Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы морального мировоззрения по признаку отношения к действительности






Существуют три основных типа отношения к действительности: реализм, фатализм, цинизм.

Этический реализм исходит из того, что моральные нормы – это не просто принятая условность, не результат эволюционного приспособленчества и неаприорные формы разума. Реалистическая этика требует от человека соизмерять свои поступки и их оценки с высшей духовной реальностью, моральными нормами, с велениями совести и правильно понимаемыми собственными интересами.

Но опора только на готовые плоды человеческого разума, может привести к отказу от личного действия. По мнению И.А. Ильина, «такой человек не умеет исследовать и познавать, он умеет понимать только то, что просто и плоско, и помнить. Он живет заученными формулами, от которых в голове становится просто и плоско… Вот откуда у полуобразованных людей эта безмерная притязательность и безответственность… Они не создают сами ничего, но заимствуют все у других, перенимая, подражая, подхватывая и повторяя… Таинственная глубина материального и душевного мира остается им недоступной, и все их воззрения на природу и людей оказываются предметом их суеверия. И нередко бывает так, что чем пошлее их миропонимание, тем фанатичнее они верят в него».

Действительно, к решению жизненных моральных проблем не может подготовить никакой тренинг, никакое перечисление признаков морального поведения. Нужно реально оказаться в ситуации, где бремя свободы выбора ляжет именно на тебя, и только тогда можно определить, что есть лучший выбор в данном случае. Но также еще очень важно быть готовым взять на себя это бремя, эту ответственность за свой выбор, что свойственно только взрослой моральной личности.

Этический реализм противопоставляет добро и зло. Если у человека есть соблазн совершить отрицательный поступок, то этический реализм утверждает, что не стоит даже рассматривать варианты, оправдывающие такой поступок (здесь действует абсолютный моральный запрет). Главное – избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.

Фатализм (от лат. fatum - рок, судьба) – мировоззренческая позиция человека, воззрения на жизнь и историю как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективным законом развития. Отсюда вывод о невозможности человеком изменить что-либо ни в собственной жизни, ни в жизни общества.

В этике фатализм предстает в виде концепции стоицизма, проповедующего смирение, непротивление судьбе, покорность, отказ от борьбы за переустройство общества.

Иногда фатализм в религиозных учениях превращается в фанатизм, когда отдельным людям приписывается роль посланников судьбы, проводников Божьей воли, которые должны приложить все усилия ради свершения предначертанного.

Цинизм (от греч. Kynosarges – название холма в Афинах, где происходило обучение философов) – мировоззренческая позиция, моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным, нравственным ценностям.

Термин «цинизм» обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников (основана Антисфеном в ІV в. до н. э.; при переводе на латинский язык слово стало звучать как «циники»), которые проповедовали презрение к общественной культуре, полную независимость человека от общества, возврат к «естественному» состоянию.

Впоследствии цинизмом стали называть слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет историческое достижение культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными и в том числе аморальными средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в идеалах, пришел к моральному банкротству, идейной опустошенности.

Итак, мы рассмотрели три основных подхода, три типа отношения человека к действительности, над которой, по словам Ю. Шредера, у нас нет никакой власти: реализм, фатализм, цинизм.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал