Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические советы. Приступая к изучению данной темы, надо выяснить роль и значение средневековья в истории мировой культуры
Приступая к изучению данной темы, надо выяснить роль и значение средневековья в истории мировой культуры, обратить внимание на разные точки зрения в оценке этой эпохи (гуманисты Возрождения, рационализм XVII века, французские просветители XVIII века, романтизм XIX, неотомизм XX вв.), понять причины данных разночтений. С этой целью следует отметить двойственный характер изучаемого времени: с одной стороны, забвение достижений античной культуры, с другой - постепенное накопление сил для дальнейшего развития, вызревание в её недрах культуры Ренессанса. Важно рассмотреть источники средневековой культуры: 1) взаимопроникновение элементов античной культуры и варварской стихии; 2) христианства и культуры позднего Рима. Далее необходимо остановиться на характеристике важнейшей особенности средневековой культуры - роли и влиянии христианского вероучения и христианской церкви в формировании её ценностей. В этой связи следует обозначить особенности религиозного сознания, выделив три из них (символичность, догматичность и каноничность). При этом не забыв о игре воображения, которое являлось неотъемлемой частью представлений людей о мире, что найдет отражение в практике средневекового искусства. Далее следует выделить три периода в эпохе средневековья и дать им характеристику; Раннее средневековье (V-XI вв.): - появление религии - христианства; развитие теологии - богословия; Высокое средневековье (XII век): - вытеснение романского стиля готикой - архитектурным стилем, Позднее средневековье (XIII-XV вв.): - появление мистики как переживания в экстазе непосредственного Опираясь на знание духовных доминант эпохи, можно перейти непосредственно к анализу культурыи искусства средневековья, выделив такие виды творчества, как архитектура, литература, музыка. Особое внимание необходимо уделить памятникам романского и готического стилей в архитектуре, используя сравнительный анализ. При характеристике романского стиля можно учесть мнение французского ваятеля Родена: романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность». Давая оценку готическому стилю, следует исходить из предназначения готического собора, как наглядного воплощения божественного космоса. Отсюда и его полифункциональность, и способность совместить в единое целое все виды искусства: скульптуру, расположенную в нишах, архитектуру, полифоничность музыки и орнаментального декора. Особое место в данной эпохе занимает народная смеховая культура, представленная как словесными видами творчества, так и зрелищными формами. Сущность её особенно ярко проявляется в карнавалах с их перевертыванием привычных иерархических представлений о «верхе» и «низе», мирском и божественном. Особую роль играет комическое, которое выступает одновременно как выражение изобилия и плодородия жизни, своего рода эстетическая «дистанция», а также как источник преодоления страха и суеверий, выполняя при этом очищающую социально-критическую, антиклерикальную функцию. В заключение необходимо обратить внимание на противоречивость данной культуры, которая выступала, по сути, движущей силой её развития, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мировоззрении человека. Он произойдет в следующую эпоху - Возрождения. Вопросы и задания: 1. С чем связано положениеоб упадке культуры и «тьме» 2. Что представляет собой сознание средневекового человека и как 3. Что представляет собой символика как способ мышления? Какую 4. «...XIX век французской поэзии черпал свою силу из той же 5. Чем были обусловлены особенности архитектурного решения в 6. Оцените роль городов как центров образования, науки и культуры в 7. Каковы особенности готического искусства Франции, Германии, Определите основные различия рыцарской и городской культуры.
|