Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эффективность норм права
Проблема эффективности норм права является весьма актуальной в связи с серьезными изменениями законодательства, ростом регионального правотворчества, низким качеством принимаемых нормативных актов. На первых порах, когда правовая наука только еще начинала обсуждение проблемы эффективности права, данное понятие обычно полностью или частично отождествлялось с оптимальностью, правильностью, обоснованностью самих норм права. Такую позицию занимали, например, Д.А. Керимов и М.П. Лебедев. Но и позднее, когда понятие «эффективность правовых норм» стало неуклонно связываться с результативностью их действия, многие советские правоведы продолжали формулировать рассматриваемое понятие через потенциальную способность правового решения оказывать влияние на общественные отношения в определенном направлении (А.С. Пашков, Д.М. Чечот), содействовать достижению желаемой цели (М.Д. Шаргородский), обеспечивать достижение социально полезной и объективно обоснованной цели (В.А. Козлов), обеспечивать нормальный ход правосудия (Д.М. Чечот) и т.д. Эффективность есть лишь «внутреннее свойство самих правовых норм, — пишет Ф.Н. Фаткуллин, — их «способность» оказывать благоприятное воздействие на объект в заданном направлении (Эффективность правовых норм/Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. М., 1980. С.20—25). Авторы монографии «Эффективность правовых норм» указывают, что следует различать два уровня эффективности: а) юридическую эффективность правовой нормы, характеризуемую соответствием поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме; б) социальную эффективность правовой нормы, эталоном оценки которой является, как правило, не само правомерное поведение ее адресатов, а более отдаленная социальная цель, находящаяся вне непосредственной сферы правового регулирования (Там же. С. 49). Представляется, что данную классификацию видов эффективности можно было бы расширить, включив в нее также экономическую, политическую эффективность, процедурную и т.д. Некоторые авторы понятие эффективности правовых норм связывают лишь с максимальным вариантом достижения поставленных целей. «Эффективность правового воздействия, — пишет, например, М.П. Лебедев, — следует понимать как получение наибольшего результата в достижении цели». Норма права социально эффективна, отмечают А.С. Пашков и Л.С. Явич, если «она предусматривает оптимальный вариант поведения, требуемого для достижения научно обоснованной цели». Только с максимальным вариантом достижения поставленных целей связывают понятие эффективности правовых норм и те авторы, которые определяют его как соответствие фактически достигнутого поставленной цели (В.И. Каминская), как адекватности между идеально намеченными и реально достигнутыми результатами. Эффективными следует признать все те нормы, которые в любой, пускай даже в самой незначительной, степени обеспечивают приближение хотя бы к одной (даже второстепенной) социальной цели. Действие правовых норм может иметь и «отрицательную эффективность», быть антиэффективным, т. е. таким, которое лишь отдаляет нас от достижения поставленной цели (Там же. С.52—54). По мнению ряда ученых, понятие эффективности включает н», только решение поставленных задач, но и выполнение их с минимальными затратами материальных средств, человеческой энергии и времени. С точки зрения социально-политической основным условием эффективности действия правовой нормы следует считать ее соответствие классовой и социальной структуре общества, системе общественных отношений, идеологии и культуре данной общественно-экономической формации. Может быть выделен более узкий — организационный — аспект эффективности права. Организационные условия его эффективности выявляются в процессе функционирования системы правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов государства. От совершенства деятельности этой системы зависит качество принимаемых законов и других юридических актов, а также уровень практики их применения, в том числе степень соблюдения гарантий субъективных прав и законных интересов граждан, закрепленных в правовых нормах. На эффективность нормы влияет также и то, что можно было бы именовать особенностями политической и правовой культуры различных слоев и групп населения, состоянием их правового сознания (Эффективность правовых норм. С.76—79).
|