Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление в сфере экологии: понятие, виды, функции






Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнение (т. е. реализацию) требований экологического законодательства.

Управление имеет свою систему и осуществляется различными органами. Выделяют виды управления: общественное (общественными объединениями и гражданами); производственное (функциональными службами предприятия, руководителями производственных предприятий чаще главный инженер, специально создаваемыми службами, как правило, службы по охране природы и регулируется локальными актами); муниципальное (органами местного самоуправления); отраслевое (ведомственное) – (министерствами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности); государственное.

Наибольшая ответственность за исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть к государственному принуждению.

Государственное управление имеет свою систему и осуществляется различными органами и их деление различно. Наиболее часто встречаемая классификация:

- органы общей компетенции (Президент РФ и его администрация, Правительство РФ самостоятельно и через созданные им структуры; правительства (администрации) субъектов РФ);

- о рганы специальной компетенции определяется Правительством РФ к таковым - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет); - Мин. природных ресурсов России и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра); - Минсельхоз России и подведомственные ему Федеральная служба по ветеринарному фитосанитарному надзору (Россельхоз надзор), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), Федеральное агентство по сельскому хозяйству (Россельхоз); - Федеральное агентство по геодезии и картографии (Роскартография); - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость); - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) – ФСБ России.

- иные органы, на которые возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таковым: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, находится в системе Минздрав. и соц. развития России); - МЧС России; - МВД России; - Ростехрегулирование (находится в системе Минпромэнерго России).

Функции управления, это постоянные основные направления деятельности органов по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К таким функциям относятся:

- нормотворческая деятельность;

- экологический мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды;

- экологическая экспертиза – узаконенная превентивная мера способная не допустить строительство объектов в ущерб экологической безопасности. Основной ее принцип презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; независимость экспертов и др. (ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизы»);

- экологическое нормирование качественного состояния окружающей среды. Это система правовых норм, устанавливающих пределы возможного воздействия на окружающую природную среду, при которых обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности. К таковым, установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК), нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ), нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных вредных воздействий (ПДУ);

- экологический контроль;

- экологическое планирование (прогнозирование);

- экологическая стандартизация;

- экологическое лицензирование;

- экологическая сертификация;

- экологический аудит;

- платежи за природопользование и за загрязнение окружающей среды;

- финансирование охраны окружающей среды и др.

- экологическое страхование;

- меры экономического стимулирования (льготы).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал