Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, структура и классификация правоприменительных актов
Акты применения права выступают итогом правоприменительной деятельности. В актах применения права действие норм права властно распространяется на конкретные факты, закрепляется решение компетентных государственных органов по конкретному делу. Акты применения права характеризуются следующими признаками: 1. Это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений. 2. Акт применения права содержит властное веление, обязательное для всех, кому оно адресовано, и обеспечиваемое принудительной силой государства. 3. Акт применения права имеет определенную форму, закрепленную в законодательстве. 4. Акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, является индивидуальным правовым актом. Он регулирует не род и не вид общественных отношений, а конкретное, единичное общественное отношение. На основе вышеперечисленных признаков можно сформулировать следующее определение акта применения права: это официальное решение компетентного органа по конкретному делу, содержащее властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Правоприменительный акт включает 4 основные части: Во вводной части фиксируется место и время вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его, предмет разбирательства, состав лиц, участвующих в деле. Описательная часть содержит указания на мотивы к возбуждению дела и на заявленные при этом требования. Мотивировочная часть указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе разбирательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение. Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указания на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. 3. В резу-те прим-я общих правил. Так, в РФ по общему правилу ФКЗ и ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы Президента — по истечении 7 дней после официального опубликования. НПА прекращает свое действие вследствие: 1. Его официальной отмены. 2. Истечения срока, на который был издан акт, если акт носил врем. хар-р. 3. Замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения. Интересной проблемой действия НПА во времени является проблема обратной силы нормативных актов, прежде всего законов. Обратная сила закона — это распространение его действия на обстоятельства, отношения, возникшие до вступления закона в силу. В Российской Федерации по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание. Действие нормативных актов по кругу лиц подчинено общему правилу — НПА действует на всех лиц, находящихся на территории данного государства независимо от их гражданства. Из этого правила имеется ряд исключений: 1. Некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и, находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств и правительств, послы и т.д.). 2. Иностранные граждане не подпадают под действие некоторых нормативных актов (например, о государственной службе, о выборах и т.п.). 3. Лицо, совершившее преступление против государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения.
|