Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА III. Глобальное взаимодействие
Глобальное взаимодействие Структурная организация Универсума
Возвращаясь к рассмотрению феномена времени, поставим вопрос о смысле области отрицательных значений функции k = 1/tвр2 (рис. 24). Рис. 24. Область положительных и отрицательных значений функции к = 1/tвр2
Действительно, любой упорядоченной паре tвр2 = хi ki = yi
соответствует симметричная относительно начала координат пара tвр2 = - хi ki = - yi
Однако в рамках линейного мышления вторая пара не может быть интерпретирована осмысленным образом. Между тем, переход от линейности к нелинейности означает также переход от языка к метаязыку и от низшего логического уровня сознания к более высокому. Таким метаязыком в нашем случае будет язык описания глобального взаимодействия. От космограммы, сведенной воедино совокупности карт, оно отличается, прежде всего, установлением принципиального единства Универсума в эволюционном, структурном и причинно-следственном смысле, единства, в своем предельном выражении сводящегося, как уже отмечалось, к известной формуле Упанишад: «Та tvam asi» - «Ты есть То». Такое определение может показаться слишком расплывчатым - оно не может быть иным, поскольку знание о феноменах, относящихся к ядру личности, легче «передать» («дать почувствовать» и т. д.), чем высказать. Это принципиальная трудность, связанная с предельно возможным для человеческого существа уровнем метаязыка описания. Тем не менее, мы попытаемся достаточно подробно разобрать, что именно понимается под глобальным взаимодействием; более того - одной из целей написания настоящей книги, если не главной целью, была изначально именно такая попытка, без которой, с одной стороны, психосоматические построения лишаются своего подлинного основания, а с другой стороны, не имеют логического завершения. Вместе с тем, высказать однозначно и кратко всю совокупность сопровождающих глобальное взаимодействие представлений технически невозможно. Поэтому еще раз призываем читателя к терпению и добросовестному вниманию - мы же постараемся дать как можно больше разных точек зрения именно потому, что хотя бы одна из них может вызвать цепную реакцию понимания, которое назовем также пересозданием структуры. Осуществить такую подачу с разных точек зрения тем более «просто» и тем более имеет смысл, что на уровне глобального взаимодействия (шестом логическом уровне сознания) становится ясно, что различные космограммы, целостные описания устройства Вселенной, как бы они внешне ни отличались друг от друга, зачастую сводятся к одному и тому же (парадоксальной оказывается «истинность» разных космограмм, что, впрочем, не означает, что не существует космограмм ложных - их более чем достаточно). Как мы увидим, проблема истинности замещается проблемой объективности или, точнее, степенью приближения процесса отражения-отреагирования к восприятию Объективной Реальности. Итак, отталкиваясь именно от этого понятия - Объективная Реальность, - мы намерены, во-первых, приступить к описанию собственного глобального взаимодействия, а во-вторых, продемонстрировать, что, несмотря на кажущуюся отвлеченность, наши построения имеют несомненную практическую значимость. Как мы знаем, отражение-отреагирование связывает «внешний» объект и образ объекта (объект «внутренний»). Мы можем поставить в соответствие определенному классу первых определенный класс вторых в зависимости от того, на каком логическом уровне сознания пребывает центр осознания человеческого существа (рис. 25). Тут необходимо сделать ряд замечаний:
Рис. 25. Отражение-отреагирование на разных логических уровнях осознания
- на первом, втором и на шестом, седьмом логических уровнях «внешние» и «внутренние» объекты как бы смыкаются, что и понятно, если мы вспомним ориентацию вектора внимания: на уровнях проявлений личности первые и вторые как бы неотличимы между собой, поскольку личность не представлена, не осознается человеком; на уровнях ядра личности собственное Я становится объектом отражения и лишь в его зеркале воспринимается все остальное (рис. 26);
Рис. 26. Особенности отражения-отреагировання, присущие проявлениям личности, собственно личности и ядру личности
- говоря о стратегиях, мы, во-первых, имеем в виду специфические «внутренние» объекты, присущие третьему логическому уровню сознания, а во-вторых, связанный с ними сквозной инструмент, объединяющий личность и проявления личности в некотором операционном единстве (рис. 27); - во втором смысле стратегии - это некоторые программы, базирующиеся на картах четвертого логического уровня и представляющие собой определенную последовательность шагов — аудиапьных, визуальных и кинестетических; стратегии проецируются в зону проявлений личности в виде конкретных действий и связанных с ними «точечных» ощущений, причем в обычном состоянии сознания, а также в состоянии неглубокого транса осознаются только кинестетические шаги;
