Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация норм права
Отвечать на данный вопрос следует с определения понятия «норма права» (см. ответ на вопрос 77). Классификация позволяет чётче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: — исходные нормы, которые определяют основы правового регу — общие нормы, которые присущи общей части той или иной — специальные нормы, которые относятся к отдельным институ им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по от 3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, 4) в зависимости от методов правового регулирования на:
— императивные (содержащие властные предписания); — диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); ■» • — поощрительные (стимулирующие социально полезное пове — рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для 5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содер РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 6. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 18. С. 174—178. КулаповВ.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987. Марченко М.Н. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 14. С. 344—352. Нормы, советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987. Гл. 5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А, В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 13. '< •:,. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. $|кция 20. С. 373—379. Рыбущкин НН. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990. Сенякин И-Н- Специальные нормы советского права. Саратов, 1987. 82. Понятие и виды форм (источников) права Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. • 135 Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт— это правовой акт, содержащий нормы — правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); — юридический прецедент — это судебное или административ — нормативный договор — соглашение между правотворчески РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 5. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 147—154. Зивс Л.С. Источники права. М., 1981. Источники права. М., 1985. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 60—63. 1 k Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 284—291. 1' Муромцев Г.И. Источники права // Правоведение. 1992. № 2. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 164—168. Разумович Н.Н. Источники и форма права // Советское государство и право. 1982. № 3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14. 83. Понятие и виды нормативных актов Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника). По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учреди 2) федеральные конституционные законы принимаются по во ' 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу 4) решения и постановления местных органов государственной 5) решения, распоряжения, постановления местных органов го 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: — нормативные акты государственных органов; — нормативные акты иных социальных структур (муниципаль — нормативные акты совместного характера (государственных — нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: — общефедеральные; — нормативные акты субъектов Российской Федерации; — нормативные акты органов местного самоуправления; — локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: — нормативные акты неопределенно-длительного действия; — временные нормативные акты. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ВенгеровЛ.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Кашанина Т.В., Кашанин А£. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70. Комаров С.А. Общая теория государства и права. 3-е изд. М., 1997. Гл. 12. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994. Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297. Общая теория государства и права: Академический курс / Пол ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6. Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 108— 175. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 143—146. Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14. Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. 84. Понятие, признаки и виды законов Отвечать на данный вопрос следовало бы с определения понятия «закон», после чего важно проанализировать признаки закона: 1) принимается только органом законодательной власти или ре 2) порядок его подготовки и издания определяется Конститу 3) в идеале должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отно Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Классификация законов может проводиться по различным основаниям: — по их юридической силе (Конституция, федеральный консти — по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе — по предмету правового регулирования (конституционные, ад — по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д. И'-КОМКПДУ! МАЯ ЛИ I IТЛТУТЛ Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государств и пр.им М, 1()('(). С. 159—164. ■ Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994. Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 297—307. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 170—172. Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Российское законодательство: проблемы, перспективы. М., 1995. С. 14— 18. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. С. 347—356. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 149—158. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.
|