Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интсграторная система
Неизбежен вывод, что коль скоро человеческое существо принципиально нерасчленимо по вертикали «тело-душа-дух» относительно отражения-отреагирования, то должна существовать единая интеграторная система, связанная со всеми уровнями структурной организации и объединяющая их в единое целое. Такая система должна топологически соответствовать общей формулировке фрактального развертывания антропосферы; с ней напрямую должны быть связаны «личная история» и «личная эволюция» индивида; в ней, наконец, в первую очередь должны сказываться всевозможные дефекты структуры и ее внутренние конфликты. Такая система в традиции известна давно, она описывается с некоторыми объяснимыми вариациями и под разными названиями, из которых для дальнейшего изложения удобнее всего использовать наиболее известную на Западе - «систему чакр». В рамках структурной психосоматики огромный теоретический и практический интерес представляет уже один только параллельный анализ указаний различных традиций, касающихся этой темы, а также близких вопросов - «внутренней энергетики», ритмики и цикличности. Здесь мы должны решительным образом подчеркнуть, что переложение традиционных терминов «ци», «прана», «пневма», «Ка», «сила» и т. д. словом «энергия» считаем не только неудачным, ограничивающим возможности дальнейших теоретических построений, неточным и произвольным, но даже вредным, поскольку тем самым чисто периферический феномен энергии распространяется в априорно неизменном виде на все структурные уровни организации, привнося в их описание ложный акцент со всеми вытекающими концептуальными, методологическими и практическими последствиями. Употребление термина «энергия» в отношении феномена «ци» (или «праны») сложилось под влиянием лидировавшей в первой половине XX века науки - физики, переживавшей последние фазы смены господствовавшей в эпоху «классических теорий» парадигмы Ньютона (ее еще иногда называют «естественно-научной») на парадигму поля, базисную для таких направлений, как квантовая механика, общая теория относительности, теория элементарных частиц и т. д. Именно тогда термин «энергия», утратив свою четкость, стал достоянием массового сознания, распространившись на любые взаимодействия, где непосредственный агент или передаточный механизм может быть представлен лишь в виде некоторой (пусть и фиксируемой в опыте), эманации. Между тем речь идет, прежде всего, об информации, сопровождающейся, особенно на внешних организационных уровнях, энергетическими потоками и нерасчленимой с субстратом-носителем — будь то поле любой природы (в той или иной степени материальное), вдыхаемый воздух или даже потребляемая пища. В китайской традиции «посленебесное» ци, т. е. ци, потребляемое из окружающей среды уже в течение жизни, делилось на «небесное» и ци «воды и злаков» (иначе «земное»); потребление первого связывалось с дыханием, а второго - с питанием, причем преимущественно информационный характер ощущался достаточно четко (отсутствие самого термина «информация» здесь роли не играет - говорилось о передаче «закона» или «структуры», а в даосских текстах - «дао» и «дэ»). Любопытно также учение о «пище и лекарстве», составляющее одну из существенных частей древней греко-арабо-персидской традиции (такое сложносоставное название связано с историей этой школы: она восходит к греческим врачам, пришедшим в Среднюю Азию вместе с войсками Александра Македонского; затем традиция, повсеместно исчезнувная в средние века, сохранилась именно в ирано-персидской среде, дав миру такие имена, как Абу Али-Ибн-Сина (Авиценна) или придворный врач первого из Великих Моголов, Бабура, - Юсуф ибни Юсуфи Табиб, автор другого, наряду с «Каноном врачебной науки» Ибн-Сины, авторитетнейшего труда традиции - «Юсуфовой медицины»; в настоящий момент школа сохранилась именно в Индии, где, в отличие от Аюрведы, носит название «греческой»): считается, что «пища» и «лекарство» - это не две противоположные или независимые категории, а целый ряд состояний различных продуктов, в которых «питательная» и «лекарственная» стороны выражены в большей или меньшей степени. «Пища» служит материалом для построения организма, преобразуется в его жидкости и дает энергию, «лекарство» влияет своими свойствами. Такое влияние нельзя интерпретировать иначе, чем информационное. При этом любой продукт питания имеет и «лекарственное» действие, т. е. передает не только «питательные» вещества, но и «свойства», информацию. Итак, «внутренняя энергетика» оборачивается иерархически организованным многоярусным информационно-обменным взаимодействием, вне которого, если подходить к вопросу последовательно и строго, объяснение единству, постоянству структуры и возможностям эволюции всякого активного биологического объекта найдено быть не может. Опыт показывает, что эти процессы всегда управляются совокупностью ритмов и циклов: от микроритмов химических реакций и квантовых взаимодействий до глобальных ритмов, связанных с собственным вращением Галактики (с ними, в частности, коррелируют циклы «глобальное потепление - ледниковый период», столь важные для живых организмов). Здесь возникает некоторая иллюзорное противоречие: если временная ось