Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск.






Главным из всех военных преобразований стала реформа комплектования армии. 1 января 1874 г. был принят закон, который заменял систему рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью. Введение всеобщей воинской повинности для всех лиц мужского пола с 21 года, кроме лиц духовного звания, народов Средней Азии, Кавказа, Крайнего Севера. Призыв осуществлялся по жребию. Порядок прохождения службы: Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение.Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе- 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года в запасе.Освобождались от действительной военной службы: • имеющие льготы по семейному положению (единственный сын, единственный кормилец) • не пригодные к службе по состоянию здоровья. Срок действительной военной службы сокращался в случае: • наличия начального образования – до 4-х лет • окончания городской школы – до 3-х лет • окончания гимназии – до 1, 5 лет • наличия высшего образования – до 0, 5 года

 

46. Основные моменты в развитии гражданского и уголовного права второй половины XIX в.

Гражданское право: Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских, принятый в первой половине 19 в. В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных отношений выдвинуло на первый план купеческие, промышленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности: соответствие мог устанавливать Сенат, предписывающий санкции против нарушителей. Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц и учреждения. Это деление сохранялось до 1917г.Крестьяне получали личную свободу, статус “сельских обывателей” и элементарные экономические и гражданские права: имели право на собственность; могли защищать свои права в суде; свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения; вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи; вступать в брак без согласия помещика.В гражданском праве произошло окончательное оформление понятии юридического лица. Это понятие применялось ранее к государству, учебным заведениям, монастырям. Уголовное право: В уголовном праве окончательно утверждаются 4 важных принципа а понимании преступного деяния: 1и2) нет преступления и наказания, не предусмотренного законом, 3) привлечение к ответственности может иметь место лишь в случае виновности, 4) презумпция невиновности. Утверждение этих принципов потребовало регламентации оснований привлечения к уголовной ответственности, и юриспруденция выработала понятие состава преступления. Это совокупность необходимых элементов для доказательства обвинения. Их 4: субъект, объект, противозаконное действие и вина. Одновременно оформилось четкое деление уголовного права на общую и особенную части. Субъектом преступления оставалось вменяемое лицо, достигшее 10-летнего возраста. Полная уголовная ответственность наступала с 21 года, с этого возраста могла применяться смертная казнь. Под объективной стороной понималось действие или бездействие преступного характера, а под виновностью – состояние, в котором лицо сознавало или могло сознавать характер своих действий.

 

47. Изменение в политической системе в годы Первой российской революции.

Российская империя являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жёсткой диктатурой. 18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина. В нём Булыгину поручалось разработать проект закона о новом государственном учреждении, которое и составили бы " избранные от населения люди". 23 мая этот проект был представлен Совету Министров. 19 - 26 июля вопрос о Государственной думе обсуждали на специальном совещании под председательством императора высшие чиновники России. Наконец 6 августа Николай II утвердил " Учреждение Государственной думы" и " Положение о выборах в государственную думу" - документы, устанавливавшие порядок работы общероссийского выборного органа власти. Функции Государственной думы были законосовещательными, т.е. её депутаты могли участвовать только в обсуждении проектов законов, их мнение не играло решающей роли при его утверждении.Был принят Николаем 2 Манифест от 17 октября 1905 года чтобы утихомирить нарастающие настроения и волнения в обществе а также чтобы привлечь на свою сторону больше сторонников.Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным органом — Гос.Думой.Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. 1906 г: в феврале.был принят закон, который ограничивал свободу слова и печати. было принято " Учреждение Государственной думы"

48. Право и правовая политика в 1905 – 1907 гг. Основные законы

Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.Виды: государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Например, в них впервые были закреплены некоторые права и свободы человека, а также общие направления политики государства, что, в целом, существенно отличает конституционный акт от других нормативно-правовых актов.В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем. 2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы: - обязанности граждан (всеобщая воинская повинность — ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29); - определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 — неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; - ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; - ст. 39 признает свободу вероисповедания. 3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.

49. Государство и право России в период первой мировой войны (1914 – 1917 гг.).

Россия, преследуя внешнеполитические (новые территории, сфера влияния, международный рынок) и внутриполитические (отвлечение внимания народа, поддержание имиджа государства защитника) цели, вступилав Первую мировую войну летом 1914 г. в союзе с Англией и Францией (Антанта). Участие России в войне потребовало приспособление государственного аппарата к военным условиям. На основании Положения о полевом управлении войск в военное время, для руководства военными действиями вводится Ставка Верховного Главнокомандующего. Ставка была ответственна только перед императором, при ней действовал Штаб, возглавлявшийся начальником. В задачи Главного штаба при Военном министерстве входило проведение мобилизации. В качестве новых форм управления промышленностью и капиталами были созданы военно-промышленные комитеты, в задачи которых входило распределение военных заказов, установление внутренней и внешней ценовой политики. В качестве чрезвычайных органов для координации работы по отдельным направлениям были созданы Особые совещания. Они решали задачи по обороне государства, обеспечению топливом путей сообщения, государственных предприятий, работающих для целей государственной обороны, осуществляли надзор за предприятиями и контроль за госзаказами. Общественные организации объединились в Союзземств и городов (Земгор), который занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, участвовал в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. IV Государственная Дума, имевшая правое большинство, поддерживала решения царского правительства, ее работа отличалась наличием прогрессивного блока, который выступал за создание ответственного перед Думой правительства при сохранении монархии. Война продиктовала изменения также в законодательстве и судебном устройстве. В гражданском праве были узаконены реквизиции и принудительные отчуждения для нужд фронта, запрещен экспорт, вводилось принудительное размещение военных заказов. В трудовом праве снимались ограничения на использование детского и женского труда, были введены сверхурочные работы. В уголовном праве усиливается ответственность военнослужащих за государственные преступления, актуальные в военное время (незаконные операции с оружием и снаряжением, шпионаж, дезертирство, уклонение от несения военной службы). Судопроизводство характеризуется наличием военно-полевых судов.

 

50. Государственная дума – первый законодательный парламент России.

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными государственными законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем — на уездный съезд уполномоченных от волостей,»на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал