Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4 образование в эпоху раннего Средневековья.

1. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МИРЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

2. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

3. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ, ЦЕХОВЫЕ, ГИЛЬДЕЙСКИЕ, ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИНСТИТУТОВ.

 

*** *** ***

В 476г. нашей эры пала Западная Римская империя, вместе с этим событием закончилась история древнего мира и античности. Следующий этап истории получил название СРЕДНИЕ ВЕКА. Начальная грань периода определена – середина V века. Конечная грань трактуется по-разному. Существует три точки зрения:

1. Советские историки – 1640 – 1660гг.

2. 15 век – падение Восточной Римской империи, окончание Столетней войны /1453/ Великие географические открытия.

3. Конец 18 века – до В.Ф. Бур. рев, - 1789-1794.

Так как в советской и русской историографии господствующей точкой зрения является первая, то воспользуемся ею.

Итак, история средних веков длилась с середины V века до середины XVII века. Сам период делится на три этапа:

1. Конец 5 – середина 11 ранее средневековье.

2. 11-15 века – период высшего развития феодализма.

3. 16-17 века – период разложения феодальных отношений.

Для каждого периода было свойственны свои особые черты развития, но в целом можно выделить основные особенности социально-экономической, политической жизни средних веков.

1. Установление феодального строя. Новых производственных отношений – феодальных. Для них было характерно:

А) Господство крупной земельной собственности; сочетание крупных земельных владений с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей – крестьян, которым феодалы раздавали большую часть своих владений.

Б) Крестьяне в отличии от рабов являлись держателями земли вплоть до наследственного пользования, являлись собственниками орудий труда и рабочего скота.

В) Наличие наряду с экономическим принуждением внеэкономическое – наделение феодалов политической властью. Формы и степень внеэкономического принуждения были самые различные: личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неполноправие крестьян.

Эти характерные черты новых производственных отношений порождали специфические черты социальной структуры, политической, правовой и идеологической надстройкой.

2. К числу их относился и условный характер феодальной земельной собственности и разделения права на землю между несколькими феодалами и возникновением «феод».

4. Иерархия вассально-ленных связей.

5. Эксплуатация крестьян в рамках феодальной вотчины, позднее государство с помощью системы государственных налогов. Феодальная земельная рента – часть прибавочного продукта, зависимых крестьян, присваемая землевладельцем. Она выступает как экономическая форма права феодалов на землю и выплачивается в трех формах: отработочная (барщина), продуктовая (оброк), денежная (деньги) на разных стадиях феодализма господствовала та или иная форма ренты.

6. Основным признаком феодального строя было наличие 2 классов – феодалов и зависимых крестьян.

7. Социально-экономический строй и классовая структура определили характер и функции политической и идеологической надстройки. Государство, право, официальная религия стояла на страже интересов феодалов и были враждебны народу. Государство в разные периоды имело разную форму: крупные, непрочные государственные образования, мелкие пол. образования номинально объединенных под властью слабого короля, сословная монархия, абсолютная монархия.

8. Большую роль в укреплении господства играла римско-католическая и православная церковь. Христианское вероучение в руках церкви превратилось в идеологию господствующего класса. Она оказывала монопольное влияние на духовную жизнь общества, его культуру и образование. Безусловно, христианство сыграло решающую роль в складывании общеевропейской цивилизации, но и подавляла народную культуру, преследовала инакомыслящих.

Таким образом к особенностям феодализма можно причислить наличие крупных земельных владений, особые формы держания земли, и наличие 2 классов и влияние церкви на все стороны развития общества, в том числе на культуру и образование.

Как же протекали демографические процессы в V – XV веках?

Общая структура населения и их динамика определяется как естественно-биологическими и общественными факторами. Демографические процессы прошли через ряд спадов и подъемов: На это влияла знаменитая триада: голод, война, болезни. Люди погибали от болезней, войн, недоедания. Так от бубенной чумы умерло от ¼ до половины населения в 1348-1349 гг. Завоевания норманами Англии, крестовых походов – 1/3, от голода несколько меньше, но а каждые 3-6 ч. лет были в западной Европе голодный год.

Средняя продолжительность жизни женщин – 35, мужчин – 40-45 лет. Треть детей не доживали до 12-15 лет – возраст совершеннолетия. До 50-только 1/4. До 1/2 мужчин не вступало в браки. В середине века сформировалась малая семья, что наложило свой отпечаток на образование.

Решающее значение в жизни средневекового общества играла церковь. В начале 5 века началась христианизация Европы. И к 10 веку большинство европейских народов исповедовало христианство (948 г.). Не смотря на то, что в 1054г. произошло разделение христианства на римско-католическую и православную церкви, своей монополии они не покоряли. Так, церковная организация р-к церкви охватывала практически все население Западной Европы, которое делилось на 400 диоцезов, управляемых епископами и архиепископами, подчиненных папе. Духовенство отличалось от простых людей: они подчинялись своему церковному начальнику, имели право толковать Священное писание, знали латинский язык, на котором велись службы. Вся монополия на культуру и образование была в руках церкви, вплоть до образования университетов и городской культуры. Все места в местной администрации по проблемам культуры и образования занимали священнослужители. Ручная перепись документов, книг, игры, зрелища, праздники – все это было под влиянием церкви.

Поэтому и мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим, т.е. религиозным. Христианство являлось идеологическим стержнем культуры и всей духовной жизни. Теология или религиозная философия стала высшей формой идеологии, предназначенной для элиты, для огромной массы простых людей идеология выступала в виде практической религии. Сплав идеологии и уровней бытового уровня религиозного сознания создавал единый идеолого-психологический комплекс охватывающий все классы и слои общества.

Средневековая философия тяготела к универсализму. Она формируется на базе латинской христианской мысли 2 – 8 веков. Специфика с/в сознания диктовала то, что даже самый радикальный ученый не мог отрицать примамат духа над материей, бога над миром. В 11 веке богослов Петр Дамиани заявил, что разум ничтожен перед верой, философия – служанка богословия. 11 век – время рождения схоластики как широкого интеллектуального движения. Название это произошло от схоле-латинского слова. В прямом смысле означает школьная философия. Схоластика – философия, вырастающая из теологии и неразрывно связанная с ним, но не тождественная. Сущность ее осмысления догм христианства с рационалистических позиций и при помощи логики. Центральное место в схоластики заняла проблема универсалий, т. е. общих понятий – материя, сознание, первичность бог и т.д. В трактовке универсалий появилось 3 течения: РЕАЛИЗМ, НОМЕНАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ.

РЕАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО УНИВЕРСАЛИ СУЩЕСТВУЮТ ВЕЧНО СОЕДИНЯЯСЬ С МАТЕРИЕЙ ОНИ РЕАЛИЗУЮТСЯ В КОНКРЕТНЫХ ВЕЩАХ.

НОМИНАЛИСТЫ СЧИТАЛИ, ЧТО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИЗВЛЕКАЮТСЯ РАЗУМОМ ИЗ ЕДИНИЧНЫХ ВЕЩЕЙ НОМИНАЛИСТЫ ПОЛАГАЛИ, ЧТО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЕСТЬ НЕЧТО СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ВЕЩАХ. ПЬЕР АБЕЛЯР, БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ являлись выдающимися схоластами того времени. Большую популярность имели работы Аристотеля. Церковь не могла сопротивляться его учению, поэтому ассимилировала его благодаря интерпретациям Альберта Великого, Фомы Аквитанского. Постепенно схоластика вырождалась, погружаясь формально – логические рассуждения, игру слов и терминов.

Теология, схоластика имели громадное определяющее влияние на систему образования. Так схоластика привела к заучиванию готовых определений, зачастую изложенных в схоластической ответно-вопросной форме, к отказу от самостоятельного мышления.

Как же развивалась система образования?

Ранее всего сформировались церковные или монастырские школы. Иногда они делились на две: внутренние и внешние: в первых учились мальчики, которых отдавали в монашество, во вторых жители церковного прихода – миряне.

В центр церковного управления постепенно из епископских общежитий куда отдавали детей на обучение развились соборные или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Они также делились на внутренние, где жили учащиеся и внешние, для детей мирян.

При ряде приходских церквей велось более или менее систематическое образование в приходских школах. Обучались только мальчики. Чтению молитв на латыни, церковному пению, реже письму. Зачастую смысл прочитанного дети не понимали.

Монастырские и соборные школы имели особые помещения для обучения, сроки его не устанавливались.

Учителями были люди духовного звания, получившие навыки учебной работы. В приходской школе учились несколько лет. В начальной стадии обучения учитель читал материал на латинском, затем повторяли. Позднее учились писать, записывали на дощечках, стирали, потом вызывались к доске для повторения.

Процесс обучения был труден, так как читать учили буквослагательным методом. Материалом для чтения служили религиозные книги, которые зачастую были написаны разными почерками.

Применялись жестокие телесные наказания. Они одобрялись церковью, так как плоть грешна, телесные наказания изгоняют дьявольские начала.

До 11 века в школы принимались только дети священников. После того, как брак для духовенства был запрещен, в школы стали принимать детей горожан и крестьян, иногда даже тех, кто не собирался становиться священником.

ОСНОВНАЯ МАССА НАРОДА НЕ ПОЛУЧАЛА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ: ДЕТИ ВОСПИТЫВАЛИСЬ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА. В СЕМЬЯХ И МАСТЕРСКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ СЛОЖИЛАСЬ СИСТЕМА РЕМЕСЛЕННОГО УЧЕНИЧЕСТВА. Вам это может быть знакомо по рассказам Чехова «Ванька». Система обучения была проста. Либо в своей семье либо в чужую отдавался ребенок /7-9 лет/. Он принимался в ученики. Каждый ученик вносил плату за обучение. Ремесленник отвечал за своего ученика. На первых порах ученик выполнял разную работу по дому, иногда помогал делать простейшие операции. Позднее ему поручались более сложные дела. Достигнув определенного возраста, ученики переходили в разряд подмастерьев. Проработав 2-5 лет Подмастерье сдавал специальный экзамен, вносил определенную плату цеху и становился сам мастером или наследовал дело отца. Так как цеха имели определенные корпоративные интересы, они постепенно усложняли процесс вступления в мастера, поэтому многие подмастерья оставались на своем положении всю жизнь.

Курс обучения в монастырях и соборных школах стал расширяться в него были включены семь свободных искусств: трехпутье (грамматика, ритерика, диалектика), четырехпутье (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Преподавалось богословие – венец всех наук.

Особенно изучалась грамматика, которая сводилась к заучиванию грамматических форм латыни, к разбору духовных книг, к заучиванию отдельных оборотов религиозного значения.

Риторика сводилась к изучению сборников церковных законов к составлению деловых бумаг. Диалектика к спорам на религиозные темы. На арифметике учились Трем действиям и овладевали мистическим значением цифр. Астрономия – расчеты для установления дат церковных праздников, предсказания по звездам. Обучение музыки с церковным богослужением.

ВОСПИТАНИЕ СВЕТСКИХ ФЕОДАЛОВ. По другому воспитывались сыновья рыцарей у которых вырабатывались военно-физические учения, крепостническую мораль, благочестие, умение себя вести в высшем обществе.

Содержание рыцарского воспитания – 7 рыцарских добродетелей: ЕЗДА ВЕРХОМ, ПЛАВАНИЕ, ОХОТА, ИГРА В ШАХМАТЫ, УМЕНИЕ СЛОГАТЬ И ПЕТЬ СТИХИ, ВЛАДЕНИЕ КОПЬЕМ, МЕЧОМ, ЩИТОМ, ФЕХТОВАНИЕ. Чтение и письмо было не обязательным. Только в позднее средневековье некоторые молодые люди умели писать и читать. Религиозные истины обычно сообщались детям рыцарей духовным отцом, обычно им был капелан замка.

До 7 лет сыновья феодалов оставались дома. С 7 лет они направлялись к вышестоящему феодалу – сюзерену, где выполняли обязанности пажа при его жене. С 14 лет детям вручали меч и ребенок становился оруженосцем при рыцаре. До 21 года юноша служил оруженосцем, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. В 21 год он посвящался в рыцари в торжественной обстановке. Младшие сыновья рыцарей оставались дома, упражняясь в рыцарских добродетелях, обучаясь у капелана, некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятиям высших церковных должностей.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые из них знали прозу и поэзию латинских авторов, так как в средние века господствовало натуральное хозяйство, то все, что не обходимо для жизни производилось дома, в замке. Поэтому девочки сразу с детства познавали основы ведения хозяйства, так как им в будущем приходилось руководить замком своего супруга. Они учились всему: печь хлеб, готовить, стирать, мыть, варить мыло, ткать, шить, изготавливать свечи, знать технологию приготовления кожи и т.д. – всему этому их учили либо матери, либо специальные дамы.

К 12 ВЕКУ ФЕОДАЛИЗМ КАК СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГОСПОДСТВОВАЛ ВО ВСЕХ СТРАНАХ. С развитием производства и установлением связей внутри Европы возникает потребность в более фундаментальном образовании. И с 11 века начинается устойчивый подъем средневековых школ.

Развитие ремесла и торговли способствовало росту городов и их борьбе с сеньорами. Большинство королей становилось на сторону горожан именно они стали опорой для становления централизованного государства. Поэтому городам давалась возможность развивать и собственную систему образования, так как приходские школы не могли обучить нормального ремесленника или торговца. Поэтому появляются первые не церковные школы: цеховые, гильдейские. Цеховые организовывали цеха – объединяя ремесленников по специальности. Гильдейские купцы – по союзам купцов – гильдиям. Обучение в этих школах различалось от школ церковных постепенно эти школы превратились в городские содержавшиеся городским самоуправлением магистратами.

Постепенно развивалось и церковное обучение. В 12-13 веках стали появляться множество ересей, необходимо было подкрепить религию философии, не верить слепо, а понять, во что верят. Постепенно кафедральные или соборные школы в крупных городских центрах превращались во всеобщие школы, а затем в университеты (совокупность, общность). В 13 веке возникли университеты в Болонье, Париже, Оксфорде. К 15 веку было уже 60 университетов.

Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией, которые даровались специальными документами государя или папы. Внешняя независимость университета сочеталась с внутренней строгой дисциплиной. Университет делился на 4 факультета. Младший был артистический, который обязателен для всех, там изучались 7 свободных искусств. Затем шли юридический, медицинский, богословский. Последний был во всех университетов. Студенты стремились обучиться в Испании так как там преподавались философия, математика, медицина, химия, астрономия лучше и глубже. Так как на Пиренеях оставалось влияние арабов.

В 14-15 веках получают развитие коллегии (колледжи). Первоначально так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии превращаются в центры занятий, лекций, диспутов. Основанная в 1257 духовником французского короля Робертом де Сорбон коллегия, названная Сорбонной постепенно разрослась и так укрепила свой авторитет, что парижский университет стали называть Сорбонной.

В УНИВЕРСИТЕТЕ УСКОРИЛИ ПРОЦЕСС СКЛАДЫВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ СВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛЕГЕНЦИИ. Они были настоящими питомниками знаний, играли важнейшую роль в культурном развитии общества. Но постепенно происходит аристократизация университетов и студенты, магистры, профессора – выходцы из привилегированного общества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иезуитская система воспитания в период контрреформации. | Полевщиков М.М.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал