![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка стратегического видения и миссии организации
Менеджер должен ясно представлять себе характер деятельности своей организации на сегодняшний день и в будущем, а также продумать долгосрочную концепцию развития организации на 5-10 лет. Именно, то, что видится менеджеру относительно места своей организации на рынке, а также долгосрочного курса ее развития, и является стратегическим видением. На стратегическом видении базируется миссия организации и стратегические цели. Миссия – это обобщенная формулировка главной цели, фундаментальная причина ее присутствия в данном бизнесе. Четкое видение определяет правила, по которым организация должна действовать в каждое время. Если предприниматель хочет, чтобы его бизнес был успешным, стратегическое видение для него – не роскошь, а необходимость. Так как ни одна организация не может двигаться вперед, не имея четкого представления о том, куда она идет и чего хочет достичь. В связи с этим, высшее руководство организации должно тщательно разрабатывать стратегическое видение, отражающее желательное состояние организации в будущем, идеальное представление об этом будущем или мечту. Стратегическое видение – это перспективный взгляд на развитие организации. Оно обозначает пункт назначения для всех заинтересованных групп в сотрудничестве с ней. Разработка видения представляет первый шаг к разработке стратегического плана организации (рис. 3.).
Рис. 3. Видение, миссия, цели
Миссия любой стратегии организации отражает ее главное, важнейшее намерение. Формулировка миссии определяет, почему организация действует в конкретной бизнес-среде. По мнению Акоффа, хорошая формулировка миссии должна обладать пятью основными характеристиками: · давать определение бизнесу, в котором фирма желает действовать; · дифференцировать фирму от ее соперников, подчеркивать ее уникальность; · создавать основу для формирования целей; · воодушевлять и мотивировать; · быть приемлемой (подходящей) для всех заинтересованных лиц внутри фирмы и за ее пределами [10]. Формулировка миссии состоит из пяти элементов. В ней должны находить отражение следующие значимые составляющие: 1) рассуждение о природе бизнеса, которым занимается организация; 2) учет реакции на миссию со стороны потребителей, а не самой организации; 3) базовые ценности и убеждения организации; 4) элемент устойчивого конкурентного преимущества; 5) обобщение основных причин выбора данного конкретного подхода к бизнесу и клиентам. Миссия должна дифференцировать организацию, указать на ее персональные особенности, отличающие ее от всех существующих и потенциальных конкурентов. Задача миссии – стимулировать и вдохновлять сотрудников организации, порождать мотивацию и деловую активность. Для правильного определения бизнеса организации стратеги должны найти ответы на три главных вопроса: 1) Какие потребности клиентов намеревается удовлетворить наш бизнес? 2) Какие группы потребителей составят целевой рынок? 3) Какие технологии используются для удовлетворения потребителей? Диверсифицированные организации формируют свою миссию и определяют сферу деятельности в более общем или широком виде, чем узкоспециализированные организации. Особое место в процессе стратегического менеджмента отводится формированию миссии для ключевых функциональных отделов. (НИОКР, маркетинг, финансы и др.). Каждый отдел, сформировавший свою миссию, получает дополнительный выигрыш от согласованных целеустановок организации, определяющих вклад отдельного подразделения в реализацию ее миссии, а также сферу деятельности и направление движения. Предполагается, что миссия выполняет три важных роли: Ø определяет направление движения бизнеса; Ø служит для убеждения в оправданности ее бизнеса тех, кто присоединяется к кругу заинтересованных лиц; Ø играет важную роль в вовлечении всех сотрудников организации в атмосферу общих ожиданий, служит мощным мотиватором. Формулировка миссии не является вечной. Она претерпевает изменения с учетом происходящих перемен в окружающей среде. В то же время в мировой практике ведения бизнеса существуют примеры явного «долголетия» миссии. В 1946 году со стартовым капиталом в 500 долларов была основана компания «Сони» [11]. Безусловным лидером и одним из основателей компании Ибука в том же 1946 году в общих чертах было сформулировано предназначение «Сони», которая «должна была стать новатором, мозговым трестом», оригинальным способом производящим новейшие техноёмкие товары. В соответствии с этим предназначением в течение многих десятилетий выстраивались приоритеты и стратегия компании. Основными ресурсами компании считались: сотрудники, исследования, маркетинг. К сожалению, российский бизнес слишком молод, для приведения подобных примеров из практики нашей страны.
|