Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синтаксическое и актуальное членение предложенияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция № 7 Тема 10. Вопросы коммуникативного синтаксиса. Актуальное членение простого предложения 1. Синтаксическое и актуальное членение предложения 2. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема в предложении. 3. Средства выражения актуального членения предложения в русском языке. Порядок слов и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения предложения. 4. Прямой и обратный порядок слов Литература Основная 1. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин-т по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» /Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я.Маловицкий, А.К.Федоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- 464 с.- С. 333-338.+ 2. Русский язык. Учеб. для студентов пединститутов и спец. №2121. В 2-х ч. Ч.2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Н.В. Костромина, К.А. Николоева, Г.М. Ставская, Е.Н. Ширяев; под ред. Л.Ю. Максимова. - М. Просвещение, 1989. -288с.С.237--239.+ 3. Кононенко В.И., Брицин М.А., Ганич Д.И. Русский язык. К.: Вища школа, 1978.-С. Дополнительная 1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. №2101 «Рус. Яз. и лит.».- М.: Просвещение, 1981. – 271 с. – (Соврем. рус. яз. Ч.3). - С.24-30.+ 2. Бабайцева В.В.Русский язык: Синтаксис и пунктуация. - М.: Просвещение, 1979. – 269 с. – (Библиотека учителя русского языка). - С. 15-23. + 3.Современныйрусскийязык: Учебник: Фонетика.Лексикология.Словообразование.Морфология. Синтаксис.- 2-е изд., испр. и доп. / Л.А.Новиков, Л.Г.. Ззубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова.- СПб.: Изд-во „Лань”, 1999. -864 с. С.655-690.+
Синтаксическое и актуальное членение предложения Как уже упоминалось, в предложении различают два аспекта: номинативный и коммуникативный. Всякое предложение, с одной стороны, называет какой-то факт, с другой – служит единицей коммуникации. Предложение как единица синтаксиса имеет в своем составе члены предложения, занимающие определенные синтаксические позиции. Это членение предложения с точки зрения его синтаксической структуры есть членение синтаксическое. При таком членении выделяются структурное ядро предложения (подлежащее и сказуемое) и распространяющие его члены. Однако, реализуясь в речи, предложения в качестве конкретных единиц сообщенияоформляются в соответствии с определенным коммуникативным заданием. Предложение, в котором подчеркнута целевая установка говорящего, называется высказыванием. В лингвистике два эти термина противопоставляются. Высказывание – это предложение, в котором отразилось актуальное членение. Что же такое актуальное членение? Целенаправленность сообщения приспосабливает синтаксическую структуру предложения к конкретным нуждам ситуации. Приспособление грамматической структуры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации есть актуальное членение предложения (термин чешского лингвиста В. Матезиуса). Что такое коммуникативная задача? Это стремление говорящего подчеркнуть тот аспект содержания предложения, который является важным, существенным в данной речевой ситуации, в данном контексте. Актуальное членение создает коммуникативную структуру предложения. Термин «актуальное» подчеркивает, что членение существенно в данном контексте или данной ситуации. Например, впредложении Иван Иванович приехал с точки зрения ситуации могут быть актуальными разные члены предложения. Главную коммуникативную цель может выражать словоформа Иван Иванович, она логически выделяется (при такой ситуации предложение как бы отвечает на вопрос: Кто приехал? Иван Иванович приехал или Приехал Иван Иванович). Однако в другой ситуации цель сообщения может быть иной, например, говорящего интересует вопрос о том, где И.И.; тогда, приспосабливаясь к данной ситуации, предложение будет построено так: Приехал Иван Иванович Иван Иванович приехал. (Например: Дай мне хлеба) Итак, в каждом из вариантов предложении (с разными фразовыми ударениями и разным порядком слов) отчетливо выделяются две части: исходный пункт высказывания, который часто бывает известен или может угадываться по ситуации, и вторая часть, которая содержит именно то, что представляет собой главную коммуникативную цель высказывания; последняя чаще всего содержит нечто новое, неизвестное слушателю (в приведенных предложениях то Иван Ивано вич, то приехал). Исходный пункт высказывания называется темой, а компонент, передающий цель сообщения, — ремой. Членение предложения-высказывания на тему и рему и есть актуальное членение. Как видим, одна и та же грамматическая структура предложения может давать несколько вариантов коммуникативной структуры с помощью актуального членения. Главным средством передачи разного актуального содержания является порядок слов. Этот вывод можно сделать из анализа приведенных примеров: компоненты тема и рема располагаются в названном порядке, независимо от того, какими членами предложения они являются. Так, актуальное членение может разойтись с грамматическим, поскольку функции словоформ как членов предложения, за исключением некоторых случаев (см. ниже), от перестановки мест не меняются. Последовательность «тема — рема» с точки зрения коммуникативной структуры предложения есть прямой (или объективный) порядок слов. Если рема помещается перед темой, имеем обратный (или субъективный) порядок слов. В последнем случае для сохранения коммуникативной структуры предложения необходимо особое выделение ремы, которое и подчеркивает ее необычное расположение. Ср. варианты: Иван Иванович приехал или Приехал Иван Иванович… Следовательно, вторым средством выражения актуального членения, как показали примеры с разным фразовым ударением, является интонация (место фазового ударения). Таким образом, актуальное членение предложения — это членение предложения на то, что в нем при данном коммуникативном задании является исходным пунктом высказывания, считается известным, — тему (основу) и на то новое, что о теме сообщается, — рему (ядро). Рема является коммуникативным центром предложения. Термин «актуальное членение» принадлежит чешскому лингвисту В. Матезиусу. Слова и группы слов в предложении располагаются в соответствии с его актуальным членением. При обычной последовательности единиц актуального членения тема предшествует реме, т. е. порядок расположения слов и словесных групп соответствует последовательности от «данного» — к «новому». Так, в предложении Сухие листья медленно падают на землю выделяется тема сухие листья и рема медленно падают на землю. Предложения, в которых есть тема и рема, называются расчлененными. Предложения, в которых отсутствует противопоставление темы и ремы, называются нерасчлененными; в них нет логического ударения. Например, в предложениях Идет снег и Прошло пять лет весь состав предложений обозначает «новое». Роль порядка слов на уровне синтаксической структуры и на уровне актуального членения предложения Неодинакова. Для изучения порядка слов на уровне грамматической структуры определяющее значение имеет последовательность синтаксического членения предложения. Так, при синтаксическом анализе двусоставного предложения первоначально выделяют группу подлежащего и группу сказуемого. Затем в группе подлежащего находят подлежащее и устанавливают характер синтаксической зависимости второстепенных членов предложения по отношению к нему или между собой. Таким же образом анализируют и группу сказуемого. Если в предложении есть детерминант, то определяют его синтаксическую функцию. Итак, порядок слов на уровне грамматической структуры устанавливается последовательным членением компонентов, составляющих предложение. На уровне синтаксического строения у порядка слов есть определенные грамматические функции, которые отсутствуют при актуальном членении предложения. Но актуальное членение предложения обладает смыслоразличительной функцией в речи. Тема как исходный пункт высказывания должна располагаться в начале предложения, а рема, заключающая в себе главную коммуникативную цель высказывания, — после темы. Такая последовательность обеспечивает правильное логическое построение речи. В речи актуальное членение предложения накладывается на синтаксическое членение. Между актуальным и синтаксическим членением предложения существует зависимость двоякого характера. С одной стороны, актуальное и синтаксическое членение предложения могут совпадать. С другой — актуальное членение предложения может быть противопоставлено его синтаксическому членению, так как предложения с одинаковым грамматическим составом в зависимости от разных целей коммуникации имеют разное актуальное членение. Наиболее распространенный случай совпадения синтаксического и актуального членения отмечается в двусоставных предложениях без детерминантов, когда темой высказывания служит подлежащее, а ремой — сказуемое: Нянечка отвела Новоселова в уголок, где было оборудовано нечто вроде гостиной, и усадила в страшно тяжелое громадное кресло. Он \стал дожидаться (Кат.). В предложении Тяжело загруженная лодка | глубоко сидела в воде (Аре.) состав подлежащего представляет собой тему, а состав сказуемого — рему. В тех случаях, когда темой является сказуемое, а ремой — подлежащее, актуальное членение противопоставлено синтаксическому. Например: Поезд мчит, мягко покачивая. В ночи. мимо окон чертят | искры (С.-М.) — если в первом предложении актуальное и синтаксическое членение совпадают, то второе предложение при актуальном членении распадается на части: в ночи мимо окон чертят и искры. Первая часть представляет собой тему высказывания, «данное», а вторая — рему, «новое». Синтаксически же предложение членится иначе: искры. — подлежащее, а в ночи мимо окон чертят — состав сказуемого. Сложное взаимодействие синтаксического и актуального членения возникает в предложениях с детерминирующими членами. Например, в двусоставном предложении Летом степь своим торжественным покоем | наводила на меня унылую грусть (Ч.) выделяются детерминирующее обстоятельство летом, подлежащее степь с зависимым сочетанием и состав сказуемого наводила на меня унылую грусть. Детерминант и подлежащее с зависимым сочетанием входят в тему, состав сказуемого — в рему. Односоставное предложение Мне / непременно нужно переговорить окончательно (Т.) членится на детерминирующий объект мне, детерминирующее обстоятельство непременно и безличный предикат нужно переговорить. Актуальному членению подвергается сочетание детерминирующего объекта и безличного предиката (мне — тема, непременно нужно переговорить окончательно — рема). Односоставное предложение При таком шуме (совершенно невозможно разговаривать по телефону (В. Д.) членится на детерминант при таком шуме, который представляет собой тему высказывания, и состав безличного предиката невозможно разговаривать по телефону — рему высказывания. В состав темы и ремы входят любые члены предложения, независимо от того, какой частью речи они выражены и какое имеют лексическое значение. Тема и рема могут совпадать с отдельным словом или группой слов. Например, в предложении Остановить сказку, рассказ, повесть, когда они появляются на свет, \ почти невозможно (Пауст.) главное предложение членится на группу подлежащего остановить сказку, рассказ, повесть и группу сказуемого почти невозможно (в тему входит группа подлежащего, в рему группа сказуемого).
|