Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации по проведению основных видов учебной работы
Учебная работа слушателей-заочников по дисциплине “Земельное право” осуществляется как во время установочных, лабораторно-экзаменационных сессий, межсессионных сборов (аудиторные занятия), так в межсессионный период (самостоятельная работа). Аудиторные занятия по земельному праву проводятся в форме лекций и семинаров, которые организуются в соответствии с учебной программой и тематическим планом. Главными целями данных занятий по дисциплине являются: - активное и глубокое усвоение слушателями наиболее важных и сложных вопросов дисциплины; - приобретение слушателями необходимых практических навыков в использовании теоретических основ и положений земельного права в повседневной практической деятельности подразделений органов внутренних дел. Одним из важнейших видов занятий являются лекции. На них слушателям даются знания, составляющие теоретическую основу дисциплины, излагается систематизированный материал, базирующийся на положениях программы дисциплины. Лектор концентрирует внимание аудитории на наиболее сложных для усвоения, ключевых элементах изучаемого предмета, освещает современное состояние и перспективы развития земельного права. Во время лекционных занятий слушателям рекомендуется внимательно слушать преподавателя, вести конспект, задавать вопросы для более глубокого понимания темы, предварительно знакомиться с учебной и нормативной литературой по дисциплине. Необходимо тщательно изучать наглядные материалы, которые демонстрируются лектором, делать зарисовки схем, графиков, изображений, воспроизводимых при помощи технических средств обучения. Другой важный вид учебных занятий - семинары. Их цель - закрепить, расширить, углубить и проконтролировать знания, полученные слушателями-заочниками на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Эти занятия способствуют выработке у обучаемых самостоятельного творческого мышления и навыков применения теоретических знаний к решению конкретных земельно-правовых проблем. На семинарские занятия выносятся учебные вопросы, сформулированные таким образом, чтобы рассмотреть ключевые положения дисциплины. Каждый из вопросов необходимо тщательно продумать, подобрать требуемую литературу и на основании ее детального рассмотрения составить развернутый рассказ. В нем должно быть исчерпывающе изложено содержание учебного вопроса, показана взаимосвязь с другими частями программы. На основе анализа российского законодательства следует показать правовые механизмы регулирования рассматриваемой группы общественных отношений. Слушателю надлежит выразить собственное мнение о состоянии нормативно-правовой основы в данной сфере, практике ее использования, необходимо высказать предложения о совершенствовании законодательной базы, путях улучшения правоприменительной деятельности. Однако самостоятельная работа, осуществляемая заочниками в межсессионный период, все-таки является самым необходимым видом учебной деятельности слушателей, заочно изучающих дисциплину “Земельное право”. Овладение предметом нужно начинать со знакомства с его программой. Она включает пятнадцать тем, каждая из которых в свою очередь подразделяется на разделы. Необходимо четко осмыслить структуру каждой темы, логику ее построения. Руководствуясь списком литературы требуется подобрать относящиеся к конкретной теме нормативно-правовые акты, учебные материалы, дополнительные источники (книги, брошюры, журналы и др.). Среди учебной литературы, прежде всего, следует обратить внимание на учебники, а также на пособия, выпущенные в соответствующем ВУЗе МВД России, в том числе учебно-методические пособия и альбомы схем по земельному праву. На основе изучения и глубокого осмысления записей, сделанных на установочных лекциях, а также указанных источников целесообразно краткое конспектирование материала темы, выполнение рабочих иллюстративных схем. По завершении усвоения содержания всех тем рационально сравнение их структуры и нахождение общих черт, логических связей между ними. Не лишним может стать изучение тех нормативно-правовых актов, которые проходят через всю дисциплину и тех, что регламентируют общественные отношения, рассматриваемые лишь в отдельных темах. Учебная деятельность слушателей-заочников в межсессионный период должна строиться по определенным правилам, которых необходимо придерживаться. Их выполнение гарантирует ритмичность и равномерность изучения дисциплины “Земельное право”, сочетание процесса его усвоения с овладением знаниями по другим предметам. Первоочередной задачей является уяснение сроков изучения предметов, представления курсовых и контрольных работ, даты установочных и лабораторно-экзаменационных сессий, межсессионных сборов. Целесообразно составить график работы, увязав изучение различных предметов. В нем следует учесть основные этапы учебной деятельности: подборку необходимой литературы, нормативно-правовых актов, изучение тем в соответствии с учебной программой дисциплины; написание контрольной работы; подготовка к зачету. Овладение теоретическими положениями земельного права следует дополнять материалами, отражающими специфические черты земельных отношений в своем регионе. Для этого полезно изучить местное законодательство, систему использования земель, их охраны, выяснить случаи применения мер ответственности к правонарушителям. Важной формой заочного обучения являются консультации. Они проводятся в зависимости от необходимости разъяснения слушателям наименее усвоенных положений дисциплины, при выполнении контрольных работ, а также перед семинарами и зачетом. Присутствие на устных консультациях обязательно. Слушатели в процессе самостоятельной работы накапливают вопросы, которые задают преподавателям. Необходимо подробно записывать ответы в конспектах, а при необходимости обращаться к преподавателям за разъяснениями. В ходе устных консультаций, которые проводятся представителями кафедры, рассматриваются отдельные темы с выделением в массе их материала наиболее сложных для усвоения частей. По такому же принципу строятся письменные, аудио - и видеоконсультации. Тексты, кассеты и другой материал высылаются по месту жительства слушателей. После их получения с ними необходимо внимательно ознакомиться, использовать при изучении дисциплины, подготовке к зачету. Видом учебной работы, призванным закрепить и обобщить полученные знания, научить слушателей самостоятельно их применять при изложении теоретических вопросов и решении задач по земельному праву, является контрольная работа. Ее успешное выполнение возможно лишь при полном понимании слушателем содержания изучаемого дисциплины, а также наличии навыков работы с литературой и практического использования норм российского законодательства применительно к конкретным земельно-правовым ситуациям. Выполнение контрольных работ должно осуществляться строго по установленным вариантам и срокам представления по месту обучения в ВУЗ МВД России. При этом следует руководствоваться разработанными по этому поводу рекомендациями. Формой итогового контроля знаний слушателей теоретических и прикладных положений предмета, а также нормативно-правовой базы в объеме учебной программы выступает зачет. В широком смысле вся работа по изучению дисциплины является подготовкой к сдаче зачета. Поэтому, рассматривая материал каждой темы, слушатели должны учитывать то, каким образом они будут излагать ее положения на зачете. В начале подготовки необходимо осмыслить структуру дисциплины, содержание каждой темы. Слушателям при этом следует руководствоваться программой дисциплины. Рекомендуется вести краткие записи. Они используются при непосредственной подготовке к зачету в сессионный период, когда на основе конспектов лекций, учебной литературы “отрабатываются” положения, составляющие содержание каждой из тем. Нужно тщательно проанализировать нормативные акты земельного права. Следует продумать, каким образом приобретенные знания можно применить к конкретным правовым ситуациям. Сделать это поможет решение задач, в том числе в ходе выполнения контрольных работ. Полезно обсуждение с соучениками недостаточно уясненных вопросов. Посещение консультаций обязательно. В ходе подготовки к ответам на вопросы зачета следует мобилизовать все интеллектуальные возможности, морально-психологический потенциал, чтобы наиболее эффективно использовать отведенное для этого время. Прежде всего, требуется внимательно изучить программу дисциплины, выяснить, к какой именно теме относится данный вопрос. Нужно прочитать содержание темы, установить логическую связь указанного в билете вопроса с ее содержанием. В списке литературы следует найти те нормативно-правовые акты, которые регулируют данную группу общественных отношений. Рекомендуется на листе бумаги составить краткий план ответа на каждый вопрос. Он может быть дополнен ссылками на нормативно-правовые акты, фактами и цифрами, которые помогут сделать ответ содержательнее. Отвечая на вопросы зачета, следует четко рассказать их содержание, раскрыв наиболее важные положения. Рекомендуется широко ссылаться на правовые акты. Следует приводить примеры из правоприменительной практики. Каждый ответ необходимо заканчивать краткими выводами. Ответы на дополнительные вопросы преподавателя должны достаточно полно раскрывать знания слушателя. Приветствуется изложение конкретного материала. После зачета целесообразно оценить положительные и отрицательные стороны своих ответов, принять во внимание замечания и рекомендации преподавателя, чтобы учесть их при дальнейшем, уже самостоятельном изучении земельного права. Следует помнить, что полученные знания необходимы для совершенствования практической деятельности каждого юриста-сотрудника МВД России.
|