Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования.
Специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при выполнении которых амплитуда движения доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Такие упражнения принято называть - упражнения на растягивание (Холодов, 2001). Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела. Основными ограничителями размаха движений являются мышцы – антагонисты, чем лучше способность мышц - антагонистов растягиваться в движениях с большей амплитудой, тем больше подвижность в суставах. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать их упругими и эластичными – задача упражнений на растягивание. Виды растягивающих упражнений различают в зависимости от использующихся растягивающихся сил. При применении внешних сил упражнения на растягивание называют пассивными. Пассивные упражнения на гибкость включают: Ø Движения, выполняемые с партнёром; Ø Движения, выполняемые с отягощение (резиновый эспандер); Ø Пассивные движения с использованием собственной силы; Ø Движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес собственного тела (станок, шведская стенка, лавочка и т.д.). Они служат эффективным средством увеличения и сохранения запаса гибкости и способствуют увеличению амплитуды активных движений. (Матвеев, 1991) Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинного) или статического (удержания позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы. При использовании в качестве растягивающей силы напряжение мышцы, упражнения носят название активных. Активная гибкость развивается в 1.5-2 раза медленней пассивной. В общей совокупности упражнений, направленных на развитие гибкости преобладают активные упражнения, так как в реальных условиях жизнедеятельности гибкость, главным образом, проявляется в активных формах. Активные упражнения в растягивании используют преимущественно в динамическом режиме, но при необходимости усиления воздействия включают выраженные статические моменты с фиксацией звеньев тела в положениях, соответствующим крайним точкам амплитудам движений. Например – пружинистые наклоны с фиксацией и притягиванием туловища руками к выпрямленным ногам. (Матвеев) К активным движениям с полной амплитудой относятся: Ø Махи ногами и руками; Ø Наклоны и вращательные движения туловищем. Кроме выше перечисленных в физической практике упражнений встречается немало движений, эффект которых обеспечивается, как внутренними, так и внешними силами, такие упражнения называются смешанными или активно-пассивными. Примером таких упражнений является пружинистые движения в шпагате. По некоторым экспериментальным данным (Е.П. Васильев) в период интенсивных воздействий на развитие гибкости целесообразны следующие пропорции различных растягивающих упражнений: ü 40-45 % -активные-динамические; ü 20%- статические; ü 35-40 – пассивные. В занятиях с детьми младшего школьного возраста доля статических упражнений должна быть меньше, динамических – больше. Ближайший эффект от растягивающих упражнений зависит от соблюдения методических правил (Ю.В. Менхин.) o Предварительное функциональное разогревание, применение упражнений, вызывающих достаточную теплопродукцию; o Серийность (многократное повторение) и постепенное усиление растягивающих импульсов (до лёгких болевых ощущений); o Комплексность в подборе средств и рациональное расположение в структуре занятия (как правило, в первой половине основной части). Воздействуя на гибкость в процессе физического воспитания и обеспечение её поступательного развития и долгого сохранения, различают следующие режимы направленного воздействия на гибкость: 1. Развивающий режим – это массированное применение растягивающих упражнений в системе различных методов и форм организации. 2. Поддерживающий режим – умеренное выполнение упражнений на растягивание, с целью предотвращения реадаптационного ухудшения гибкости. В процессе специального развития гибкости используются следующие методы: § Метод повторного упражнения; § Метод статического растягивания; § Метод совмещения с силовыми упражнениями; § Игровой и соревновательные методы. Основным методом развития гибкости является повторный метод, когда упражнения на растягивание применяются многократно сериями. Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц - растягиваться, при многочисленных повторениях. Начинают движения с небольшой амплитуды, и постепенно увеличивают до максимума. Пределом оптимального числа повторений является уменьшение размаха движений или возникновение болевых ощущений. (О.К. Грачёв, 2005) В зависимости от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся, количество повторений в серии дифференцируется. Также в практике физического воспитания необходимо применять методы статического растягивания. При использовании данного метода, предварительно расслабившись, занимающиеся выполняют упражнения и удерживают конечное положение от 5 секунд до нескольких минут. (В.И.Лях, 1999) Метод совмещения с силовыми упражнениями. В данном случае если на какую-то мышцу делать много силовых упражнений, то эта мышца после продолжительной силовой работы укорачивается на 30 % и более. Создаётся – эффект «сократительной задолженности». Далее, если он закрепляется, от тренировки к тренировке, то силовые возможности этой мышцы снижаются, и она остаётся укороченной и в состоянии покоя. Поэтому в идеале приветствуется одновременное развитие и силы, и гибкости.(О.К.Грачёв.2005) В качестве методов совершенствования гибкости, особенно в работе с младшими школьниками используется игровой и соревновательный методы. Они позволяют повысить интерес к выполнению упражнений на растягивание и улучшить эмоциональный фон занятия. (А.П.Матвеев) В младшем школьном возрасте особая осторожность необходима при выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата у детей 7-11 лет ещё очень нежны и легко травмируются. Из всех сочленений опорно-двигательного аппарата наиболее легко в этот период переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Поэтому вначале надо развивать подвижность именно этих суставов. Объём и интенсивность упражнений на гибкость должна повышаться постепенно. (А.М.Шлемин, стр.169) По мнению (А.П. Матвеева), у детей младшего школьного возраста наиболее эффективно комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют 40% времени, отводимого на уроке, а на выполнение статических упражнений – 20%. Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая нужна для овладения техникой изучаемого двигательного действия и этот уровень развития гибкости обозначается как запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости следует поддерживать повторным воспроизведением упражнений необходимой амплитуды движений. Поэтому на уроках с младшими школьниками в детском хореографическом коллективе упражнения на развитие гибкости надо включать постоянно и в большом объёме. В отличие от других физических качеств гибкость начинает регрессировать очень рано. Причина её кроется в постепенном окостенении хрящевых тканей у воспитанников, в упрочении их связочного аппарата и в уменьшении эластичности их связок. Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому учёные считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят «Пока позвоночник гибок, тело молодо». Установлено, что естественный подвижный регресс во всех суставах наступает в 10-11 лет. Этому естественному регрессу гибкости можно противодействовать усиленным развитием той же гибкости, но начатой в более раннем возрасте. Специальными исследованиями показано, что у детей младшего школьного возраста гибкость поддаётся направленному улучшению значительно лучше, чем у подростков 13-14 лет. Принято считать, что данный возраст, младший школьный возраст, является наиболее благоприятным для направленного роста амплитуды движений во всех главных суставах. Для развития подвижности в разных отделах опорно-двигательного аппарата используют различные формы воздействия на эти отделы: § Для лучезапястного сустава – сгибание, разгибание, вращение; § Для плечевого сустава – вращение, маховые движения в различных направлениях и плоскостях, вис на гимнастической стенке, приседание в висе стоя сзади, размахивание в висе, наклоны вперёд с хватом за рейку гимнастической стенки, пружинистое отведение рук, «мост», выкрут с гимнастической палкой; § Для мышц туловища – прогибание, наклоны назад, наклоны вперёд, волнообразные движения туловищем, наклоны в стороны, повороты и вращения туловища; § Для тазобедренного сустава – глубокие приседы на полной ступне в положении ноги врозь, глубокие приседы в положении широкого выпада вперёд и в сторону, наклоны вперёд в положении седа, стоя у опоры – махи ногами вперёд, в сторону, назад, шпагат поперечный, продольный. Задачу развития гибкости у воспитанников младшего школьного возраста важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует знакомить учеников с названием частей тела, с движениями, которые они совершают. Воспитанники должны узнать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движения, повороты и вращения. Названные движения должны быть освоенными. (Лях, стр.10)
В работе использованы следующие методы исследования: 1. Анализ литературных данных. 2. Педагогический эксперимент. 3. Тестирование. 4. Математическая обработка данных. Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология. Был проанализирован 51 источник. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. В эксперименте были использованы следующие тесты: 1. Оценка гибкости производилась по общепринятой методике – измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак " +") было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный - расстояние выше изолинии (знак " -") (таблица 1). Измерения были проведены в начале учебного года и в конце учебного полугодия как в контрольной. 2. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе в положении " продольный шпагат" с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения углов использовался циркуль, который накладывался в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир. Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики.
Таблица 1. Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
|