Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды
Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии: 1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного Закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положе- ния)подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.Распоряжения-это вторые по значимости(после указа)подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по те-кущим и и процедурным вопросам. Акты Президента пуб-никуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (I ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической шачимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.); 2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств,
4) решения и постановления местных органов государственной 5)решения, распоряжения, постановления местных органов госу 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Кашанини Т.В., Кашаиин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70. Комаров С.А. Общая теория государства и права. 3-е изд. М., 1997. Гл. 12. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М, 1994. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Марченко М.Н. Теория государства и прав. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6. Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 168— 175. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 143—146. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. 86. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. (см.: Российская газета. 1994.15 июня). Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. — по истечении срока действия акта, на который он был принят; — в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действую — на основании прямого указания конкретного органа об отме Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации. С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Гойман-Ч^рвошок В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл.21. С. 213—218. Комаров С.А. Общая теория государства й права. Саранск, 1994. С. 155—158. Марченко М.Н. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 12. С. 307—315. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 175—180. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 155—159.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, М.: Юристъ, 1997. Гл. 14. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. С. 356—363. Тилле А.А. Время, пространство, закон. М., 1967. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Стр. 199—201. 87. Понятие и принципы правотворчества Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: — оно представляет собойдеятельность активную, творческую, —- основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); — это важнейшее средство управления обществом, здесь форми — уровень и культура правотворчества, а соответственно и каче Правотворчеству присущи следующие принципы: — научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов — профессионализм (заниматься подобной деятельностью долж — законность (данная деятельность должна осуществляться в
— демократизм (характеризует степень участия граждан в этом — гласность (означает открытость, «прозрачность» правотвор — оперативность (предполагает своевременность издания нор Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятель-' ности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 203—206. Комаров С А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13. Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред.! М.Н. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 7. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 13.:. 200—208. Поленика СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 147—149. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и [ А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. | Лекция 22. С. 402—407. 88. Виды правотворчества Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на |такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе прове-
дения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, Госу- 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч 6) правотворчество общественных организаций (например, В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представители 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятель 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимают РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М, 1998. Гл. 16. Гаврилов О.А Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. Гойман-Червоннж В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 203—2%. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13. I Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12 \ Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С " 78— ЗМ \ Общая теория государства и права: Академический. vpc ' пд ред. NjL.H. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 7. Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. ' Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 147—149. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 402—407. 89. Понятие и стадии законотворчества в РФ Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции 2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начина 3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов нятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой (федеральные зако б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 9. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 206—210. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10. Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994. Кудрявцев В.М., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 384—394. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 208—216. Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 407—416. 90. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как: 1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения 2) консолидация — форма систематизации путем объединения ние. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы, образование т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты ин-корпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую ж промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодифи-щии; 3) кодификация — форма систематизации путем объединения ша поведения, обеспечивается ч их согласованность, логичность.
Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее слож ный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодатель ства может быть всеобщей (когда переработке подвергается знач и тельная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатыва ются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института) Кодификация предполагает переработку норм права по содержа нию и их систематизированное, научно обоснованное изложение и новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодифика ции: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; ъо-втор, лк, в итоге появляется новый нормативный акт -кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 19%. Гл. 21. С. 218—222. Комаров С А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 9. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 14 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М 1996. С. 164—167. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 89-100. Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства. Саратов, 1993. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова V А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 186—190. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995) С. 27—29. предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, бы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника признана структурировать правовой мате-риал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более по-нятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юриди-ческой техники символизирует определенный уровень правовой льтуры конкретного общества. К техническим средствам относят юридические термины (сло- весное выражение понятий, используемых при изложении содержа-ния правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определен-го сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанности, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят: 1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкрет- ности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих авовых предписаний; 3) последовательность в изложении юридической информации; 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правово- К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи-ьные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его ринятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа-«ю правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особен-части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. }А., 1996. [2.Тема-9. уВяасенко Н.А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. к. 21. С. 222—224. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.; 216—219. \ ^ ■ нинаС.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. |, Сандееуар Л. Введение в право. М., 1994. ЧерданцевА.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. 92. Понятие и структурные элементы системы права Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой1 понимается его строение. Система права — это внутренняя струк тура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтог., подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляем собой целостное образование, состоящее из множества элементом..* находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как дли законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (систем ный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Суще ственно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства. Черты системы права: — ее первичным элементом выступают нормы права, которые отрасли, отрасли; — ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаи — она обусловлена социально-экономическими, политически — имеет объективный характер, ибо зависит от объективно су Понятие «система права» не следует отождествлять с понят) • «правовая система». Последнее шире по своему объему и вклнэт в себя помимо системы права юридическую практику и господа! ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 19% Т. 2. Тема 7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., Гл. 19. С. 180—183. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., С. 73—78. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. С. 322—326. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 12. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 96. Тема 12. С. 167—172. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-в. Екатеринбург, 1996. С. 314—318. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210—212. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. 50—51. 93. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли Для деления норм права на отрасли используют два критерия: Предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те общественные отно-Иопия, которые право регулирует. Он является основным критери- л, ибо общественные отношения объективно существуют, их опре-сленный характер требует к себе и соответствующих правовых юрм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирова-ия трудового права, семейные отношения — семейно-брачного рава. Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть щшетвенным критерием деления права на отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод равового. регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что вгулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет являет-ся материальным критерием, то метод — формально-юридическим. Метод правового регулирования — это совокупность юридичес- средств, при помощи которых осуществляется правовое регули-ание качественно^ однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулиро-вания: императивный — метод властных предписаний, субордина- ции, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; — поощрительный — метод вознаграждения за определенное — рекомендательный — метод совета осуществления конкрег РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996, Т. 1. Тема 7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 199& Гл. 19. С. 180—183. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. С. 326—33 Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. '^ Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. Г 1996. Тема 12. С. 167—172. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова:! А.В. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210— Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 19')> С. 54—57. 94. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридически» норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных о ношений. Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Ь чественная однородность, специфика той или иной области обще венных отношений вызывают к жизни соответствующую отрас права. Так, объективно существующие трудовые отношения лю; обусловливают необходимость трудового права, управленческие i ношения — административного права. Если система права складывается из отраслей, то сами отрас сострят из подотраслей, институтов и норм права. Выделяют следующие отрасли права: 1) конституционное (государственное) право, 2) гражданское, 3) административное, 4) уголовное, 5) земельное,
7) семейно-брачное, 8) уголовно-исполнительное, 9) аграрное (сельскохозяйственное), 10) экологическое (природоохранное), 11) финансовое, 12) уголовно-процессуальное, 13) гражданско-процессуальное. Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, и «мического права и др. Дать краткую характеристику основных отраслей права — это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права. Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственно- го устройства; доминирующий метод — императивный. Гражданское право регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения; основной метод — диспозитивный. Административное право регулирует управленческие отноше-ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной де-чятельности органов государства; преобладающий метод — импера-тивный. Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права | и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную ' и государственную собственность и т.п.; господствующий метод — императивный. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. 1. Тема 7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. 1.19. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 12. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., Теория государства и права: Курс лекций '/ Под ред. Н.И. Матузова и 15. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210—212. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 6. • 95. Институт права: понятие и виды Институт права — это упорядоченная совокупность юридичее ких норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, и институт — лишь их вид. Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответе! венности, охраны труда и т.п. Виды институтов: 1) в зависимости от характера институты подразделяются на ма териальные (институт подряда) и процессуальные (институт boi буждения уголовного дела); 2). в зависимости от сферы распространения — на отраслевън1 (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собст венности); 3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголон ной ответственности). Субинститут права — это упорядоченная совокупность юр и дических норм, регулирующих конкретную разновидность общест венных отношений, находящихся в рамках определенного институт a права. Субинститут — составная часть института права. Так, ип статут преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его состан ляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредо точены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление). Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Субинститут — это проблема делеЛ ния институтов права. Вместе с тем сами институты могут «складывать-ся» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли. Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право — подотраслью финансового права; муниципальное — подотраслью административного права. ■ •; РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. I if. 19. Кашашна Т.В., КашаншА.В. Основы российского права. М. 1996. Гл. 2. > '. 74. Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 12. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., I1)96. Тема 12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и [ Л.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 15. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 6. 96. Частное и публичное право Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Пуб-личное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состойт из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституци-онного, административного, финансового, уголовного и иных. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные 2) предмет правового регулирования (если частному праву свой- личному — неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господ- 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения В настоящее время в правовой системе России все больше ут верждаются такие институты частного права, как право наследуемо го пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возме щения морального ущерба и др. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Агарков ММ. Ценность частного права // Правоведение. 1992. №1, 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 19% Т. 1. Тема 7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 19% Гл. 19. С. 185—191. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 199.' С..10—19. Марченко М-Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 1.' Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.. 1996. Тема 12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 15. 97. Юридический процесс: понятие и виды Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на опти мальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектон права. Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах. Юридический процесс присущ любой юридически значимой дс ятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний. Юридический процесс, следовательно, призван нейтрализован, элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права. Юридический процесс — это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов. В зависимости от предмета правового регулирования (отраслево-i признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, мовный, административный, конституционный. * Гражданско-процессуальное право (ГПК РСФСР) иуголовно-про-ессуальное право (УПК РСФСР) регулируют соответственно граж-Цанское судопроизводство и предварительное расследование и судо-фоизводство но уголовным делам. Арбитражный процесс является разновидностью гражданского процесса. Административный процесс пока еще не выделился из граждан-кого процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть. В астоящее время административное судопроизводство регулирует-н гл. 22—25 ГПК. Конституционный процесс находится в стадии правового форми-I ования, поисков оптимальных средств и путей осуществления кон-гитуциониого контроля. В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на правотворческий (воплощается, например, в регламентах Государственной Думы и Совета Феи-рации Федерального Собрания РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты, правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность ми-истра), с помощью которого принимаются правоприменительные мы, праворазъяснительньщ (воплощается, например, в Федераль-пм конституционном законе «О Конституционном Суде Россий-кой Федерации»), с помощью которого принимаются интерпрета-ионные акты. . РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Драма российского закона / Отв. ред. В.Г1. Казимирчук. М.. 1996. Г д. 5. I'. 69—73. Протасов В-Н. Юридическая процедура. М., 1991. Протасов ВН- Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1^91. Рязановскии В.А. Единство процесса. М.. 1996. Спиридонов ДМ, Теория государства и права. М., 1995. С. 242—246. Теория государства и права: Курс лекций / Пол ред. Н.И. Матузова и Л.П. Малько. М-: Юристъ. 1097. Гл. 17. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корсльский и В.Д. Персия ■ inn. Екатеринбург, 1996. Гл. 25. С. 393—398. 1 Теория юридического процесса /' Пол гад. ИМ. Горшенеиа. Харькоп. 1«Ж5? Тихомиров Ю-А. Действие закона. «L, 1992,, С. 119—130. ЧерданцевА.Ф. Теория государства и права. Р.катепшфург, 1996 Т? мя 11 Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Под реп. I |.П. Недбайло и В.М. Горшепева. М., 1976. 98. Соотношение системы права и системы законодательства Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям: 1) если первичным элементом системы права является норма, то акт; 2) если система права выступает в качестве содержания, то сис 3) если система права складывается объективно в соответствии с 4) если система права имеет первичный характер, то система для второй); 5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) 6) система права и система законодательства различаются и по РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Ввнгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1991Т. 1. Тема 7. \ Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.Гл. 19. С. 193—195. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.С. 197—200. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 178—179. Полента СВ. Система права и система законодательства в современных условиях // Правоведение. 1975. № 5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 216—220. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 55—57. 99. Правовые отношения: понятие и признаки Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Если норма права — статическое состояние правового регулирования, то правоотношения — динамическое. Категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юридические нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой 2) оно возникает на основе норм права (общие требования пра 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходи 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценнос- 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру: — субъект; — объект; —- субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Г. 2. Тема 8.
100. Виды правоотношений Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям: 1) в зависимости от предмета правового регулирования (отрасле 2) в зависимости от характера — на материальные (финансовые,
3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные 4) в зависимости от природы юридической обязанности — на
5) в зависимости от состава участников — на простые, возникаю 6) в зависимости от продолжительности действия — на кратко 7) в зависимости от степени определенности сторон — на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты — покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных правоотношениях точно известна лишь управомо-ченная сторона, а обязанные лица — все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения). Что касается общих (или общерегулятивных) правоотношений, то это вопрос дискуссионный. Согласно одной точке зрения, выделение подобных правоотношений недостаточно убедительно и практически бесполезно (В.К. Бабаев, Ю.И. Гревцов и др.). По мнению других авторов (Н.И. Матузов, С.С. Алексеев, B.C. Основин), общие правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, уважать права других граждан). Данные правоотношения возникают на основе норм Конституции, важнейшего законодательства и являются базовыми для отраслевых правовых отношений. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 8. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл.22. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 15. МатузовН.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. Гл. 9. Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотноше-i шя // Правоведение. 1996. № 3. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 238—240, Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 182—184, Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристь, 1997. Гл. 21. Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 21. С. 385—391. 101. Предпосылки возникновения правоотношений Отвечая на данный вопрос, прежде всего нужно дать определение понятия «правоотношение». Затем перейти к рассмотрению предпосылок возникновения правоотношений, под которыми обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения. Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений: 1) материальные (общие); 2) юридические (специальные). К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет), и соответствующее поведение участников правоотношений. К юридическим предпосылкам относятся: — норма права; — правосубъектность; — юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 8. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 22. С. 227. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., I 1996. Тема 13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 21. ХропанюкВ.11. Теория государства и права. М., 1993. С. 233—235. 102. Взаимосвязь норм права и правоотношений Отвечая на данный вопрос, прежде всего необходимо дать определение понятий «норма права» и «правоотношение» (см. соответственно ответы на вопросы 62 и 82). Взаимосвязь между ними может проявляться в следующем: 1) норма права и правоотношение выступают элементами меха 2) норма права — основа возникновения правоотношения; 3) норма права устанавливает круг субъектов правоотношений; 4) норма права в своей гипотезе предусматривает условия воз 5) норма права в диспозиции определяет субъективные права и 6) норма права в санкции содержит указание на возможные пос Таким образом, правоотношение есть форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие. В юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения: — по мнению большинства ученых, правоотношение — это ре — согласно другой позиции», правоотношение — это средство , РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 8. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 15. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 182. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 21. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 21.
103. Понятие и виды субъектов правоотношений Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п. К коллективным субъектам относятся: 1) государство в целом (когда оно, например, вступает в между 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерчес Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 8. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 22. С. 227—229. Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 15.
|