представляет собой лишь модель, продукт нашего сознания, если прошлое и будущее в реальности не существуют, то где же и каким образом, в каком субстрате развертываются ритмы и циклы, о которых идет речь? Между тем ответ очевиден - они являются периодическими характеристиками самой структуры, подобными наслоениям антарктического льда или узлам кристаллической решетки (если сквозь такую решетку пролетает элементарная частица, то она и будет испытывать циклически меняющиеся нагрузки, связанные с неоднородности ми полей, обусловленными периодической структурой кристалла). Отметим, что и традиция всегда описывает циклы и ритмы как феномены именно структурной организации, следствие внутренних отношений между элементами структуры; точно так же как некий атрибут структурной организации Универсума, традиция рассматривает и циклы «личной истории» человека, тесно связанной с функционированием системы чакр. Здесь возникает один неизбежный вопрос: если время «на самом деле» - всего лишь способ описания структурных закономерностей, то оправдано ли использование самой этой категории, иными словами, как и относительно чего мы можем мерить все зависимые от времени величины, такие, как скорость, ускорение и т. д.? Ответ на этот вопрос оказывается очень простым: протекающие, с точки зрения «обычных» представлений, процессы «на самом деле» протекают относительно циклически меняющейся структуры Мироздания. Эти структурные ритмы не связаны с направлениями физического пространства антропосферы, поскольку развиваются вдоль координат, принадлежащих миру «высшего», по отношению к нашему, уровня. Точно так же относительно координат антропосферы протекают структурные циклы «низшего» мира. Следовательно, категория времени оказывается удобным способом описания всех периферических процессов и явлений, относящихся к первому-третьему структурным уровням организации; таковы все феномены, которые исследует физика, химия и другие сходные дисциплины, за исключением ряда тонких областей, относящихся к полевым явлениям, эволюционным и структурным вопросам. Когда же мы переходим к вопросам устройства Мироздания, «слабых и сверхслабых полей» функционирования и развития живых организмов и, в особенности, к феномену Активного Сознания, а также к другим проблемам, требующим анализа четвертого и более глубоких структурных уровней, использование категории «время», так же как и категории «энергия» возможно лишь при ясном осознании истинной природы этих феноменов, вытекающей из общих структурных представлений. Таким образом, мы вовсе не призываем отказываться от употребления понятий «время» или «энергия», мы и сами пользуемся ими там, где это оправданно и не вносит путаницы, а в тех случаях, где это необходимо, специально оговариваем рамки и смысл используемой терминологии. Исследование тонких особенностей феномена «время» важно для нас именно потому, что является своеобразным ключом как к структурным представлениям, так и к проблемам человеческого существа - его личности, деятельности, «личной истории» и «личной эволюции», а также всевозможных нарушений развертывания его структуры, ее дефектов, которые могут проявляться и как патологии разного рода, и как социальные, душевные и духовные изъяны. Перейдём к более подробному анализу системы чакр. Чакры, как универсальные интеграторы структуры человеческого существа, связаны со всеми уровнями его организации. Семь раз повторяясь, эта структура повторяет семиуровневое «воплощение» (в прямом смысле данного слова - «реализацию во плоти») базового принципа от «верхней» Кетер (Сахасрара) до «нижней» Малькут (Му-ладхара). Связь любой из чакр не означает, что они при этом не имеют собственных «предпочтений», не отменяет сказанное и выделенной роли той или иной чакры в том или ином аспекте человеческого бытия. Эта особенность становится яснее, если представить себе, что чакры играют, во-первых, роль коммуникативных центров, ориентированных на те или иные структуры человеческого существа (эта сторона связана с универсальностью чакр - все они связаны с теми или иными телесными, духовными, душевными феноменами, с теми или иными зонами фенотипа, с теми или иными уровнями отражения-отреагирования), а во-вторых, своеобразных «реле», открывающих доступ к той или иной структуре на собственном «уровне ответственности» (специфическая роль чакр; так, доступ к высшим духовным способностям открывает лишь Аджна, несмотря на то что некоторые из них связаны, например, с Муладхарой; с другой стороны, ущербность Муладхары невосполнима, когда речь идет о физических способностях). Таким образом, среди чакр нет более или менее важных, однако нормальное развитие как в процессе «личной истории», так и в процессе «личной эволюции» связано с последовательным и гармоничным «подключением» «высших» центров к уже «действующим». Важнейший вывод из всего сказанного сводится к тому, что первейшее значение имеет именно гармоническое, согласованное развитие и действия всех структур человеческого существа, а не какие-либо экстраординарные способности и навыки в той или иной зоне - или, говоря в терминах структурной психосоматики, сущностность и проработанность структурных уровней организации. Проясним еще некоторые важные моменты. На базе целостного генома могут быть оттранслированы различные фенотипы (соответствующие тем или иным зонам генома или генотипа) и, соответственно, развернуты качественно различные текущие и сущностные триады, при этом: - вертикаль полностью формируется на базе любого жизнеспособного фенотипа, присущего человеческому существу, в том числе и простейшего фенотипа особи; иными словами, любой человек безусловно наделен телом, душой и духом, обеспечивающими совокупность его деятельности в отражении-отреагировании, которую мы в том или ином смысле можем характеризовать как «человеческую»; - в отражении-отреагировании участвуют всегда все семь логических уровней, однако это не значит, что все эти уровни в достаточной мере структурированы или проработаны, или, что то же самое, это не значит, что центр осознания всегда может устойчиво пребывать на любом, сколь угодно глубоком логическом уровне; эти три формулировки - структурированность логического уровня, его проработанность и устойчивость пребывания на нем центра осознания - суть синонимы; последняя предполагает, что такое пребывание, во-первых, управляемо, во-вторых, может быть отслежено и, в-третьих, может осуществляться по желанию, а не как результат некоторых экстраординарных обстоятельств - стресса, психотропных средств[26] и т. п. Возникает вопрос: на базе любого ли фенотипа достижимо устойчивое пребывание центра осознания на глубинных логических уровнях? Следует прежде всего уточнить, что отражение-отреагирование, с точки зрения своих качеств, механизмов и «внутренней» деятельности, контекстуально зависимо. Иными словами, мы не можем всегда говорить о проработанности тех или иных логических уровней для всех возможных жизненных контекстов. Такие контексты, в том числе, могут быть классифицированы от наиболее простых и конкретных до наиболее сложных и общих (итогом этого изложения и обобщения и является Глобальный Контекст, объект отражения на пятом логическом уровне, соответствующий «внутреннему» образу этого уровня - космограмме). Даже самый общий структурный анализ, а тем более, привлечение фактического материала, заставляют сделать вывод: структурирование глубинных логических уровней контекстуально зависимо, причем возможность устойчивого пребывания центра осознания на том или ином уровне зависит от качества оттранслированного фенотипа. Иными словами, каждый фенотип, начиная от фенотипа особи и кончая планетарным фенотипом, открывает доступ к новой группе контекстов, являющейся расширением и обобщением всех предыдущих. Таким образом, мы можем классифицировать контексты соответственно фенотипам (рис. 32). Очень грубо круг жизненных ситуаций, которые относятся к той или иной группе контекстов, можно определить по принципу «Я и...»[27], т. е. исходя из того, сколь широко распространяет конкретный человек свое поле осознания: позиция «Только Я» соответствует бытовым контекстам; позиция «Я и самые близкие» - индивидуальным; позиция «Я и моя семья» - семейным; «Я и те, кто со мной»[28] - родовым; «Я и мой народ»[29] - этническим; «Я ичеловечество» - человеческим; «Я и весь мир» - планетарным. Термин «мир» означает здесь «Ойкумену», т. е. обозримую для индивида в соответствии с социально-историческими особенностями бытия, населенную людьми или важную для людей часть Вселенной (всю - Вселенную в целом). Глобальный контекст отличается тем, что ориентирован на Универсум, исчерпывающее «все» этого мира безотносительно к человеческому существу как таковому; под Глобальным Взаимодействием, в свою очередь, мы понимаем целокупность проявленной Вселенной, причины ее развития и структурные закономерности. Очевидно, что разные люди, пребывающие в одной и той же ситуации, могут тем не менее находиться в разных контекстах; очевидно, что для людей, чей фенотип существенно усечен, не доступны не только многие грани реальности, но целые группы контекстов, а значит, целые зоны Универсума.
Рис. 32. Геном, фенотипы, контексты
Из всего сказанного очевидно, что: - на базе фенотипов особи и индивида могут быть хорошо проработаны первый и второй логические уровни сознания, достаточно хорошо - третий, сформированы некоторые, в том числе и весьма важные, карты, однако только фенотип индивида обеспечивает более или менее устойчивое пребывание на третьем логическом уровне; - на базе фенотипов семьи, рода и этноса происходит структурирование третьего, четвертого и пятого логических уровней, причем полное формирование космограммы возможно лишь для тех, кому доступны контексты с позиции «Я и мой народ»; Для синтеза космограммы необходимо, чтобы достаточное количество карт было хорошо структурировано, однако, разумеется, не все -это в принципе невозможно. Если хорошо структурированы карты родовых контекстов (и всех более узких групп контекстов), то синтез космограммы уже возможен; тем более это касается проработки карт этнических контекстов; - устойчивое пребывание центра осознания в ядре личности доступно лишь на базе человеческого и планетарного фенотипов. Таким образом, развитие в процессе «личной эволюции» ступенчато и связано с «подключением» «молчащих» зон генома и «коррекцией» всех уже «включенных» (рис. 33). Эта коррекция заслуживает отдельного разговора.
Рис. 33. Ступенчатое развитие
|