![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таможенные органы 4 страница
В соответствии со ст. 10 Закона о таможенном регулировании система таможенных органов включает: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является ФТС России); региональные таможенные управления (РТУ); таможни; таможенные посты. Центральным органом, осуществляющим непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ (см. Положение о ФТС России). Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются ФТС России, которая также вправе создавать специализированные таможенные органы и свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза, Законом о таможенном регулировании и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, законодательством РФ о Государственной границе, о налогах и сборах, валютным законодательством, УК, КоАП, а также Указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами ФТС России и др. Таможенные органы выполняют следующие основные функции: — проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации; — содействуют развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота; взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; — обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза; обеспечивают, если иное не установлено законодательством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации; — обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ; — содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию; — осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; — содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов; — обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки; — обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; — осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела и т.д. Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами: 1) принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле, а также иного законодательства РФ, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов; 2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы; 3) проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность; 4) требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела; 5) осуществляют в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности; 6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством РФ; 7) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; 8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ; 9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в ОВД РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством РФ; 10) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций; 11) получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с Законом о таможенном регулировании; 12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления: а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней; б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; в) о признании имущества бесхозяйным; г) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле и иным законодательством РФ; 13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством РФ; 14) реализуют иные права, предусмотренные Законом о таможенным регулировании и иными федеральными законами. Статьями 20 и 21 Закона о таможенном регулировании предусмотрены права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов, в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем. Законные требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами. Неисполнение законных требований таможенных органов и их должностных лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ. 5. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Система и основные задачи органов контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров (далее — органы наркоконтроля) представляют собой совокупность федеральных и территориальных органов исполнительной власти, на которые законодательными и иными нормативными правовыми актами возложена обязанность обеспечивать на территории РФ контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — наркотических средств) и осуществлять меры по противодействию их незаконному обороту. Органы наркоконтроля эту деятельность осуществляют в соответствии со стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (утверждено Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690)/ Деятельность органов наркоконтроля регулируется Федеральным законом от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Положением о ФСКН России. Их основными задачами являются: участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств; обеспечение контроля за оборотом наркотических средств; осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля; производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов наркоконтроля; ведение банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, и др. В систему органов по наркоконтролю входят: 1) ФСКН России; 2) региональные управления ФСКН России; 3) управления (отделы) ФСКН России по субъекту РФ; 4) иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России. Региональные управления и управления по наркоконтролю по субъекту РФ являются территориальными органами ФСКН России. Сотрудники органов наркоконтроля наделены широкими правами и обязанностями. В частности, при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, они имеют право: производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, мест разработки, производства, реализации и т.п. наркотических средств; проверять соответствие процессов производства и изготовления наркотических средств установленным правилам, при необходимости изымать образцы для сравнительного исследования; опечатывать помещения в целях воспрепятствования доступу к наркотическим средствам; требовать представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов и осуществлять иные меры контроля. Должностные лица органов наркоконтроля обязаны принять меры по пресечению выявленных ими административных правонарушений или преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и привлечению к ответственности виновных лиц. Следователи и дознаватели органов наркоконтроля обязаны проводить расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 2 и п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК, выявлять и изобличать лиц, их совершивших. Порядок прохождения службы в органах наркоконтроля определяется Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — Положение), утвержденным Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613. В соответствии с этим Положением на службу в органы наркоконтроля принимаются дееспособные граждане Российской Федерации в возрасте от 20 до 40 лет, владеющие русским языком, ранее не судимые, способные по своим личным и деловым качествам, профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы наркоконтроля. Для сотрудников органов наркоконтроля Положением установлен ряд ограничений. В частности, они не вправе заниматься предпринимательской или другой деятельностью, кроме педагогической, научной или творческой деятельностью; получать от физических и юридических лиц различного рода подарки, вознаграждения, ссуды, услуги и т.д., связанные с исполнением ими должностных обязанностей; принимать участие в забастовках и др. Сотрудники органов наркоконтроля имеют социальные гарантии, связанные со спецификой несения службы и касающиеся денежного и вещевого довольствия, медицинского, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения, выплат и компенсаций в случае гибели или получения увечья и т.д. На них также распространяются порядок и условия осуществления государственной защиты, которые установлены Законом о государственной защите. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков возглавляет систему органов наркоконтроля и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту (далее — оборот наркотиков). Ее главное предназначение — руководство и контроль за подчиненными ей органами, оказание методической помощи в организации их деятельности, финансовое, материально-техническое, информационное и иное обеспечение эффективного выполнения поставленных перед ними задач. ФСКН России выполняет те же задачи, что и органы наркоконтроля в целом. Помимо них на ФСКН России возложена еще одна, присущая только ей, задача: осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам данной сферы в международных организациях. В отличие от территориальных органов ФСКН России, для которых главными являются правоприменительные функции (проверка предприятий, на которых изготовляются лекарственные препараты, содержащие наркотики, уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств и т.п.), для ФСКН России главными функциями являются управленческие, направленные на обеспечение эффективного руководства системой органов наркоконтроля. В связи с этим важной функцией ФСКН России является участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, иных мер в области контроля за оборотом наркотиками, которые позволяют определить стратегию, приоритеты в настоящий момент и на отдаленную перспективу, на плановой основе решить вопросы финансирования конкретных мер. ФСКН России проводит аналитическую работу, обобщает практику применения Российского законодательства о наркотических средствах, выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотиков, вырабатывает предложения по основным направлениям государственной политики в данной области и разработке новых и совершенствовании действующих нормативных правовых актов. Важной функцией ФСКН России является участие в разработке проектов международных договоров РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и информационный обмен с международными организациями и соответствующими компетентными правоохранительными органами иностранных государств; заключение международных договоров РФ межведомственного характера. ФСКН России исполняет функции по созданию и использованию информационных систем и банков данных в установленной сфере деятельности; ведению криминалистических учетов; осуществлению справочно-информационного обеспечения органов наркоконтроля; организует проведение научных разработок; принимает меры к изготовлению, приобретению и использованию специальных технических средств, необходимых для контроля за оборотом наркотиков, и т.п. По наиболее сложным уголовным делам ФСКН России непосредственно или с привлечением территориальных органов осуществляет оперативно-розыскные и процессуальные действия, проводит расследование преступлений и осуществляет изобличение лиц, их совершивших, организует розыск подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от органов наркоконтроля. ФСКН России выполняет также комплекс функций обеспечительного характера: организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; социально- бытовое и медицинское обеспечение оперативно-служебной деятельности органов наркоконтроля и т.п. В целях выполнения функций ФСКН России наделена правом: запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также от организаций независимо от формы собственности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, возложенных на ФСКН России; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотиков, и т.п. Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ. ФСКН России возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. На нем лежит вся полнота ответственности за выполнение стоящих перед ФСКН России задач и функций. Он издает приказы и распоряжения, организует проверку их исполнения, а также имеет иные полномочия, закрепленные Положением о ФСКН России и другими нормативными правовыми актами. При ФСКН России образована и действует коллегия, которая рассматривает наиболее важные вопросы, касающиеся компетенции наркоконтроля, и принимает по ним коллегиальные решения. Директор ФСКН России и его заместители входят в ее состав по должности, иные члены коллегии (как правило, руководители департаментов) утверждаются Президентом РФ по представлению руководителя службы. К территориальным органам наркоконтроля относятся: региональные управления ФСКН России (далее — региональные управления) и управления (отделы) ФСКН России по субъектам РФ (далее — управления по субъектам РФ). Они находятся в подчинении ФСКН России, создаются, реорганизуются и упраздняются ФСКН России и действуют на основании утвержденных ею положений. Правовое положение, задачи, функции и полномочия территориальных органов ФСНК России закреплены Типовым положением о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом ФСКН России от 27.06.2008 № 199. Функции территориальных органов ФСКН России в основном связаны с правоприменением, т.е. реализацией законодательных и иных нормативных правовых актов в области оборота наркотиков. Они, в частности, осуществляя контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области оборота наркотиков, а также за обращением наркотических лекарственных средств и психотропных веществ, согласовывают порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам. Выполняя задачу по борьбе с правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, территориальные органы ФСНК России ведут производство по делам о таких административных правонарушениях, которые относятся к предмету деятельности органов наркоконтроля. В случае выявления нарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ со стороны юридических лиц органы наркоконтроля вправе предъявлять в суд требование о их ликвидации. В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков органы наркоконтроля осуществляют ОРД, руководствуясь Законом об ОРД, и расследование преступлений, руководствуясь УПК. В системе органов наркоконтроля созданы следственные подразделения, к подследственности которых отнесены преступления, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК: контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2—4 ст. 188); незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2—4 ст. 288); хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229) и др. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228; ст. 228.2; ч. 1 ст. 230; ч. 1 ст. 231; ч. 1 ст. 232; ст. 233; ч. 1 и 4 ст. 234 УК, дознаватели либо следователи органов наркоконтроля проводят дознание по правилам, предусмотренным гл. 32 УПК. На органы наркоконтроля возложен розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных к подследственности этих органов, и которые скрываются от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых не известно, а также некоторые другие полномочия. Возглавляют территориальные органы соответствующие начальники, наделенные полномочиями в соответствии с типовыми положениями о региональном управлении и об управлении по субъекту РФ.
Список литературы необходимой для подготовки к семинарскому занятию: Нормативная база: Конституция Российской Федерации Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390 – ФЗ // Собр. зак-ва РФ.- 2011.- № 1.- Ст. 2. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственной охране» Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О внешней разведке» Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. № 27 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О внутренних войсках МВД РФ». Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 (с последующими изменениями и дополнениями) «О Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков». Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (с последующими изменениями и дополнениями) «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» Указ Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 248 // Российская газета. - 2011. - 2 марта «О министерстве внутренних дел Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 (с последующими изменениями и дополнениями) «О Федеральной таможенной службе» Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248) Основная литература: Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров/ под. ред. В.П. Божьева - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт 2012. - 367 с. Правоохранительные органы: учебник / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлык.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 383 с. Правоохранительные органы: учебник / ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьян, А.П. Кизлык.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 447 с. Гриф МВД Правоохранительные органы России: учебник / ред. В. П. Божьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - 336 с. Гриф МО Дополнительная литература: Адаменко, И. Е. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Ч. 1: курс лекций / И. Е. Адаменко. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - 230 с.
|