5 мин.
| Руководитель занятия проводит детальный анализ занятия, допущенных личным составом ошибок, отмечает положительные моменты при выполнении упражнений и учебных задач.
| Проверка № 2 СИЗОД
| 45 мин.
| Проводится на базе ГДЗС.
| 3. Пособия и оборудование, используемые на занятиях: ________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Задание для самостоятельной работы обучаемых ______________________________________________
________________________________________________________________________________
Методический план составил
__________________________
(должность)
__________________________
(звание)
__________________________
«___» _______________200__г.
| |
_______________________________
(Ф.И.О.)
___________________________________
| Приложение №2
(обязательное)
|