Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические советы. Тема 1. Античная культураСтр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 1. Античная культура План 1. Средиземноморская цивилизация Греции и Рима - колыбель 2. Античный полис (город-государство) как модель мироздания и 3. Основные достижения античной культуры. 4. Причины гибели античной цивилизации. Литература 1. Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. — М., 1989. 2. Багдасарьян Н.Г. и др. Культурология. - М., 2006. 3. Кармин Е.С. и др. Культурология. - СПб., 2005. 4. Культурология. История мировой культуры /Под ред. проф. А.Н. 5. Культурология. Под ред. проф. Г.В. Драча. - М., 2003. 6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2001. 7. Моисеева Н.А. Культурология. Учебное пособие. - СПб., 2007. 8. Чистяков И.Н. Исторические типы античной культуры. -М., 2001. Методические советы Изучение данной темы необходимо с определения понятия «античность», введенного итальянскими гуманистами для определения греко-римской культуры, в её хронологических рамках от истоков крито-микенской культуры (рубеж Ш-П тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э., положившего начало переходу к христианской культуре, а затем перейти к общей характеристике эпохи. Далее следует раскрыть особенности греческого общества, его полисной системы. Полис — демократически управляемый город-государство, гарантирующий равные права гражданам - полноправным участникам общественной жизни. Двуединая античная форма собственности органично сочетала частную собственность, давшую человеку инициативу, и государственную, обеспечившую социальную стабильность и защиту. Благодаря этому закладывается основа гармонии между личностью и обществом. Таким образом, греческая античность позволила человеку поверить в свои собственные силы и разум,, позволила строить отношения между людьми на принципах агонистики — соревнования с целью достижения лучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет, и, наконец, позволила выработать общий принцип культуры - калокагатию - классическое равновесие духа и тела, добра и красоты, общественного и личного. Именно эти принципы в конечном итоге стали определяющими для всей европейской культуры.
Рассматривая основные достижения античной культуры, следует остановиться также на особенностях мировосприятия греков, своеобразии их мифологии, главным принципом которой являлся антропоморфизм.. Особое внимание надо уделять художественным достижениям античной культуры, обратившись к таким видам искусства, как архитектура, скульптура и т.д. Характеристика высочайших достижений античности требует понимания категорий «мера» и «гармония». Рассматривая «меру» как универсальный принцип, необходимо подчеркнуть эстетическое значение положения Протагора: «Человек есть мера всех вещей», которое получает следующее толкование применительно к искусству; - «мера» как соответствие вещи своему назначению; - «мера как пропорциональность человеческого телосложения, - «мера» как учет закономерностей человеческого восприятия Гармония — это единство противоположностей. Образцом для гармонии в греческом искусстве являлась гармония в Космосе и природе. Нельзя не обратить внимание на безмятежность лиц античной скульптуры и, одновременно, телесную царственность и откровенность. Эпоха, поклонявшаяся красоте, выразила богатство человеческого мира в жизни тела, поскольку поклонялась видимому. С этих позиций можно обратиться к анализу произведений античного искусства, проследить историю развития и художественную эволюцию архитектуры, скульптуры, вазописи. Выявляя основные тенденции в развитии греческой скульптуры важно проследить, как изменялся способ художественного воплощения образа человека от архаики к классике на примере творчества Мирона, Фидия, Поликлета, Скопаса, Пракстеля, Лисиппа. Затем следует перейти к изучению искусства Древнего Рима, опираясь на знание древнегреческой культуры, определить достижения римлян в области архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «Нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя государства и был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок, храмов, термов (общественных бань), цирков, амфитеатров и т.д. В заключение работы над темой необходимо показать, как использовались достижения античной культуры в последующиеисторические эпохи. При этом можно выделить основные направления, определяющие влияние античности на дальнейшее развитие художественной культуры: - мифологические образы в различных видах искусства; - обращение к историческим событиям и реальным действующим - памятникам античной культуры и искусства как объектам - использование античного канона красоты (в архитектуре, живописи, Вопросы и задания: 1. В чём состоит сходство и различие древнегреческой и 2. Проследите историческую эволюцию древнегреческой 3. Опираясь на полученные знания об античной культуре, 4. Известна высочайшая оценка К. Маркса достижений греческого 5. Какие памятники античного искусства и имена их создателей 6. В чем состоит суть образа Прометея? Что такое «прометеевское 7. Каковы стилистические признаки классицизма в архитектуре? 8. Внутренней потребностью и гениальным достижением греческой 9. Подумайте, в чем проявляется честность вдревнегреческой 10. Агональная личность - это двуликий Янус, на одной стороне
|