Рис. 27. Стратегия, как «внутренний» объект третьего логического уровня и сквозной инструмент отражения-отреагирования
Визуальные и аудиальные шаги стратегий относятся к определяющим их картам и, соответственно, не осознаются, когда вектор внимания направлен вовне, на действия. Даже и в том случае, если центр осознания находится на четвертом и высших логических уровнях, конкретные стратегии могут полностью не осознаваться, поскольку привычным образом находятся «за скобками» восприятия - в области автоматической деятельности. Тем не менее, они могут быть полностью осознаны при помощи особых техник, связанных с погружением в достаточно глубокие трансовые состояния, такого рода работа будет рассмотрена нами подробно. - под глобальным контекстом мы понимаем максимально общий доступный человеческому существу контекст (типа «Я как человеческое существо во Вселенной»), отражающийся в виде космограммы и включающий в себя все прочие доступные контексты. Другой тонкий момент: когда мы говорим о погружении по логическим уровням сознания к ядру личности, это лишь до некоторой степени и до некоторого момента «движение извне-вовнутрь». Как мы помним, «за» седьмым логическим уровнем расположена зона, не принадлежащая собственно человеческому существу, точнее, не относящаяся к его миру - этот мир в дальнейшем мы будем называть антропосферой. Зададимся вопросом: «где» расположен этот высший - по отношению к ядру личности - структурный слой? Иногда высший уровень организации ищут в области микромира - на уровне «точечных» кварков и элементарных пространственно-временных отрезков. Действительно, анализ уравнений Общей теории относительности Эйнштейна показывает, что при определенных значениях плотности вещества, выше некоторых предельных, гравитирующие массы коллапсируют, погружаются «ниже» так называемого радиуса Шверцшильда, т. е. становятся не наблюдаемыми извне. Если же сфера Шверцшильда имеет некоторый изъян, она может наблюдаться как «элементарная» частица, даже если «на самом деле» скрывает в себе вселенную, подобную нашей. Такие частицы получили название фридмонов (мы не будем вдаваться в физику вопроса, разбирать условия, при которых коллапсирующая масса «отчасти наблюдаема», и строить предположения о том, существуют фридмоны в реальности или нет, - они могут существовать, и этого достаточно). Переход через поверхность сферы Шверцшильда - это преодоление сингулярности. Весь вопрос в том, в каком направлении это будет переход «+0», а в каком - «-0». В области нашего мира число гипотетических фридмонов ничем не ограничено. В принципе, ими могут оказаться все элементарные частицы, образующие «нашу» Вселенную. Из самых общих методологических соображений ясно, что «высший» уровень организации не может дробиться и быть множественным, - напротив, «низшие», обусловленные «нашим» уровни вполне могут быть таковыми. Более того, естественно ожидать (учитывая, в частности, фрактальный характер развертывания Универсума), что подчиненных миров будет неопределенно большое множество. Таким образом, можно выстроить последовательность: множество обусловленных миров (фридмонов) - «наш мир» - «высший мир», в котором антропосфера также представляется фридмоном. Множество «низших» миров также «находится» как бы за пределами, по ту сторону Хаоса, в «недрах» рассеянных точечных объектов «элементарного» (для нас) характера. «Высший» мир - за пределами сингулярности, «окружающей» антропосферу. Но где граница такого «окружения»? Никак не в области периферии в школьно-геометрическом смысле этого слова - для бесконечного замкнутого пространства, каким является фридмон, такой периферии просто нет. Здесь хорошо «работает» такое образное определение Вселенной, данное Паскалем: «Сфера, чей центр везде, а окружность - нигде». Этот центр «везде» и есть переход через сингулярность «вверх», к уровню «+0». Дело не в расположении такого центра, а в способе перехода. Он доступен лишь Активному, Сознанию на глубинных логических уровнях. (Вспомним, между прочим, что все религии призывают искать Бога, Абсолют в своем сердце, т. е. буквально в середине собственного существа - обратите внимание на этимологию этих слов: «сердце» и «середина».) Мы должны констатировать, что это «где» находится принципиальным образом вне антропосферы - в ином «структурном пространстве», расположенном на «высшем» по отношению к человеческому существу структурном уровне организации. Это «где» трансцендентально антропосфере - в том смысле этого слова, который ему придают богословы, - и может быть отождествлено с Первопричиной, Абсолютом, Богом. В некоторой степени Его творческой эманации (т. е. мы должны понимать, чтя «выше» этого «высшего» уровня существуют другие, и в самом «центре» - Абсолютный Ноль, Базовая Матрица всего проявленного Универсума). С точки зрения познания или отражения-отреагирования, это запредельное «трансцендентальное где» и есть Объективная Реальность. С другой стороны, «низший» по отношению к человеку мир является Субъективизированной Реальностью. Зоны перехода от одного мира к другому включают собственно точку перехода (сингулярность), которая может быть интерпретирована как развертывание уровня +0 в «обусловленный» мир или трансляцию базовой матрицы «высшего» уровня (Маль-кут «высшего» уровня) в ее проекцию на этом уровне (7 уровень, Ке-тер), являющуюся начальной точкой разворота фрактальной структуры, а также Малькут «высшего» уровня (уровень +0) и Кетер уровня реализации (7 уровень). Если мы будем рассматривать отношение высшего» уровня к «низшему», то, соответственно, зона перехода будет представлена уровнем 1 (Малькут, базовой матрицей для «низшего» уровня), сингулярностью и уровнем -0 (Кетер «низшего» уровня, проекция базовой матрицы «низшего» уровня). Иными словами, для данного мира, скажем, антропосферы, 7 структурный уровень (включающий в этом конкретном случае, по оси развития - зону Адама по вертикали - Атман, по оси отражения-отреагирования — уровень проекции Абсолюта) представляет собой субсингулярную зону, далее следует сингулярность и транссингулярный структурный уровень «высшего» мира; точно так же 1 структурный уровень (включающий в этом конкретном случае, по оси развития - зону особи, по вертикали - физическое тело, по оси отражения-отреагирования - уровень окружения) тоже представляет собой субсингулярную зону, но по «направлению» к «низшему» миру, далее следует сингулярность и транссингулярный структурный уровень «низшего» мира. Таким образом, на уровне каждого мира, скажем, на уровне антропосферы, мы имеем дело с двумя типами сингулярности и двумя типами трансцендентальности. Назовем первый тип - сингулярностью «+0» и трансцендентальностью «+0», а второй тип, соответственно, сингулярностью «-0» и трансцендентальностью «-0». Трансцендентальность «+0» — это и есть Объективная Реальность, а сингулярность «+0» — «путь» к ней. Трансцендентальность «-0» - это Субъективизированная Реальность, а сингулярность «-0», - соответственно, «путь» к ней. Теперь неизбежными, хотя и неожиданными, оказываются следующие два вывода: 1. Объективная Реальность едина и единственная для всех носителей Активного Сознания данного структурного уровня организации (данного мира) [23]. 2. Субъективизированная Реальность распадается на ряд псевдоточечных феноменов, объединенных, во-первых, общей базовой матрицей, что обеспечивает единство законов «мертвой» природы, а во-вторых, отражением-отреагированием, основанным на единой базовой матрице высшего порядка, что обеспечивает верность обобщения и анализа. Отметим, прежде всего, что человеческое существо занято почти исключительно познанием Субъективизированной Реальности и обращается к Объективной Реальности лишь обращаясь к самому себе. Отметим также, что позиция агностицизма в отношении Субъективизированной Реальности представляет собой логический нонсенс. Что же касается познания Объективной Реальности, то единственный путь к 1 нему - путь индивидуальной эволюции. Таким образом, мы видим три разновидности познания и три следствия из выбранного пути: 1. Познание Субъективизированной Реальности. Это всегда заведомая фактография без надежды на установление глубинных законов организации реальности (поскольку определяющая матрица оказывается вне поля зрения); следствием являются линейные технологии. 2. Познание того структурного уровня, который является определяющим для уровня Субъективизированной Реальности, т. е. в нашем конкретном случае - антропосферы; это дает возможность исчерпывающим образом раскрыть законы «мертвой» природы и выйти к универсальным технологиям. Поскольку эти законы представляют собой «динамическую периферию» антропосферы и являются частным случаем законов высших структурных уровней - уровней личности и ядра личности. 3. Познание Объективной Реальности как базиса антропосферы, этот путь позволяет раскрыть все закономерности данного структурного мира. Дальнейшее потребует от нас обратиться к закономерностям фрактального развертывания базовой матрицы и сформулировать еще один основополагающий принцип структурной психосоматики - постулат иерархии: фрактальное развертывание базовой матрицы сопровождается, во-первых, последовательной потерей качества трансляции, во-вторых, фрактальным подобием каждого уровня всей структуры в целом. Таким образом, мы фиксируем структуру 1-го порядка, 2-го порядка и т. д. Или, что то же самое, иерархию 1-го порядка, 2-го порядка и т. д. По отношению друг к другу структурные уровни организации подобны соседним числовым классам: они сами по себе бесконечны, но имеют разную мощность множества. Рассмотренные нами проблемы, связанные с отражением-отреагированием, законами перехода и иерархичностью организации структуры, имеют прямое отношение к глобальному взаимодействию - это его отдельные аспекты. Не будет большой ошибки, если мы поставим знак равенства между глобальным взаимодействием и Мироустройством, если под последним мы будем понимать, во-первых, совокупность представлений о структурной организации Универсума от точки Абсолютного Нуля (базовой матрицы) к периферии, во-вторых, закономерности отражения-отреагирования, в-третьих, законы вырождения качества трансляции базовой матрицы. Рассмотрим теперь некоторую модель, которая позволит до некоторой степени представить себе отношение Активного Сознания и Объективной Реальности: локус Активного Сознания погружен в поверхностные слои сферы, центральная часть которой отождествляется с Объективной Реальностью, эта сфера погружена в пространство Объективизированной Реальности. Последнюю можно отождествить с 1 - 2 структурными уровнями; внешние слои сферы, соответственно, отождествимы с зоной 3-5 уровней и 6 - 7 уровней. Перемещение данного локуса (строго говоря, локус Активного Сознания в данной модели соответствует зоне осознания) в сторону центра сферы соответствует погружению центра осознания на глубокие логические уровни сознания, т. е. приближение к Объективной Реальности. Мы можем модифицировать описываемую модель в иную, включающую сингулярный переход от одного мира к другому (такая модель принципиально нелинейна). Вернемся к феномену времени в глубоких трансовых состояниях, когда «внутреннее» время как бы останавливается; мы сталкиваемся с явлением, которое можно интерпретировать как «смыкание личной истории». Анализируя этот феномен, мы приходим к выводу, что отрицательные значения параметров k и tвр2 относятся к зоне будущего, в то время как положительные - к зоне прошлого. С другой стороны, время - не что иное, как мера энтропии системы. Иными словами, чем больше времени проходит, тем больше структура приходит, разрушаясь, в состояние хаоса, средних значений. Отсюда очевидным становится вывод: параметр k в зоне отрицательных значений определяет степень упорядоченности системы, негэнтропию.[24] Разумеется, значения k и k, t вр2 и t вр2невозникают отдельно друг от друга - мы можем сказать, что полное описание состояния системы определяется матрицей, имеющей форму: |k t | V=| k t вр2| Матрицей называется любое семейство элементов aij, где i пробегает множество 1, 2,..., р, a j - множество 1, 2,..., n:
Строки матрицы соответствуют векторам некоторого n-мерного пространства, а сама она описывает это пространство. Рассматриваемая нами модель плоская, поэтому мы и получаем матрицу второго порядка. Но такая плоскостность - это упрощение. В дальнейшем возможен переход к описанию многоконтекстного гиперпространства, образованного, в предельном случае, бесконечным числом осей k и tBP2. Матрица, отвечающая такому описанию, связана с этим гиперпространством. Обратим внимание на то обстоятельство, что до сих пор в нашем изложении мы имели в виду лишь структуру личности. Однако сказанное можно распространить и на другие составляющие нашей модели человеческого существа: геном (Н), сущность (S), сущностную личность (VS), фенотип (F), вертикаль (V), подразумевая, что глобальное взаимодействие затрагивает человеческое существо в целом. Итак, более высокому логическому уровню сознания соответствует большая степень организации структуры, область к—> °°,
область +0 - это совершенная структура, Абсолют, к—> 0,
область -0 - это зона мертвой природы, Хаоса. Таким образом, мы лишний раз убеждаемся, что движение вглубь по логическим уровням - это и движение к собственной сущностной структуре, к Тому, Кто обитает в нас, обратное же движение - это саморазрушение в чистом виде. Такое саморазрушение и есть смерть, противоположность ей - «жизнь вечная» всех религий. В наших рассуждениях особое значение приобретает точка или, точнее, зона (в разных модельных представлениях она может иметь разное выражение) настоящего, которую мы можем определить как некоторый фронт взаимодействия, «движущийся» вдоль временной оси из прошлого в будущее, что выражается в разрушении структуры захваченных таким взаимодействием локусов или, что то же самое, в трансформации негэнтропийного процесса в энтропийный. Мы можем сказать иначе: процесс воссоздания структуры Универсума достигает в некоторой зоне своего максимума, затем структура начинает разрушаться. Зона воссоздания структуры воспринимается как будущее, зона ее разрушения - как прошлое, а фронт взаимодействия, сингулярный переход «негэнтропия - энтропия», - как настоящее. Описанная здесь нелинейная трансмутация Универсума носит универсальный характер и представляет собой «динамическую» компоненту глобального взаимодействия. Что же такое «истинное» настоящее? Это фронт глобального взаимодействя, имеющий некоторую протяженность вдоль оси tBp2, a именно заполняющий седьмой логический уровень, зону проекции базовой матрицы антропосферы и касающийся границы шестого логического уровня. Поскольку вектор внимания на шестом логическом уровне направлен к ядру личности, к сингулярности «+0», глобальное взаимодействие до некоторой степени обозримо из центра осознания, пребывающего на данном логическом уровне, - оттого оно и является его содержанием. На низших логических уровнях обозрению уже доступны зоны прошлого, зоны в той или иной степени разрушенной базовой структуры. Естественно, что качество отражения-отреагирования тем выше, чем ближе к зоне «истинного» настоящего расположен центр осознания - здесь Активное Сознание имеет дело с самими событиями, а в прочих случаях - с той или иной фазой их последовательного деструктурирования в хаос. Таким образом, из зоны седьмого логического уровня, в принципе, управляемо и прошлое. Точнее, здесь мы приобретаем способность влиять на сами события, а не воздействовать на их последствия. Из зоны «мнимого» настоящего «истинное» настоящее видится как будущее. Даже когда центр осознания находится на низших по отношению к шестому логических уровнях, они все задействованы, но бессознательно — этим фактом и объясняется явление «интуитивных» прозрений. На шестом логическом уровне, в зоне глубокого транса, интуиция сменяется непосредственным осознаваемым знанием. Впрочем, для «обычного» человека «подсказки» высших уровней (интуиция) в большинстве случаев бесполезны: чтобы ими воспользоваться, необходимы соответствующий опыт, достаточная структурированность и заполнение четвертого уровня сущностными истинными картами, только в терминах которых осуществима адекватная интерпретация полученной информации. Вернемся к началу данной главы. Теперь мы уверенно можем утверждать: нет «вне человеческого существа» ни прошлого, ни будущего - в объективной реальности существует лишь настоящее, находящееся в вечном становлении. Это настоящее несколько «размазано» в зоне фронта глобального взаимодействия вдоль оси «возможное будущее - истинное настоящее - реальное прошлое», но далее такой зоны «нет ничего». Масштабные путешествия во времени невозможны именно потому, что путешествовать просто некуда. С другой стороны, Активное Сознание все время путешествует во времени в пределах «возможного будущего - истинного настоящего - реального прошлого». Кроме того, будущее постоянно творится и одновременно Активным Сознанием. Сказанное легче всего выразить в терминах индийской традиции - карма и дхарма, которые, в противоположность укоренившемуся в обыденном сознанию мнению, лишь в совокупности определяют судьбу. Дхарма - это должное, закон поведения, имеющий иерархичную структуру: должное для данного конкретного человека как индивидуальности, должное для человека как члена рода и т. д., вплоть до должного для человека как носителя Активного Сознания. Карма же -последствие конкретного выбора в конкретной точке коррекции. Отсюда следствие - любое действие (даже не-действие) порождает карму. Если такое действие соответствует дхарме, карма благая, если не соответствует - неблагоприятная. Йога указывает путь выхода за пределы кармы - по существу и в терминах нашей модели - это путь погружения на глубокие логические уровни, сужение зоны «размытости» настоящего по оси «возможное будущее - истинное настоящее - реальное прошлое» до «плоскости» истинного настоящего, которое мы смело можем отождествить с Объективной Реальностью.
|