Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические советы. Тема 1. Античная культураСтр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 1. Античная культура План 1. Средиземноморская цивилизация Греции и Рима - колыбель 2. Античный полис (город-государство) как модель мироздания и 3. Основные достижения античной культуры. 4. Причины гибели античной цивилизации. Литература 1. Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. — М., 1989. 2. Багдасарьян Н.Г. и др. Культурология. - М., 2006. 3. Кармин Е.С. и др. Культурология. - СПб., 2005. 4. Культурология. История мировой культуры /Под ред. проф. А.Н. 5. Культурология. Под ред. проф. Г.В. Драча. - М., 2003. 6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2001. 7. Моисеева Н.А. Культурология. Учебное пособие. - СПб., 2007. 8. Чистяков И.Н. Исторические типы античной культуры. -М., 2001. Методические советы Изучение данной темы необходимо с определения понятия «античность», введенного итальянскими гуманистами для определения греко-римской культуры, в её хронологических рамках от истоков крито-микенской культуры (рубеж Ш-П тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э., положившего начало переходу к христианской культуре, а затем перейти к общей характеристике эпохи. Далее следует раскрыть особенности греческого общества, его полисной системы. Полис — демократически управляемый город-государство, гарантирующий равные права гражданам - полноправным участникам общественной жизни. Двуединая античная форма собственности органично сочетала частную собственность, давшую человеку инициативу, и государственную, обеспечившую социальную стабильность и защиту. Благодаря этому закладывается основа гармонии между личностью и обществом. Таким образом, греческая античность позволила человеку поверить в свои собственные силы и разум,, позволила строить отношения между людьми на принципах агонистики — соревнования с целью достижения лучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет, и, наконец, позволила выработать общий принцип культуры - калокагатию - классическое равновесие духа и тела, добра и красоты, общественного и личного. Именно эти принципы в конечном итоге стали определяющими для всей европейской культуры.
Характеристика высочайших достижений античности требует понимания категорий «мера» и «гармония». Рассматривая «меру» как универсальный принцип, необходимо подчеркнуть эстетическое значение положения Протагора: «Человек есть мера всех вещей», которое получает следующее толкование применительно к искусству; - «мера» как соответствие вещи своему назначению; - «мера как пропорциональность человеческого телосложения, - «мера» как учет закономерностей человеческого восприятия Гармония — это единство противоположностей. Образцом для гармонии в греческом искусстве являлась гармония в Космосе и природе. Нельзя не обратить внимание на безмятежность лиц античной скульптуры и, одновременно, телесную царственность и откровенность. Эпоха, поклонявшаяся красоте, выразила богатство человеческого мира в жизни тела, поскольку поклонялась видимому. С этих позиций можно обратиться к анализу произведений античного искусства, проследить историю развития и художественную эволюцию архитектуры, скульптуры, вазописи. Выявляя основные тенденции в развитии греческой скульптуры важно проследить, как изменялся способ художественного воплощения образа человека от архаики к классике на примере творчества Мирона, Фидия, Поликлета, Скопаса, Пракстеля, Лисиппа. Затем следует перейти к изучению искусства Древнего Рима, опираясь на знание древнегреческой культуры, определить достижения римлян в области архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «Нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя государства и был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок, храмов, термов (общественных бань), цирков, амфитеатров и т.д. В заключение работы над темой необходимо показать, как использовались достижения античной культуры в последующиеисторические эпохи. При этом можно выделить основные направления, определяющие влияние античности на дальнейшее развитие художественной культуры: - мифологические образы в различных видах искусства; - обращение к историческим событиям и реальным действующим - памятникам античной культуры и искусства как объектам - использование античного канона красоты (в архитектуре, живописи, Вопросы и задания: 1. В чём состоит сходство и различие древнегреческой и 2. Проследите историческую эволюцию древнегреческой 3. Опираясь на полученные знания об античной культуре, 4. Известна высочайшая оценка К. Маркса достижений греческого 5. Какие памятники античного искусства и имена их создателей 6. В чем состоит суть образа Прометея? Что такое «прометеевское 7. Каковы стилистические признаки классицизма в архитектуре? 8. Внутренней потребностью и гениальным достижением греческой 9. Подумайте, в чем проявляется честность вдревнегреческой 10. Агональная личность - это двуликий Янус, на одной стороне
|