Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах, их организации и деятельности.Стр 1 из 13Следующая ⇒
ОБОСОБленное структурное тподразделение Крымский экономико-правовой колледж МеждународнОГО гуманитарнОГО университетА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.16. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ Симферополь 2014 г. Тема 1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные и судебные органы». Правовые основы организации и деятельности правоохранительных органов. План проведения лекционного занятия: Предмет и система дисциплины, этапы становления, взаимосвязь с другими юридическими дисциплинами. Основные понятия дисциплины. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности и правоохранительных органов. Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах, их организации и деятельности. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д. Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную. В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия. В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и организаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они также являются предметом изучения данного курса. Курс «Правоохранительные органы» занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деятельности правоохранительных органов, их полномочиях и взаимоотношениях. Подробно деятельность органов предварительного расследования, прокурора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, наказанием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”. В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие деятельность суда по рассмотрению гражданских дел. В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции. Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы деятельности прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими правоохранительными органами. В курсе “Административное право” изучается деятельность органов государственного управления, к которым относятся и многие правоохранительные органы. Такие направления деятельности органов внутренних дел, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, заключаются в применении, в основном, норм административного права. Курс “Правоохранительные органы” имеет взаимосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как теория государства и права, конституционное право. Теория государства и права определяет многие понятия, применяемые в правоохранительной деятельности, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подходы к изучению функций государства, сущности права. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль правоохранительных органов, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления. Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом. Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей деятельности широко применяют нормы этих отраслей права. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность деятельности этих органов. Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме. Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. Государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Таким образом, можно сформулировать следующее определение: правоохранительные органы - это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона и имеющегося у них правового статуса должны осуществлять в определенном объеме правоохранительную деятельность.[1] Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным (однако в некоторых правовых актах оно используется. Напр., в " Положении о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью", утвержденном Указом Президента, речь идет о координации деятельности ОВД, органов ФСБ, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.)[2]. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным: 1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа. 2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность. 3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения. 4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность. Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции, таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы. По мнению Печникова Н.П.: «Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения. К тому же в ст. 1 Закона РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа. Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.»[3] По вопросу касающемуся адвокатуры, существует и противоположное мнение: «Применительно к адвокатуре, которая призвана выполнять важную государственную функцию - обеспечивать реализацию права на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной государством (ст. 48 Конституции РФ), можно говорить о санкционированной государством правоохранительной деятельности. Оказание квалифицированной юридической помощи и юридических услуг по защите и обеспечению прав граждан и юридических лиц на основе закона и в установленном процессуальном порядке, в определенных случаях, позволяет отнести адвокатуру к «правоохранительной организации», которой государство делегировало право и обязанность организовать и обеспечить выполнение этой функции».[4] Спорным в литературе является вопрос об отнесении нотариата, частных детективных и охранных служб к правоохранительным органам. По мнению таких авторов как: О.П. Андреева, О.В. Воронина, С.Л. Лонь, Д.А. Мсзинова, А.А. Плашевской, М К. Свиридова, И.Г. Стойко, Ю.В.. Шидловская, Т.В. Трубниковой, П.С. Тюрина, И.В. Чадновой, Ю.К. Якимовича, В.В. Ясельской – «нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохранительная деятельность нотариата начинается там, где происходит изменение прав и обязанностей лиц, возникает необходимость восстановления и подтверждения имевшихся прав, осуществляется реализация волеизъявления отсутствующих или умерших лиц. То есть тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к нотариусам для подтверждения или восстановления своих прав. В этом случае юридическая деятельность нотариата приобретает характер правоохранительной и является государственной или санкционированной государством, в зависимости от вида нотариусов, ее осуществляющих. Правообразующее, правовосстанавливающее и правопередающее значение отдельных нотариальных действий является важным элементом правоохранительной деятельности нотариусов по защите прав граждан и юридических лиц. Поэтому вполне обосновано включение нотариата в систему правоохранительных органов. Что касается деятельности частных нотариусов, необходимо отметить, что наделяет их полномочиями государство через Министерство юстиции РФ. Их деятельность является государственно-значимой и влечет юридические последствия, как и действия государственных нотариусов. Поэтому отнесение частных нотариусов и их контор к правоохранительным органам строится на тех же условиях, что и государственных нотариальных контор и нотариусов»[5]. Что же касается детективных и охранных служб, здесь практически у всех авторов изучающих данный вопрос, сложилось единое мнение данные организации не могут принимать государственно важные решения, так же не могут применять меры принуждения и в соответствии с данными фактами не могут соответствовать понятию «Правоохранительные органы». К тому же в ст. 1 Закона РФ " О частной детективной и охранной деятельности в РФ" прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительных органов. Правоохранительная деятельность - это предусмотренная действующим законодательством государственная или санкционированная государством деятельность, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то субъектами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер государственного принуждения и направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей[6]. Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор, оказание квалифицированной юридической помощи и юридических услуг по защите и обеспечению прав. Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой службы. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства. Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия. История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Произошло выделение следственного аппарата из прокуратуры в отдельный правоохранительный орган – следственный комитет Российской Федерации, основным направлением деятельности (функция) которого является предварительное следствие по уголовным делам. В рамках изучения курса «Правоохранительные органы» довольно сложно определить точно объем изучаемого нормативного материала, это связано прежде всего с постоянными изменениями и дополнениями действующего законодательства. Однако одной из основных задач, является задача научить ориентироваться среди имеющихся в Российской Федерации нормативных актов, выработать навык нахождения, изучения и усвоения положений действующих нормативных актов. Законодательные и иные правовые акты(изучаемые в данном курсе) - это действующие нормативные акты высших законодательных, исполнительных и судебных органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие порядок создания, организации, построения и деятельности правоохранительных органов. Предметный признак, характеризующий нормативные акты, изучаемые в этом учебном курсе, - это закрепление в нем положений, определяющих построение правоохранительных органов и организацию их деятельности. Это относится и к каждому правоохранительному органу в отдельности. По относимости регулируемых вопросов к ведению Российской Федерации или субъектов Российской Федерации нормативные акты можно подразделить на федеральные нормативные акты (акты федеральных органов власти) и нормативные акты органов субъектов Российской Федерации. В зависимости от принимающего нормативный акт субъекта можно выделить: акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти и акты органов судебной власти. По кругу регулируемых вопросов нормативные акты могут быть универсальные, регулирующие организацию и деятельность отдельного правоохранительного органа или определяющие отдельные вопросы организации и деятельности конкретного правоохранительного органа. В зависимости от юридической силы нормативного акта они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные нормативные акты. Нормативные акты об организации и деятельности правоохранительных органов в России могут быть классифицированы в зависимости от видов правоохранительных органов и направлений их деятельности. По этому основанию их можно подразделить на следующие группы: общего действия; об организации и деятельности судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре.[7] Выделяются: 1) нормативные акты органов законодательной власти; 2) нормативные акты органов исполнительной власти; 3) нормативные акты органов судебной власти.
1) Нормативные акты органов законодательной власти принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. На территории Российской Федерации продолжают действовать нормативные акты и тех законодательных органов, которые существовали в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России. К числу нормативных актов органов законодательной власти относятся действующие в настоящее время на территории Российской Федерации: Конституция РФ; федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации; Основы законодательства РФ; кодексы РФ; законы РСФСР; иные нормативные акты существовавших ранее высших законодательных органов власти, не отмененные или частично действующие на территории РФ; конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ; законы субъектов РФ. Конституция РФ является определяющей основой нормативных актов законодательных органов, исходной базой принципов построения и деятельности правоохранительных органов, поэтому изучение конституционных положений практически всех ее глав необходимо для понимания построения и назначения правоохранительных органов в Российской Федерации. Законы Российской Федерации составляют ключевой материал в изучении правоохранительных органов России, особенно судебной системы РФ. Конституция РФ предусмотрела принятие федеральных конституционных законов по вопросам организации судебной власти и построения судебной системы. Основные определяющие положения о судоустройстве и судебной системе в России закрепляются в Федеральном конституционном законе РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 06.12.2011) " О судебной системе РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 09.02.2011) " О Конституционном Суде РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 06.12.2011) " Об арбитражных судах в РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 07.02.2011) " О военных судах Российской Федерации". Не менее важные вопросы правоохранительных органов решаются в федеральных законах РФ, таких, как: -Федеральный закон РФ от 17.12.98г. № 188-ФЗ (в ред. на 18.07.2011) " О мировых судьях в РФ"; -Федеральный закон РФ от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ (в ред. на 18.07.2011) " О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"; -Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (в ред. на 06.12.2011) " О судебных приставах"; -Федеральный закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 " О Прокуратуре РФ" (в ред. на 21.11.2011), с изм. и доп. от 01.01.2012 Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 г. № 13-П, от 18.07.2003 г. № 13-П); -Федеральный закон РФ от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (в ред. на 08.12.2011) " О Федеральной службе безопасности". -Федеральный закон РФ от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) " О полиции" Для работы с нормативными актами важно знать, где их найти. Акты органов законодательной власти подлежат официальному опубликованию в специальных изданиях в газетном или журнальном варианте. " Российская газета" и " Парламентская газета" являются официальными газетными изданиями, где публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РФ, а также другие нормативные акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Официальным журнальным изданием актов законодательных органов служит " Собрание законодательства Российской Федерации". Периодические или систематизированные подборки нормативных актов могут содержаться в " Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации" или " Сборнике федеральных конституционных законов и федеральных законов". Нормативные акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации публикуются в установленных республиканских или региональных (городских) газетах. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) содержат ряд положений, которые необходимы для изучения в учебном курсе " Правоохранительные органы". 2) Нормативные акты органов исполнительной власти носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции и законам РФ. Положения ст.ст. 90 и 115 Конституции РФ закрепляют это правило. К числу нормативных актов органов исполнительной власти можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) совместные акты министерств и ведомств; 4) ведомственные нормативные акты. Необходимо иметь в виду, что могут продолжать действовать и некоторые нормативные акты Совета Министров РСФСР, в части, не противоречащей нормативным актам РФ. Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов[8]. Правительство РФ, осуществляя руководство подчиненными органами исполнительной власти, принимает соответствующие постановления, которыми утверждаются положения об отдельных министерствах или решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов, изучаемых в учебном курсе " Правоохранительные органы". Отдельную группу нормативных актов органов исполнительной власти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются руководителями министерств, служб, Генеральным прокурором РФ. Эти акты могут приниматься в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений и так далее. Однако эти акты в основном направлены на решение внутриведомственных вопросов. Если же они касаются прав и интересов граждан, то для них установлен особый порядок введения в действие. Они приобретают силу только после регистрации их в Министерстве юстиции РФ и открытого опубликования.[9] Официальным изданием нормативных актов органов исполнительной власти является журнал " Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Эти нормативные акты публикуются также в журнале " Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств" или ведомственных журналах, например: " Российская законность" - Генеральной прокуратуры РФ, " Российская юстиция" - Министерства юстиции РФ и Верховного Суда РФ и других. Официальные издания органов исполнительной власти меняли свои названия, некоторые в настоящее время не существуют, например " Собрание актов Президента и Правительства РФ", газета " Российские вести" и другие. Особую группу в системе нормативной базы курса составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные РФ, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Эти конституционные положения заставляют отслеживать заключаемые Россией международные договоры, для публикации которых в настоящее время имеется «Бюллетень международных договоров». Так же дополнительным источником текстов нормативных актов являются коммерческие программы такие как: «Консультант плюс», «Гарант», «ЮСИС», «Кодекс». Так же с текстами официальных нормативных актов можно ознакомится на официальных сайтах правовых информационных систем: https://www.consultant.ru/ https://www.garant.ru/ https://www.kodeks.ru/ А так же на официальных сайтах государственных органов, министерств и ведомств: https://www.mvd.ru/ https://www.fsb.ru/ https://www.vsrf.ru/ https://www.duma.gov.ru/
Перечень вопросов для подготовки к семинарскому занятию:
1. Назовите основные черты правоохранительной деятельности. 2. Какие государственные органы являются правоохранительными? 3. Назовите признаки, позволяющие отнести государственные органы к правоохранительным. 4. Какие функции осуществляет правоохранительный орган? 5. Что является предметом курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”? 6. Чем можно объяснить, что нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы входят в предмет изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”? (дискуссионный вопрос. Предполагает коллективное обсуждение) 7. С какими другими юридическими дисциплинами имеет наибольшую взаимосвязь курс “Правоохранительные органы Российской Федерации”? Какие законы составляют нормативную базу курса “Правоохранительные органы РФ”? Какие разделы Конституции РФ относятся к правовой основе деятельности правоохранительных органов? В чем состоит роль Указов Президента РФ в качестве элемента нормативной базы данного курса? Список литературы необходимой для подготовки к семинарскому занятию: Нормативная база: Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 06.12.2011) " О судебной системе РФ"; Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 09.02.2011) " О Конституционном Суде РФ"; Федеральный конституционный закон РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 06.12.2011) " Об арбитражных судах в РФ"; Федеральный конституционный закон РФ от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 07.02.2011) " О военных судах Российской Федерации" Федеральный закон РФ от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) " О полиции" Федеральный закон РФ от 17.12.98г. № 188-ФЗ (в ред. на 18.07.2011) " О мировых судьях в РФ"; Федеральный закон РФ от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ (в ред. на 18.07.2011) " О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"; Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (в ред. на 06.12.2011) " О судебных приставах"; Федеральный закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 " О Прокуратуре РФ" (в ред. на 21.11.2011), с изм. и доп. от 01.01.2012 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 г. № 13-П, от 18.07.2003 г. № 13-П); Федеральный закон РФ от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (в ред. на 08.12.2011) " О Федеральной службе безопасности". Основная литература: Правоохранительные органы: учебник / ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьян, А.П. Кизлык.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 447 с. Гриф МВД Правоохранительные органы: учебное пособие - 4-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С.Л. Лонь. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. ISBN 978-5-89503-426-2 Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебное пособие/ Тамбов 2007г. ISBN 978-5-8265-0623-3 Дополнительная литература: Адаменко, И. Е. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Ч. 1: курс лекций / И. Е. Адаменко. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - 230 с.
|