Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Недостатки системны нормативной документации е сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
Основу системы нормативно-правового регулирования инвестиций в форме капитальных вложений в настоящее время составляют три группы документов: 1. Доставшиеся в наследство от плановой советской экономики строительные нормы, правила и процедуры, которые Министерством строительства РФ объявлены действующими. 2. Новые законодательные и нормативные акты Правительства России, заинтересованных ведомств и государственных Надзорных органов, ориентирующие инвестиционно-строительную деятельность на рыночные отношения. 3. Большое количество ведомственных указаний, постановлений и распоряжений, которые до сих пор определяют «сложившуюся практику» работы государственных, муниципальных и надзорных органов, регулирующих строительную и инвестиционную деятельность. Данное обстоятельство обусловило: • появление противоречий в действующих нормах и требованиях, не способствующих быстрому согласованию инвестиционных проектов, особенно финансируемых за счёт собственных средств; • усложнение процедур получения исходных данных для проектирования, согласования и экспертизы проектной документации; • недооценку роли частного капитала в экономическом подъёме региона и страны в целом. К сожалению, в действующих документах отсутствуют чёткие и общие для всех них положения, однозначно определяющие: 1. Терминологию и понятия, используемые в инвестиционной деятельности в сфере строительства; 2. Компетенцию, права и обязанности субъектов строительной деятельности; 3. Порядок реализации законных прав юридических и физических лиц на землепользование, предпринимательство и участие в строительной деятельности; 4. Сроки рассмотрения обращений Заказчиков государственными органами, а также ответственность должностных лиц за превышение полномочий и несоблюдение нормативных требований. 5. Процедуры оформления разрешений на изыскания, проектирование, размещение и строительство объектов. 6. Организацию строительного производства при финансировании объектов из собственных средств Заказчика. 7. Процедуры приёмки законченных строительством объектов в эксплуатацию, юридического оформления факта перевода их в состав действующих предприятий и регистрации права собственности на них. Призванные способствовать привлечению инвестиций и упрощению порядка получения разрешений на строительство путём нормирования процедур: • выбора мест размещения объектов строительства; • оценки целесообразности строительства новых или реконструкции (расширения, перепрофилирования) действующих объектов с позиций рационального распределения производительных сил; • оформления права землепользования; • получения доступа к топливо-энергетическим и минеральным ресурсам; • получения исходных данных для проектирования; • разработки проектной документации; • согласования проектных решений с административными и надзорными органами; • прохождения экспертизы проектов; • получения разрешения на производство строительно-монтажных работ; • организации строительного производства, авторского и технического надзора за качеством работ. Указанные нормативные акты содержат много противоречивых положений. В значительной мере это произошло потому, что изданы они различными ведомствами независимо друг от друга. В настоящее время специальные требования к строительной деятельности определяют несколько министерств и ведомств, органы представительной и исполнительной власти. И хотя существуют официально установленные: • Порядок регистрации таких документов в Министерстве строительства России (РДС10-202-94), а также • Порядок их распространения (РДС 10-203-94), они часто существуют «сами по себе». Так, например: 1. Главное управление государственной экологической экспертизы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ ещё 10.12.93г. утвердило Руководство по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации, которое не претерпело изменений после вступления в силу в 1995 году федерального закона «Об экологической экспертизе». 2. Главное управление Государственной противопожарной службы МВД России приказом Министра ввело в действие с 31.01.94 г.: • Порядок участия органов государственного пожарного надзора РФ в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства (НПБ 02-93); • Порядок согласования органами государственного пожарного надзора РФ проектно-сметной документации на строительство (НПБ 03-93). Но эти документы почему-то даже не упоминаются в СНиП 21-01-97 (Пожарная безопасность зданий и сооружений), введённых в действие с 01 января 1998г. Так действуют они или уже не действуют? 3. Министерство труда РФ в 1996 году выпустило Методические указания по проведению экспертизы на соответствие требованиям условий труда в проектах строительства, которые до сих пор не отменены, хотя законодательством такая экспертиза не предусмотрена, (ст. 14. Закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»). 4. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) ввело в действие с 01.07.98 г. Порядок разработки и состав раздела в ТЭО «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» без регистрации его в Министерстве юстиции РФ. Следовательно, данный документ не является нормативным. Многие положения названных документов не согласуются с требованиями строительных норм и правил (СНиП), а также между собой. Кроме того, различные Методические указания и Руководства по определению не относятся к нормативным актам. В силу этого они должны использоваться только как информационно-справочные материалы, но их разработчики при согласовании проектов ревниво следят за выполнением своих рекомендаций. Не смотря на Указ Президента РФ (от 23 мая 1996г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»), в России, пока ещё не сложилась система обязательной регистрации в Министерстве юстиции всех ведомственных документов, регулирующих инвестиционную деятельность. Наверное, единственный пока нормативный документ по строительству, имеющий регистрацию в Министерстве юстиции РФ - Порядок проведения государственной экспертизы проектов с привлечением иностранного капитала в РФ (постановление Минстроя РФ от 16.02.95г. М18-18) просто забыт - таковая проводится на региональном уровне в соответствии со своими территориальными строительными нормами (ТСН). В настоящее время нет единого органа, который следил бы за законностью и соответствием друг другу отраслевых норм и правил к сфере строительства, придавал бы им нормативный статус. Не издаётся Реестр действующих нормативных документов по вопросам инвестиций в строительстве на федеральном и региональном уровнях. Распоряжения и указания региональных властей по вопросам инвестиционной и строительной деятельности вообще нигде не регистрируются и на соответствие федеральным законам и нормам не проверяются, хотя потребность в этом огромная. Отмеченное свидетельствует: во-первых, о невысокой исполнительской дисциплине региональных органов власти, во-вторых, об их стремлении к большей самостоятельности в вопросах социально-экономического развития территорий. До настоящего момента остаются действующими многие нормативные документы (СНиП, стандарты и др.), которые были разработаны для условий плановой централизованной экономики. Сейчас они объективно препятствуют инвестициям, так как по сути своей ориентированы на экономию бюджетных средств и в силу этого содержат различные ограничения на любые расходы. В совокупности со «сложившейся практикой» это зачастую является серьёзным препятствием для инвестиционной деятельности на рыночных принципах. Инвесторам в таких условиях приходится очень нелегко, так как они вынуждены уже в ходе реализации проектов сами разрешать имеющиеся в нормативных документах противоречия.
|