Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты — это акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их. НПА являются основным источником современного права, в том числе российского. Это объясняется целым рядом преимуществ нормативных актов перед другими источниками права. Во-первых, нормативный акт может быть оперативно издан либо изменен в любой своей части, что позволяет оперативно реагировать на социальные потребности, изменения в общественных отношениях. Во-вторых, нормативные акты, как правило, систематизированы в той или иной форме, что позволяет пользователю достаточно быстро найти то или иное правовое предписание. В-третьих, нормативные акты в отличие от правовых обычаев имеют документально-письменную форму, что облегчает их однозначное толкование и применение. К признакам нормативно-правовых актов относятся следующие: 1. имеют государственный характер. Данный признак выражается в том, что НПА выражают волю государства, а также обеспечиваются в случае своего неисполнения государственным принуждением. 2. издаются лишь специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать НПА лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов. В последнее время данный признак считается спорным, так как значительное число НПА издаются сейчас не государственными органами, а органами местного самоуправления. 3. издаются в ходе установленных законодательством процедур, которые называются правотворческими процедурами. 4. имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие нормативного акта, т. е. его распространение на те или иные общественные отношения, действие в пространстве, действие во времени, действие по кругу лиц. 5. имеют нормативный характер, т. е. содержат в себе, вводят в действие, изменяют или отменяют правовые нормы. В то же время не все положения нормативного акта обязательно будут носить нормативный характер, например, не имеет такого характера преамбула. Кроме того, нормативный акт может содержать ненормативные предписания, в частности, поручения конкретным органам и должностным лицам. Нормативные акты следует отличать от актов применения права, например, судебных решений и приговоров. Отличия нормативных и правоприменительных актов сводятся к следующему: 1) Нормативные акты содержат в себе оригинальные нормы права, а правоприменительные — не содержат. 2) Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Круг правотворческих органов гораздо уже, нежели правоприменительных. 3) Различны наименования и структура нормативных актов и актов применения права. 4) Нормативные акты направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретным лицам. 5) Нормативные акты не исчерпываются своим однократным исполнением, как это имеет место в отношении актов применения права, а действуют постоянно до своей официальной отмены. НПА делятся на две большие группы: законы и подзаконные акты. В федеративных государствах также различают акты федерации и акты субъектов федерации.
|