Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие следователя и дознавателя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперуполномоченный (оперативный уполномоченный) — должностное лицо органа дознания, уполномоченное на производство оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно- розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: Органов внутренних дел Российской Федерации. Органов федеральной службы безопасности. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Таможенных органов Российской Федерации. Службы внешней разведки Российской Федерации. Федеральной службы исполнения наказаний. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов осуществляющих ОРД. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Оперативно-розыскные мероприятия: При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1. Опрос. 2. Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1. Наличие возбужденного уголовного дела. 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. 3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. 4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную. 5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений: 1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. 2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. 3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. 4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. 5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ " О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений: 1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение: 1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений; 2) государственных должностей субъектов Российской Федерации; 3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе; 4) должностей федеральной государственной службы; 5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; 6) должностей муниципальной службы; 7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; 8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. 2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими указанные в п.1 должности. 3. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом. При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Дознание как составная часть уголовного судопроизводства является формой предварительного расследования и осуществляется на основе общих принципов и в целях решения задач ему присущих. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к органами дознания относятся: органы внутренних дел РФ и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Государственной противопожарной службы; органы федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений. Кроме того возбуждение дознания и проведения неотложных следственных действий возлагается также на: капитанов судов, находящихся в дальнем плавании – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на этих судах; руководителей геологических партий и зимовок – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; глав дипломатических и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств и учреждений. Окончательное решение о направлении дальнейшего расследования в упомянутых случаях принимается прокурором, в распоряжении которого незамедлительно направляются соответствующие материалы. Дознаватель — согласно уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, уполномоченное на проведение предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно. Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение. В связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности полиции в районных, городских отделах внутренних дел, в линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели – сотрудники, которым на постоянной основе поручается ведение дознания. В вышестоящих органах внутренних дел создаются отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных оперативных сотрудников, которым и поручается ведение дознания по конкретным делам. В таком же порядке, с учетом объема работы, организовано дознание и в других органах, где законом предусматривается ведение дознания. Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания возбуждает при наличии к тому оснований с согласия прокурора уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания обязан передать дело следователю. В случае, если расследование данного преступления подследственно другому правоохранительному органу, а не тому, где проводилось дознание, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. После передачи дела следователю орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах. Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия. Дознание производится в течении 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Дознание заканчивается составлением обвинительного акта или постановлением о прекращении дела. Обвинительный акт со всеми материалами представляется прокурору для утверждения. В случае вынесения постановления о прекращении дела, постановление в суточный срок направляется прокурору. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ дознание осуществляется по значительному числу уголовных дел. В том числе: дознаватели органов внутренних дел ведут дознание о преступлениях против здоровья граждан; чести и достоинства личности; семьи и несовершеннолетних; нарушениях общественного порядка; безопасности движения и эксплуатации транспорта; против собственности и по ряду других преступлений, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности общества и государства; дознаватели органов Федеральной службы наркоконтроля ведут дела о незаконном изготовлении, хранении или сбыте наркотических веществ; хищении или вымогательстве наркотиков; организации и содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и другие; дознаватели подразделений пограничной службы Федеральной службы безопасности ведут дознание по делам связанным с незаконным пересечением и изменением государственной границы, нарушением законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации; дознаватели органов службы судебных приставов по делам, связанным с преступлениями против правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и других судебных актов), незаконные действия в отношении описанного имущества и другие; дознаватели таможенных органов производит дознание по делам о контрабанде и другим нарушениям таможенных правил; дознаватели органов противопожарной службы – по уголовным делам о преступных нарушениях правил противопожарной безопасности, уничтожении или повреждении лесов, другого имущества в результате неосторожного обращения с огнем. Жалобы на действия органов дознания подаются прокурору непосредственно либо через лицо, производившее дознание, которое обязано в течение 24 часов направить поступившую жалобу вместе со своим объяснением прокурору. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции: требует от органов дознания для проверки любое дело, находящееся в их производстве; дает письменные указания о порядке и способах проведения дознания; отменяет незаконные и необоснованные постановления лиц, производящих дознание; изымает от органа дознания и передает следователю любое дело; отстраняет лицо, производящее дознание, если им допущено нарушение закона при расследовании дела. Указания прокурора органам дознания в связи с расследованием ими дел являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда. Задачами предварительного расследования являются: быстрое и полное раскрытие преступления изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д.) Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН. Следователь в уголовно-процессуальном праве — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Полномочия следователя: возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке принятие уголовного дела к своему производству или передача его руководителю следственного органа для направления по подследственности направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа дача органу дознания в установленных уголовно-процессуальным кодексом РФ случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении обжаловать, с согласия руководителя следственного органа, в установленном законом порядке, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Следственный комитет РФ: Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основными задачами Следственного комитета являются: 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; 4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; 5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; 7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами. Следственный комитет в пределах своих полномочий взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе: 1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела; 2) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление; 3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов; 4) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания. Система следственного комитета: 1) центральный аппарат Следственного комитета; 2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; 3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета. Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Председатель Следственного комитета ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Председатель Следственного комитета: 1) организует работу Следственного комитета; 2) издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками; 3) утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В отсутствие Председателя Следственного комитета или в случае невозможности исполнения им своих служебных обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Следственного комитета, а в отсутствие Председателя Следственного комитета и его первого заместителя или в случае невозможности исполнения ими своих служебных обязанностей - один из заместителей Председателя Следственного комитета в соответствии с распределением служебных обязанностей. Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации: Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации. Основные задачи Следственного департамента: - выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; - организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного расследования преступлений следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; - расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного департамента; - осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений. Основные функции Следственного департамента: - организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; - разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы; - участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции; - осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам; - изучение, обобщение и внедрение положительного, в том числе и зарубежного опыта в области организации предварительного следствия, разработка для использования на практике современных методик расследования отдельных видов преступлений; издание Информационного бюллетеня Следственного комитета при МВД России; - организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия; - представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета; - координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер; - организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно- разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции - с другими органами государственной власти; - организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений; - обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов; - организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам; - участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия. Одной из основных проблем, от разрешения которой зависит повышение уровня предварительного расследования, является организация взаимодействия следствия, дознания, иных участников уголовного процесса на различных этапах совместной деятельности, начиная с выявления преступлений на стадии возбуждения уголовного дела и до рассмотрения дела в суде. Раскрытие и расследование сложных, многоэпизодных дел, совершенных ОПФ, невозможно без правильной организации взаимодействия правоохранительных органов, принимающих участие в этой деятельности. Под взаимодействием органов, призванных обеспечивать борьбу с преступностью, следует понимать основанную на законе взаимосвязь в деятельности суда, прокуратуры и органов дознания, которая обеспечивает разумное сочетание и эффективное использование полномочий, методов и средств и направлена на выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений и розыска скрывшихся преступников. В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных ОПФ, выделяются следующие виды взаимодействия: 1) следователя и органов дознания в работе по конкретному уголовному делу; 2) следователя, дознавателя с прокурором; 3) прокурора, органа дознания, дознавателя, следователя с судом; 4) прокурора с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; 5) следователя с экспертами и специалистами; 6) следователя, дознавателя с представителями контрольно-ревизионных органов и различных инспекций, 7) прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя с общественностью. Изучение и анализ судебно-следственной практики показывает, что важнейшим условием успеха борьбы с проявлениями организованной преступности является координация усилий и организация взаимодействия государственных органов, наделенных полномочиями обеспечивать разработку преступных групп, проводить работу по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Изучение литературы свидетельствует, что при исследовании проблем взаимодействия не учитываются положения криминалистического учения о следственных ситуациях. Рекомендации по организации и осуществлению взаимодействия в основном даются для применения в беспроблемных, простых ситуациях. На практике при расследовании сложных, многоэпизодных уголовных дел, совершенных в нескольких регионах страны или на территории двух и более государств, складываются конфликтные и организационно-неупорядоченные ситуации с участием указанных представителей стороны обвинения. Разрешение таких ситуаций возможно только с учетом норм действующего уголовно-процессуального законодательства, претерпевшего существенные изменения со времени разработки имеющихся организационно-тактических рекомендаций по взаимодействию. В соответствии с УПК РФ перед прокурором, следователем, дознавателем поставлены единые задачи в борьбе с преступностью. Именно об этом свидетельствуют положения ст. 21 УПК РФ, где в ч. 2 указано: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления». Наиболее общим видом взаимодействия И.Ф. Герасимов называет взаимодействие между судом, прокуратурой, следователем и органом дознания. Хотя со времени этого высказывания прошло 30 лет, изменилось законодательство, эта точка зрения актуальна и в настоящее время. В соответствии с концепцией судебной реформы, в ст. 15 УПК РФ закреплено положение о том, что суд не является органом уголовного преследования. Однако суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Поэтому в основе взаимодействия прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания с судом на досудебной стадии уголовного судопроизводства лежит требование своевременного обращения в установленной законом форме с соответствующим ходатайством в суд, предоставлении всех необходимых документов для правильного разрешения ходатайства, отстаивания в судебном заседании законности и обоснованности того или иного процессуального решения. Взаимодействие следствия, дознания и суда закреплено в ст.29 УПК РФ, где на суд возложены исключительные полномочия принимать в ходе досудебного производства решения, ограничивающие конституционные права граждан, в том числе об избрании меры пресечения, о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о наложении ареста на корреспонденцию и т.д. Прокурор в соответствии со ст. 37 УПК РФ осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При этом функции прокурора и следователя разделены: следователь расследует преступления, а прокурор осуществляет надзор за законностью этой деятельности и без необходимости не вмешивается в работу следователя, который по закону наделен процессуальной самостоятельностью и единолично несет ответственность за результаты расследования дела, находящегося у него в производстве. Но задачи расследования решаются не только при производстве процессуальных действий, а в результате осуществления системы действий как процессуального, так и непроцессуального характера, причем непроцессуальные действия проводит орган дознания, руководствуясь положениями Закона об оперативно-розыскной деятельности. Если следователь дает задание органу дознания, он должен пользоваться правом контроля за своевременностью и качеством выполнения поручения. Этот вопрос тесно связан с другим вопросом: может ли следователь знакомиться с материалами, имеющимися в распоряжении органов дознания. Здесь следует присоединиться к точке зрения В.И. Шиканова, который на данный вопрос отвечает положительно[59]. Ведомственные нормативные акты МВД РФ официально наделяют следователя правом знакомиться с оперативными материалами, имеющимися в распоряжении органа дознания. Однако считается, что следователи прокуратуры, расследующие уголовные дела по фактам убийства, наркобизнеса, других проявлений организованной преступности не могут в полной мере знакомиться с информацией органа дознания. Представляется, что ответ на этот вопрос вытекает из анализа полномочий ст. 157 УПК РФ, где в ч. 4 указано, что орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Возможность ознакомления следователя с результатами проведения оперативно-розыскных мероприятий является основой успешного расследования сложных, многоэпизодных уголовных дел, что согласуется с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Определенный интерес вызывают тактические формы взаимодействия следствия и органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела. К ним относятся: 1) совместное обсуждение материалов проверки информации о преступном деянии; 2) передача следователю материалов о преступлениях, выявленных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 3) выполнение органом дознания поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью получения сведений, имеющих значение при расследовании многоэпизодных уголовных дел. При этом возрастает роль аналитической работы следователя и органа дознания по легализации материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, планирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение в будущем задач расследования. Например, детальное планирование по результатам проведения контролируемой поставки, одновременного задержания группы контрабандистов, производство обысков и выемок в транспортных средствах, по месту их жительства и работы, допросов очевидцев и лиц, проводивших оперативно-розыскное мероприятие. Такие действия, как правило, проводятся в рамках тактических операций и связаны с дефицитом времени, при этом немаловажное значение имеет фактор внезапности и соблюдение требований конспирации. Законность следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия, образующих тактическую операцию, зависит от основания их проведения. Таким основанием является возбуждение уголовного дела. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела указаны в ст. ст. 7, 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности, поэтому оперативно-тактическая операция, как форма взаимодействия следствия и органа дознания, может начинаться до возбуждения уголовного дела, а завершаться на стадии предварительного расследования. При этом та часть операции, которая осуществляется до возбуждения уголовного дела, проводится оперативными работниками без участия следователя, но по их общему замыслу, и в этом нет ничего противоправного, поскольку в данном случае роль следователя состоит только в участии в разработке плана предстоящей операции, в координации работы группы. Такая координация способствует формированию стабильных связей при планировании по выявлению, раскрытию и расследованию латентных преступлений и разрешению проблем, возникающих при осуществлении взаимодействия следствия и органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие виды деятельности взаимно дополняют друг друга, а поскольку уголовно–процессуальный закон предусматривает раскрытие преступлений только процессуальными средствами, то криминалистическая и оперативно-розыскная деятельность по отношению к процессуальной носят обеспечивающий характер. Криминалистическая деятельность выражается в применении методики и тактики раскрытия преступлений, техники работы со следами, производстве специальных исследований, а оперативно-розыскная деятельность направлена на выполнение поисковой и розыскной функции. Эта деятельность, кроме выявления события преступления и лиц, его совершивших, обеспечивает процесс доказывания, а также розыск скрывшихся обвиняемых. Кроме этого, специфика оперативно-розыскной деятельности заключается в использовании специальных форм, методов и средств, а также в привлечении специальных сил. Таким образом, процессуальная, криминалистическая и оперативно-розыскная деятельность, имея общие задачи, составляют основное содержание работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступными группами. Анализируя современную учебную и монографическую литературу, приходим к выводу о том, что правильная организация взаимодействия указанных выше органов – важнейшее условие выполнения поставленной законом задачи по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а общность задачи, стоящей перед субъектами уголовного судопроизводства, является правовой и фактической основой взаимодействия.
Список литературы необходимой для подготовки к семинарскому занятию: Нормативная база: Конституция Российской Федерации Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно – розыскной деятельности» Федеральный Закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (с изм. от 21.11.2011) «О следственном комитете Российской Федерации». Федеральный Закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248) Указ Президента РФ от 23.11.1998 N 1422 (ред. от 23.05.2012) " О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" Приказ ФССП РФ от 16.02.2010 N 66 " Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов" Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 " Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.01.2008 N 20 " Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба" Приказ МВД РФ от 06.08.2007 N 697 " О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания" (вместе с " Типовым положением об управлении (отделе, отделении, группе) организации дознания министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел, управления внутренних дел по субъекту Российской Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах", " Типовым положением об отделе (отделении, группе) дознания отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейного органа внутренних дел на транспорте, органа внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах") Основная литература: Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров/ под. ред. В.П. Божьева - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт 2012. - 367 с. Правоохранительные органы: учебник / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлык.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 383 с. Правоохранительные органы: учебник / ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьян, А.П. Кизлык.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 447 с. Гриф МВД Правоохранительные органы России: учебник / ред. В. П. Божьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - 336 с. Гриф МО Дополнительная литература: 5. Адаменко, И. Е. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Ч. 1: курс лекций / И. Е. Адаменко. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - 230 с.
|